Судья: Гончарова Ю.С.. Дело № 33-1231/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Астрахань 20 апреля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Обносовой М.В., Губернаторова Ю.Ю.
при секретаре: Васильевой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Губернаторова Ю.Ю., дело по кассационной жалобе ОСАО «Ингосстрах» на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 15 февраля 2011 года по делу иску Хабасовой Р.М. к ОСАО «Ингосстрах», третьему лицу Европейский трастовый банк, по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования ООО Стратегические инвестиции «Новый дом» к ОСАО «Ингосстрах» о взыскании страхового возмещения, а так же встречное исковое заявление ОСАО «Ингосстрах» к Хабасовой Р.М. о признании договора недействительным,
УСТАНОВИЛА:
Хабасова P.M. обратилась в суд о понуждении исполнения обязательств по договору, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО12 (Страхователь) и ОСАО «Ингосстрах» (Страховщик) заключен договор № ** личного и имущественного страхования, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ (п.6.1. договора).
Согласно условиям данного договора его предметом является страхование жизни и потери трудоспособности страхователя, а также страхование риска утраты и повреждения квартиры, переданной в ипотеку Выгодоприобретателю по кредитному договору № ** от ДД.ММ.ГГГГ
Свои обязательства по оплате страховой премии, застрахованный ФИО13 выполнил. Выгодоприобретателем назначен Коммерческий Банк <данные изъяты>, являющийся кредитором по вышеуказанному кредитному договору. Застрахованный ФИО14 умер ДД.ММ.ГГГГ, в период действия договора страхования № ** от ДД.ММ.ГГГГ что является страховым случаем по договору (п.3.1.1. договора страхования).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стратегические инвестиции «Новый дом» обратилось в ОСАО «Ингосстрах» с заявлением о выплате страхового обеспечения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ страховая компания отказала в страховой выплате, т.к. данный случай не является страховым.
Просит признать смерть ФИО15 умершего ДД.ММ.ГГГГ, страховым случаем и обязать ОСАО «Ингосстрах» осуществить в пользу ООО «Стратегические инвестиции «Новый дом» страховую выплату в размере ** в счет погашения ссудной задолженности ФИО16 по кредитному договору.
000 «Стратегические инвестиции «Новый дом»» обратились в суд с самостоятельными требованиями к ОСАО «Ингосстрах» о взыскании страхового. возмещения указав, что 000 «Стратегические инвестиции «Новый дом» является законным владельцем закладной, обладает всеми правами кредитора по кредитному договору и является выгодоприобретателем по договору страхования заключенному между ОСАО «Ингосстрах» и ФИО17
Поскольку ОСАО «Ингосстрах» не желает добровольно произвести страховую выплату в порядке, предусмотренном договором страхования, просили суд взыскать с ОСАО «Ингосстрах» в их пользу ** (<данные изъяты>) рублей ** копеек, а так же в пользу бюджета госпошлину в размере **
В свою очередь ОСАО «Ингосстрах» обратилось в суд со встречным иском к Хабасовой P.M. о признании договора недействительным, указав, что при заключении договора страхования ФИО20 в заявлении-вопроснике от ДД.ММ.ГГГГ не указал о наличии <данные изъяты>
Из акта судебно-медицинского исследования <данные изъяты> № ** от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что смерть ФИО21 наступила от <данные изъяты>
Кроме того, согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного выданной <данные изъяты> г. Астрахани в качестве диагноза указаны: <данные изъяты> <данные изъяты>
Считают, указанные симптомы, состоят в прямой причинной следственной связи с заболеванием, послужившим причиной смерти, которые страхователь при заключении договора намеренно скрыл. В связи с чем, просили суд признать договор страхования № ** от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
В судебном заседании истица и ее представитель, исковые требования с учетом уточнений поддержали, во встречном иске просили отказать, в том числе и в связи с пропуском срока исковой давности.
Представитель ОСАО «Ингосстрах» требования Хабасовой P.M. не признал, настаивал на удовлетворении своих требований.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 15 февраля 2011 года исковые требования Хабасовой P.M. удовлетворены. Встречные требования ОСАО «Ингосстрах» оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ОСАО «Ингосстрах» ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на нарушение норм материального права, выводы суда противоречат имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, условия договора ФИО22 не были выполнены, он скрыл наличие у него заболевания <данные изъяты>
Заслушав докладчика, объяснения представителя ОСАО «Ингосстрах»., поддержавшего доводы жалобы, представителя Хабасовой P.M., представителя ООО «Стратегические инвестиции» «Новый дом», возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 944 ГК РФ, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны, не должны быть известны страховщику. Существенными признаются, во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Согласно ст. 179 ГК РФ.
Отказывая в выплате, страховая компания полагала, что заболевание, которое явилось причиной смерти, развилось и было диагностировано задолго до заключения договора страхования. При этом в анкете ФИО23 на все вопросы, касающиеся состояния его здоровья, отвечал отрицательно.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО24 (Страхователь) и ОСАО «Ингосстрах» (Страховщик) заключен договор № ** личного и имущественного страхования, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ (п.6.1. договора).
Согласно п. 3.1.1. смерть застрахованного лица, наступившая в течение срока действия договора страхования в результате несчастного случая или болезни (заболевания) является страховым случаем по настоящему договору.
ФИО25. умер ДД.ММ.ГГГГ то есть в период действия договора страхования № ** от ДД.ММ.ГГГГ
Отказывая в выплате страхового возмещения, ОСАО «Ингосстрах» указал, что смерть ФИО26 не может быть признана страховым случаем, поскольку смерть ФИО27 наступила от <данные изъяты>, о чем ФИО28 при заключении договора страховании скрыл. В связи с этим ОСАО «Ингосстрах» просит признать договор страхования недействительным.
Как установлено в судебном заседании в <данные изъяты> ФИО29 наблюдался с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>. Госпитализировался по данному поводу ДД.ММ.ГГГГ году, а также ДД.ММ.ГГГГ В декабре ДД.ММ.ГГГГ ему была проведена операция на <данные изъяты> Причем <данные изъяты> диагностировано ему не было. Данные факты подтвердились в судебном заседании амбулаторной картой больного ФИО30 а также пояснениями ФИО31
Таким образом суд обоснованно удовлетворил требования Хабасовой P.M. и ООО «Стратегические инвестиции «Новый дом», а во встречных требованиях ОСАО «Ингосстрах» отказал.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что доводы кассационной жалобы своего подтверждения не нашли и оснований для отмены решения районного суда, установленных статьей 362 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Астрахани от 15 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОСАО «Ингосстрах» - без удовлетворения.