Судья Бочарников П.В. № 7-238/2011 Судья Астраханского областного суда Сухачева Т.Ю., при секретаре Хоюровой Ю.П., рассмотрев жалобу Лежниной А.Ф. на постановление судьи Ахтубинского городского суда Астраханской области от 16 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: постановлением судьи Ахтубинского городского суда Астраханской области от 16 сентября 2011 года индивидуальный предприниматель Лежнина А.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. В жалобе на судебное постановление индивидуальный предприниматель Лежнина А.Ф. ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Указывает, что ее деятельность связана с розничной реализацией непродовольственных товаров и в процессе ее образуются отходы 1-4 класса опасности, данные отходы хранятся некоторое время в помещениях аптек (1 класса - ртутные лампы до 6 месяцев в родной упаковке, а 4 класса – бытовой мусор и смет 1 день), а далее передаются специализированным организациям, с которыми имеются соответствующие договора. Таким образом, она участвует в обращении с отходами только за счет накопления отходов, которые находятся внутри помещений до передачи принимающей организацией, поэтому, по мнению заявителя, данная деятельность не оказывает и не может оказать негативного влияния на окружающую среду. Кроме того, ею заключен договор на паспортизацию с ООО «Б.», 1 августа 2011 года заключен трудовой договор с Ш., который имеет свидетельство о профессиональной подготовке по направлению «организация обращения с опасными отходами на предприятиях». Полагает, что она, как представитель малого бизнеса не обязана разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а акты инвентаризации отходов за 2009-2010 г. были представлены суду, журнал учета движения отходов ведется, однако ею не отрицается, что отчеты по форме 2-ТП не подавались. Обращает внимание, что нарушений санитарно-эпидемиологических требований прокуратурой при проверке не отмечено, отходы регулярно передаются по договору специализированным организациям, накопление отходов осуществляется только внутри помещений без влияния на компоненты природной среды, в том числе негативного. Считает, что сумма наложенного на нее административного штрафа представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией РФ свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права частной собственности. Лежнина А.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представила заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие с участием представителя Жадана Е.М. Заслушав представителя Лежниной А.Ф. – Жадана Е.М., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу. В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Согласно статье 14 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности. В статье 15 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. В статье 18 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Статья 19 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. В ходе исследования материалов дела установлено, что 16 августа 2011 года по 25 августа 2011 года Ахтубинской городской прокуратурой с участием государственного инспектора по охране природы Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведена проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф., которая осуществляет торговлю в помещении аптеки, расположенной по адресу: <адрес>. В результате хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. образуются отходы 4 и 5 классов опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности), прочие коммунальные отходы (мусор уличный – 4 класс опасности), отходы от уборки помещений – 5 класс опасности. По результатам проверки выявлены следующие нарушения законодательства об отходах потребления: -отсутствует порядок учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (часть 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»); -отсутствует отчет об инвентаризации отходов производства и потребления (статья 18 указанного Закона); -отсутствуют паспорта на образующиеся отходы (статья 14 указанного Закона); -отсутствует лицо, прошедшее профессиональную подготовку в области обращения с отходами 1-4 классов опасности (статья 15 указанного Закона). Заместителем Ахтубинского городского прокурора Т. 25 августа 2011 года вынесено постановление о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. дела об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С постановлением индивидуальный предприниматель Лежнина А.Ф. ознакомлена и 25 августа 2011 года получила его копию. Определением государственного инспектора Астраханской области по охране природы А. от 29 августа 2011 года дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. передано для рассмотрения в Ахтубинский городской суд Астраханской области. Признавая индивидуального предпринимателя Лежнину А.Ф. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд, исходил из доказанности факта нарушений Лежниной А.Ф. требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности в помещении аптеки. Выводы суда основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Доводы жалобы, направлены на переоценку обстоятельств, исследованных и установленных судом первой инстанции, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными. Как подтверждают материалы дела, на момент проведения проверки индивидуальный предприниматель Лежнина А.Ф. не отрицала факт выявленных нарушений, в суде установлено, что в части нарушения были устранены: заключен договор на изготовление паспортов на образующие отходы; заключен трудовой договор с лицом, имеющим профессиональную подготовку в области обращения с опасными отходами на предприятиях. Таким образом, действия индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. правильно квалифицированы по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Доводы жалобы о том, что деятельность индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, не основаны на материалах дела, поскольку, осуществляя хозяйственную деятельность (согласно лицензии – фармацевтическая деятельность) последняя нарушила требования закона в области обращения с отходами производства и потребления, не обеспечила надлежащий контроль за выполнением требований закона. Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения, в силу следующих обстоятельств. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Суд, проанализировав обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу, что несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям. Оснований не согласиться с таким выводом суда, по доводам жалобы, не имеется. Наказание за совершенное административное правонарушение было назначено в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является минимальным. С учетом вышеуказанных обстоятельств оснований для освобождения индивидуального предпринимателя Лежниной А. Ф. от административной ответственности в силу малозначительности не имеется. На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, РЕШИЛ: постановление судьи Ахтубинского городского суда Астраханской области от 16 сентября 2011 года оставить без изменения, а жалобу Лежниной А.Ф. – без удовлетворения.