В случае нарушения индивидуальным предпринимателем требований закона в области охраны окружающей среды и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, его действия подлежат квалификации по ст. 8.2 КоАП РФ.



Судья Бочарников П.В. № 7-238/2011

РЕШЕНИЕ г. Астрахань 11 ноября 2011 года

Судья Астраханского областного суда Сухачева Т.Ю., при секретаре Хоюровой Ю.П., рассмотрев жалобу Лежниной А.Ф. на постановление судьи Ахтубинского городского суда Астраханской области от 16 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Ахтубинского городского суда Астраханской области от 16 сентября 2011 года индивидуальный предприниматель Лежнина А.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе на судебное постановление индивидуальный предприниматель Лежнина А.Ф. ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Указывает, что ее деятельность связана с розничной реализацией непродовольственных товаров и в процессе ее образуются отходы 1-4 класса опасности, данные отходы хранятся некоторое время в помещениях аптек (1 класса - ртутные лампы до 6 месяцев в родной упаковке, а 4 класса – бытовой мусор и смет 1 день), а далее передаются специализированным организациям, с которыми имеются соответствующие договора. Таким образом, она участвует в обращении с отходами только за счет накопления отходов, которые находятся внутри помещений до передачи принимающей организацией, поэтому, по мнению заявителя, данная деятельность не оказывает и не может оказать негативного влияния на окружающую среду. Кроме того, ею заключен договор на паспортизацию с ООО «Б.», 1 августа 2011 года заключен трудовой договор с Ш., который имеет свидетельство о профессиональной подготовке по направлению «организация обращения с опасными отходами на предприятиях». Полагает, что она, как представитель малого бизнеса не обязана разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а акты инвентаризации отходов за 2009-2010 г. были представлены суду, журнал учета движения отходов ведется, однако ею не отрицается, что отчеты по форме 2-ТП не подавались. Обращает внимание, что нарушений санитарно-эпидемиологических требований прокуратурой при проверке не отмечено, отходы регулярно передаются по договору специализированным организациям, накопление отходов осуществляется только внутри помещений без влияния на компоненты природной среды, в том числе негативного. Считает, что сумма наложенного на нее административного штрафа представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией РФ свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права частной собственности.

Лежнина А.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представила заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие с участием представителя Жадана Е.М.

Заслушав представителя Лежниной А.Ф. – Жадана Е.М., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно статье 14 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

В статье 15 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В статье 18 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Статья 19 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В ходе исследования материалов дела установлено, что 16 августа 2011 года по 25 августа 2011 года Ахтубинской городской прокуратурой с участием государственного инспектора по охране природы Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведена проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф., которая осуществляет торговлю в помещении аптеки, расположенной по адресу: <адрес>.

В результате хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. образуются отходы 4 и 5 классов опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности), прочие коммунальные отходы (мусор уличный – 4 класс опасности), отходы от уборки помещений – 5 класс опасности.

По результатам проверки выявлены следующие нарушения законодательства об отходах потребления:

-отсутствует порядок учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (часть 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»);

-отсутствует отчет об инвентаризации отходов производства и потребления (статья 18 указанного Закона);

-отсутствуют паспорта на образующиеся отходы (статья 14 указанного Закона);

-отсутствует лицо, прошедшее профессиональную подготовку в области обращения с отходами 1-4 классов опасности (статья 15 указанного Закона).

Заместителем Ахтубинского городского прокурора Т. 25 августа 2011 года вынесено постановление о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. дела об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С постановлением индивидуальный предприниматель Лежнина А.Ф. ознакомлена и 25 августа 2011 года получила его копию.

Определением государственного инспектора Астраханской области по охране природы А. от 29 августа 2011 года дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. передано для рассмотрения в Ахтубинский городской суд Астраханской области.

Признавая индивидуального предпринимателя Лежнину А.Ф. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд, исходил из доказанности факта нарушений Лежниной А.Ф. требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности в помещении аптеки.

Выводы суда основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы, направлены на переоценку обстоятельств, исследованных и установленных судом первой инстанции, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.

Как подтверждают материалы дела, на момент проведения проверки индивидуальный предприниматель Лежнина А.Ф. не отрицала факт выявленных нарушений, в суде установлено, что в части нарушения были устранены: заключен договор на изготовление паспортов на образующие отходы; заключен трудовой договор с лицом, имеющим профессиональную подготовку в области обращения с опасными отходами на предприятиях.

Таким образом, действия индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. правильно квалифицированы по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что деятельность индивидуального предпринимателя Лежниной А.Ф. не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, не основаны на материалах дела, поскольку, осуществляя хозяйственную деятельность (согласно лицензии – фармацевтическая деятельность) последняя нарушила требования закона в области обращения с отходами производства и потребления, не обеспечила надлежащий контроль за выполнением требований закона.

Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения, в силу следующих обстоятельств.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Суд, проанализировав обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу, что несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.

Оснований не согласиться с таким выводом суда, по доводам жалобы, не имеется.

Наказание за совершенное административное правонарушение было назначено в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является минимальным.

С учетом вышеуказанных обстоятельств оснований для освобождения индивидуального предпринимателя Лежниной А. Ф. от административной ответственности в силу малозначительности не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление судьи Ахтубинского городского суда Астраханской области от 16 сентября 2011 года оставить без изменения, а жалобу Лежниной А.Ф. – без удовлетворения.