Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, за отсутствием в его действиях состава правонарушения, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности объективной стороны вменяемого правонарушения.



судья Шамухамедова Е. В. № 7-46/2012

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 27 января 2012 г.

Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Русских Е. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Астраханской таможни на постановление Советского районного суда г. Астрахани от 26 декабря 2011 г. по делу об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества « Российские железные дороги » о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением Советского районного суда г. Астрахани от 26 декабря 2011 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества « Российские железные дороги » (далее по тексту ОАО « Российские железные дороги ») по ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

В жалобе Астраханской таможни в лице представителя по доверенности ФИО20 ставится вопрос об отмене постановления суда по основаниям нарушения норм законодательства об административных правонарушениях, необоснованности выводов суда об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявитель указывает, что факт отсутствия у товара, выданного без разрешения таможенного органа статуса товаров, находящихся на временном хранении не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку данный товар оформлен в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита и выдача данного товара без разрешения таможенного органа образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению Астраханской таможни, суд, принимая решение по делу, не учел, что диспозицией ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа, товаров имеющих статус товаров, находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо находящихся на таможенном складе, либо свободном складе. Согласно диспозиции статьи законодатель установил административную ответственность за выдачу (передачу) товаров: имеющих статус товаров, находящихся на временном хранении (п. 2 ст. 26 ТК ТС); помещенных под процедуру таможенного транзита (ст.ст. 223, 224 ТК ТС); хранящихся на таможенном складе (ст. 31 ТК ТС). Таким образом, законодателем предусмотрена административная ответственность за выдачу товаров, находящихся под таможенным контролем независимо от помещения товара под таможенную процедуру и имеющего определенный статус.

Представителем ОАО « Российские железные дороги » - Голуб Л. Г. на жалобу Астраханской таможни принесен отзыв, в котором указывается на законность и обоснованность судебного постановления.

Выслушав представителя Астраханской таможни – Имашева А. В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ОАО « Российские железные дороги » - Голуб Л. Г., возражавшую по доводам жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены состоявшегося судебного постановления не нахожу.

В соответствии со ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Согласно положениям ст. 220 Таможенного кодекса Таможенного союза местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).

На основании ст. 223 Таможенного кодекса Таможенного союза при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан: 1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен; 2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись; 3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 222 настоящего Кодекса.

В силу ст. 225 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы: в отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта, - в течение времени, установленного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.

При недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита (п. 1 ст. 224 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ г. в ОКТТ Астраханского таможенного поста представлены документы ТД для завершения процедуры таможенного транзита на товар – « <данные изъяты> » из <адрес>, поступивший железнодорожным транспортом в адрес ООО « С. », для дальнейшей отправки морским транспортом в <адрес>. Отправителем груза является ПАО « Е. », получателем является ООО « С. », перевозчиком - ОАО « Российские железные дороги ».

В ходе проведения проверочных мероприятий представленных документов установлено, что перевозчиком ОАО « Российские железные дороги » осуществлена передача без разрешения таможенного органа, товара – « <данные изъяты> », оформленного в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, представителям ООО « С. », которые не получили разрешение на осуществление перевозки товаров по процедуре таможенного транзита. Передача товара осуществлена, согласно памятки приемосдатчика на уборку вагонов , путем подачи 22 января 2011 г. в 10 часов 15 минут вагона на выставочный путь ООО « С. », где ООО « С. » завершило грузовые операции по выгрузке груза из вагона и товар по ДО помещен на ответственное хранение.

Астраханской таможней установлено, что ОАО « Российские железные дороги » на Астраханский таможенный пост за разрешением на разгрузку, погрузку, выгрузку, перегрузку, а также на совершение иных грузовых операций, в том числе для передачи товара « <данные изъяты> » ООО « С. » не обращалось, чем перевозчиком нарушены положения ст.ст. 220, 223 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Учитывая, что перевозчиком ОАО « Российские железные дороги » осуществлена передача товаров, оформленных в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита ООО « С. », не получившему разрешение на осуществление перевозки товаров по процедуре таможенного транзита, путем подачи вагона на выставочный путь ООО « С. », где ООО « С. » 22 января 2011 г. завершило грузовые операции по выгрузке груза из вагона, определением от 07 октября 2011 г. Астраханская таможня возбудила дело об административном правонарушении в отношении ОАО « Российские железные дороги ».

07 ноября 2011 г. в отношении ОАО « Российские железные дороги » составлен протокол об административном правонарушении . Определением от 16 ноября 2011 г. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО « Российские железные дороги » передано для рассмотрения в суд.

Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО « Российские железные дороги » за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к правильному и обоснованному выводу о недоказанности объективной стороны вменяемого правонарушения, поскольку ОАО « Российские железные дороги » соблюдены требования ст.ст. 220, 223 Таможенного Кодекса Таможенного союза при перевозке груза-товара « <данные изъяты> », следующего железнодорожным транспортом с территории <адрес> в адрес ООО « С. » для дальнейшей отправки морским транспортом в ИР <адрес>.

Свои выводы суд строил на том факте, что на момент передачи груза ООО « С. » товар « <данные изъяты> » не приобрел статус находящегося на временном хранении, поскольку таможенным органом не производилась регистрация документов, подлежащих представлению для помещения товаров в указанный режим.

Выводы суда основаны на материалах дела и требованиях закона.

Доводы жалобы о необоснованности выводов суда об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не состоятельны по следующим основаниям.

Из ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в выдаче (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении; помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита; хранящихся на таможенном складе или свободном складе. При этом выдача товара заключается в его фактической передаче третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового.

Вопреки требованиям ст. ст. 1.5, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таможенным органом не представлено доказательств, что товар передан (выдан) без соответствующего разрешения таможенного органа и без помещения в зону таможенного контроля, что могло повлечь временное выбытие товара из-под таможенного контроля, а также то, что товар приобрел статус, находящегося на временном хранении.

Проанализировав вышеуказанные нормы административного, таможенного законодательства и обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что таможенным органом не доказана вина ОАО « Российские железные дороги » в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно прекратил производство по делу.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления, не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление Советского районного суда г. Астрахани от 26 декабря 2011 года, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества « Российские железные дороги » по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу Астраханской таможни – без удовлетворения.