При определении размера административного штрафа, назначенного судом за правонарушение по ст. 8.2 КоАП РФ, судом не учтены все обстоятельства, смягчающие административную ответственность.



Судья Корнева Н.И. Дело № 7-70/2012

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 17 февраля 2012 года

Судья Астраханского областного суда Шустова Т.П., при секретаре Панаевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» на постановление судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество»,

установил:

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 января 2012 года Астраханское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <...> рублей.

Не согласившись с назначенным наказанием, Астраханское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» подало жалобу, в которой просят отменить постановление в части назначения административного наказания, назначив минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией вменяемой статьи.

В судебное заседание прокурор, представитель Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили. Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, считаю возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителей Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» Коротенко Г.И., Каширского О.Е., проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-Федерльного закона «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В силу части 1 статьи 18 указанного закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В статье 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» закреплено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 13 декабря 2011 года по 20 декабря 2011 года прокуратурой Ленинского района г. Астрахани совместно с сотрудниками Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведена проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства в деятельности Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», расположенного по адресу: <...>.

Проверкой установлено, что в результате деятельности юридического лица образуются отходы 3 (масла моторные отработанные, аккумуляторы свинцовые отработанные, фильтры промасленные), 4 (мусор от бытовых помещений организаций несортированный) классов опасности.

Согласно акту проверки от 13 декабря 2011 года выявлены следующие нарушения законодательства об отходах потребления: отсутствует паспортизация образующихся отходов 3-4 классов; паспорт опасного отхода - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности) от 1 декабря 2011 года не согласован с управлением Росприроднадзора по Астраханской области; не осуществляется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не представляется отчетность в установленном порядке и в установленный срок; отсутствует статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2010 год; отсутствует лицо, прошедшее специальную подготовку в области обращения с отходами; порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления отсутствует.

Указанными действиями нарушены положения статей 14, 15, 18, 19, 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статей 51, 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Обстоятельства совершения административного правонарушения установлены на основании доказательств по делу, в том числе акта проверки № <...> от 13 декабря 2011 года, объяснений председателя Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» Ф., постановления прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 20 декабря 2011 года.

Оценив указанные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в совокупности с иными материалами дела, учитывая положения указанных выше норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления», судья пришел к правильному выводу о допустимости, достоверности и достаточности доказательств, и наличии вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Установив отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, а также тот факт, что юридическое лицо к ответственности привлекается впервые, судья назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Между тем, привлекая Астраханское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» к административной ответственности за административное правонарушение, судья обязан был исходить из определенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения административного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Из системного толкования вышеуказанных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за административное правонарушение.

Постановление судьи требованиям части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме не соответствует, поскольку не отражает оценку имущественного и финансового положения юридического лица, всех обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Из материалов дела следует, что отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют, административное правонарушение совершено впервые, вину в совершении административного правонарушения общественная организация признала. Юридическое лицо имеет некоммерческий характер деятельности, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между членами Общества, что свидетельствует о невысоком имущественном положении общественной организации.

Принимая во внимание данные обстоятельства, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным изменить судебное постановление, снизив назначенный административный штраф до <...> рублей, что будет достаточным для достижения целей административного наказания и предупреждения совершения новых правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 января 2012 года изменить, назначив Астраханскому областному отделению общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.