Судья Корнева Н.И. Дело № 7-69/2012 РЕШЕНИЕ г. Астрахань 17 февраля 2012 года Судья Астраханского областного суда Шустова Т.П., при секретаре Панаевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» на постановление судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», установил: Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 января 2012 года Астраханское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <...> рублей. Не согласившись с назначенным наказанием, Астраханское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» подало жалобу, в которой просят отменить постановление в части назначения административного наказания, назначив минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией вменяемой статьи. В судебное заседание прокурор, представитель Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили. Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, считаю возможным рассмотрение дела в их отсутствие. Изучив материалы дела, выслушав представителей Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» Коротенко Г.И., Каширского О.Е., проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу. Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Статьей 1 указанного выше Закона вредным (загрязняющим) веществом признается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды. В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 13 декабря 2011 года по 20 декабря 2011 года прокуратурой Ленинского района г. Астрахани совместно с сотрудниками Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», расположенного по адресу: <...>. Согласно акту проверки от 13 декабря 2011 года выявлены следующие нарушения: отсутствует утвержденный проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; не проведена инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу и их источников; отсутствует разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух от эксплуатации стационарного источника выбросов. Указанными действиями нарушены вышеуказанные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Обстоятельства совершения административного правонарушения установлены на основании доказательств по делу, в том числе акта проверки № <...> от 13 декабря 2011 года, объяснений председателя Астраханского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» Ф., постановления прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 20 декабря 2011 года. Оценив указанные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в совокупности с иными материалами дела, учитывая положения указанных выше норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления», судья пришел к правильному выводу о допустимости, достоверности и достаточности доказательств, и наличии вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения. Содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Установив отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, а также тот факт, что юридическое лицо к ответственности привлекается впервые, судья назначил административное наказание в виде административного штрафа в максимальном размере - <...> рублей. Между тем, привлекая Астраханское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» к административной ответственности за административное правонарушение, судья обязан был исходить из определенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения административного наказания. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Из системного толкования вышеуказанных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. Постановление судьи требованиям части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме не соответствует, поскольку не отражает оценку имущественного и финансового положения юридического лица, всех обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Из материалов дела следует, что отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют, административное правонарушение совершено впервые, вину в совершении административного правонарушения общественная организация признала. Юридическое лицо имеет некоммерческий характер деятельности, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между членами Общества, что свидетельствует о невысоком имущественном положении общественной организации. Принимая во внимание данные обстоятельства, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным изменить судебное постановление, снизив назначенный административный штраф до <...> рублей, что будет достаточным для достижения целей административного наказания и предупреждения совершения новых правонарушений. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решил: постановление судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 января 2012 года изменить, назначив Астраханскому областному отделению общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.