судья Торчинская С.М. дело № 7-89/2012 г.Астрахань 13 апреля 2012 года Судья Астраханского областного суда Маштачкова Л.Ф., при секретаре судебного заседания Даушевой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующего отделом государственного ветеринарного контроля ГБУ АО «Наримановская районная ветеринарная станция» К. и начальника ГБУ Астраханской области«Наримановская районная ветеринарная станция» Х. на постановление Наримановского районного суда Астраханской области от 17 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил: постановлением Наримановского районного суда Астраханской области от 17 февраля 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Главы муниципального образования «Барановский сельсовет» Наримановского района Астраханской области Бузгулова Д.Ш. прекращено по основаниям отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. В жалобе должностными лицами ГБУ АО «Наримановская районная ветеринарная станция» ставится вопрос об отмене постановления районного суда. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ходатайств об отложении судебного разбирательства от нее не поступило, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие К. Выслушав начальника ГБУ Астраханской области «Наримановская районная ветеринарная станция» Х., его представителя Б.,поддержавших доводы жалобы, Бузгулова Д.Ш., возражавшего против отмены постановления, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу. Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушения невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Материалами дела установлено, что по результатам рейда, проведенного на основании распоряжения ГБУ Астраханской области «Наримановская районная ветеринарная станция» №31 от 14.10.2011 «О мерах по недопущению заболевания африканской чумы свиней на территории Наримановского района», на территории с.Барановка и с.Петропаловка Наримановского района выявлено свободное выгуливание свинопоголовья, в связи с чем государственным ветеринарным инспектором Наримановского района Астраханской области Главе МО «Барановский сельсовет» Бузгулову Д.Ш. 25 октября 2011 года выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а именно: содержать свинопоголовье в режиме «закрытого типа»; составить новые списки свинопоголовья с учетом не учтенных бродячих свиней; организовать отлов бродячих свиней для помещения их в отдельный загон до выяснения владельцев. Срок для устранения допущенных нарушений установлен 1 месяц, информация о результатах выполнения предписания должна была быть предоставлена до 26 ноября 2011 года. Поскольку в указанный срок предписание не было исполнено, 20 декабря 2011 года заведующим отделом государственного ветеринарного контроля ГБУ АО «Наримановская районная ветеринарная станция» в отношении Главы МО «Барановский сельсовет» Бузгулова Д.Ш. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. В силу статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Прекращая производство по делу, судья обоснованно исходил из отсутствия состава административного правонарушения в действиях должностного лица, поскольку осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, в области ветеринарии не отнесено федеральными законами к вопросам местного значения, в связи с чем предписание, вынесенное в адрес Главы МО «Барановский сельсовет», нельзя признать законным. Данные выводы суда основаны на нормах ФЗ от 6.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона «О ветеринарии», ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Поскольку безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Статья 7 "Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005. В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями. В силу статьи 2 Закона РФ от 14 мая 1993 г. №4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 26.3 (пункт 1) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона РФ от 14 мая 1993г. №4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, в области ветеринарии, являются расходным обязательством соответствующих органов государственной власти: федеральных и региональных - пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункт 4 статьи 5 Закона «О ветеринарии». Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С учетом изложенного,суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях главы органа местного самоуправления Бузгулова Д.Ш. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,поскольку осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, в области ветеринарии не отнесено федеральными законами к вопросам местного значения. Оснований для отмены постановления районного суда не имеется. Руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, решил: постановление Наримановского районного суда Астраханской области от 17 февраля 2012 года оставить без изменения, жалобу должностных лиц ГБУ АО «Наримановская районная ветеринарная станция» - без удовлетворения.
Р Е Ш Е Н И Е