Решение административного орагна о привлечении к административной ответственности юридического лица по ст. 8.2 КоАП РФ отменено, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, и производство по делу прекращено.



судья Босхомджиева Б. А. дело № 7-108/2012

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 11 мая 2012 года

Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Курбановой М. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области на постановление Лиманского районного суда г. Астрахани от 15 марта 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО « И. » по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением Лиманского районного суда Астраханской области от 15 марта 2012 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО « И. » по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) прекращено, в связи с отсутствием состава правонарушения.

В жалобе Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ставится вопрос об отмене постановления районного суда ввиду незаконности и необоснованности, указано, что судом не приняты во внимание доказательства наличия образования и накопления отходов от деятельности ООО « И. ». В жалобе содержится просьба о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования судебного акта, ввиду пропуска его по уважительным причинам.

Выслушав объяснения представителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области – Газизовой З. М., поддержавшей доводы жалобы, директора ООО « И. » - Бакаева Р. А., его представителя – Гвиниашвили Е. В., возражавших относительно жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления Лиманского районного суда Астраханской области от 15 марта 2012 года.

Рассматривая вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления Лиманского районного суда Астраханской области от 15 марта 2012 года, прихожу к выводу об удовлетворении ходатайства Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, ввиду пропуска срока по уважительным причинам, что подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления » отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статьей 11 Федерального закона « Об отходах производства и потребления » предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения первого заместителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Е. от 10 января 2012 года постановлено провести плановую выездную проверку в отношении ООО « И. », расположенного по адресу: <адрес>. Уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение проверки назначен государственный инспектор Астраханской области по охране природы Л... Копия распоряжения получена директором ООО « И. » Бакаевым Р. А., о чем имеется отметка в распоряжении.

В период с 17 января 2012 года по 20 января 2012 года государственным инспектором Астраханской области по охране природы Л. проведена проверка обеспечения исполнения обязательных требований законодательства РФ и Астраханской области в области охраны окружающей среды ООО « И. », осуществляющего деятельность по розничной торговли алкогольными и другими напитками. При проведении проверки присутствовал представитель директора ООО « И. » Бакаева Р. А. – У..

В результате проверки государственным инспектором выявлено, что ООО « И. » осуществляет деятельность, связанную с розничной торговлей алкогольными и другими напитками, для указанной деятельности общество арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора аренды нежилого помещения от ... года б/н, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Численность сотрудников общества составляет 2 человека. На балансе предприятия автотранспорт не числится. В результате деятельности ООО « И. » образуются следующие отходы 4,5 класса опасности:

мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);

электрические лампы накаливания отработанные и брак;

отходы (мусор) от уборки территории и помещения;

отходы бумаги; тароупаковочный материал; отходы упаковочного картона.

Бакаев Р. А. осуществляет расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, заключает договор и осуществляет последующую передачу отходов специализированным организациям по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

Государственным инспектором установлены следующие нарушения законодательства об отходах потребления:

не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения; не установлены нормативы образования отходов и объектов их размещения; не представляется в установленном порядке необходимая информация в области обращения с отходами;

не осуществляется ведение в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

не представляется отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического отчета по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2011 год);

порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области не представлялся; отсутствует лицо, прошедшее профессиональную подготовку в области обращения с отходами.

Указанные обстоятельства отражены государственным инспектором в акте проверки от 20 января 2012 года, копия акта получена представителем У..

Государственным инспектором Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Л. 20 января 2012 года в отношении ООО « И. » составлен протокол по статье 8.2 КоАП РФ.

Районный суд, исследовав в совокупности, представленные и собранные по делу доказательства, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО « И. » состава вменяемого административного правонарушения ввиду недоказанности административным органом факта образования и накопления в процессе деятельности ООО « И. » отходов 4,5 класса опасности.

Мотивируя свои выводы, суд указал, что в ходе проверке государственным инспектором территория, занимаемая ООО « И. » не осматривалась и образовавшиеся отходы не изучались.

С такими выводами суда следует согласиться в силу следующего.

Из материалов дела усматривается, что ООО « И. » арендует у Бакаева Р. А. нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора аренды нежилого помещения от ... года б/н, общей площадью <данные изъяты> кв.м..

От деятельности ООО « И. » образуются отходы 4 и 5 класса опасности, данный факт установлен в ходе проведения проверки административным органом.

Вместе с тем, из объяснений директора ООО « И. » Бакаева Р. А. следует, что указанные виды отходов образуются от деятельности индивидуального предпринимателя Бакаева Р. А., которым заключены договора на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов от ... года, договор на прием бытовых отходов 4 класса токсичности от ... года, производится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Материалы дела не содержат, и административным органом в нарушение вышеуказанных норм КоАП РФ не представлено суду никаких доказательств наличия в момент проведения проверки образовавшихся от деятельности ООО « И. » отходов 4 и 5 класса опасности. При этом акт осмотра территории не составлен, какие-либо фотосъемки в момент проверки не производились.

Помимо этого, выводы административного органа о том, что ООО « И. » в результате своей хозяйственной деятельности осуществляет накопление отходов в том смысле, который придан этому понятию Федеральным законом « Об отходах производства и потребления » не основаны на законе, поскольку установлено, что образованные отходы не складируются в помещении, а вывозятся специализированными организациями в порядке и сроки, обусловленные договорами, заключенными с индивидуальным предпринимателем Бакаевым Р. А., при этом отчуждается право собственности на вывозимые отходы.

Приведенные в жалобе доводы представителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, подлежат отклонению и не могут быть признаны обоснованными.

Обжалуемое судебное постановление соответствуют нормам административного законодательства, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Обстоятельств, влекущих отмену постановления Лиманского районного суда Астраханской области от 15 марта 2012 года, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

ходатайство Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления Лиманского районного суда г. Астрахани от 15 марта 2012 года – удовлетворить. Восстановить Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области процессуальный срок для обжалования постановления Лиманского районного суда г. Астрахани от 15 марта 2012 года.

Постановление Лиманского районного суда г. Астрахани от 15 марта 2012 года – оставить без изменения, жалобу Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области – без удовлетворения.