Судья Качкуркина О.В. Дело № 7-118/2012 РЕШЕНИЕ г. Астрахань 25 мая 2012 года Судья Астраханского областного суда Баранов Г.В., при секретаре Лесниковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району М. на постановление Ахтубинского районного суда Астраханской области от 21 марта 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации МО «Город Ахтубинск» Чернова М., установил: постановлением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 21 марта 2012 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), в отношении заместителя главы администрации МО «Город Ахтубинск» Чернова С.А. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Не согласившись с указанным судебным постановлением, начальник ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району ФИО21 подал жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта по основаниям нарушения норм административного законодательства, указывает, что к административной ответственности правомерно привлечен заместитель главы администрации МО «Город Ахтубинск» Чернов С.А., как лицо исполняющие обязанности (на момент проведения проверки) главы администрации МО «Город Ахтубинск». 22 мая 2012 года в Астраханский областной суд поступили дополнения к жалобе, в которой приведены аналогичные доводы, а также имеется просьба о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя административного органа. ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району Астраханской области просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Заместитель главы администрации МО «Город Ахтубинск» Чернов С.А., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступило, в связи с чем суд пересматривающий дело приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц. Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и дополнение к жалобе, прихожу к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Судом установлено, что 27 декабря 2011 года начальником ОГИБДД ОМВД по Ахтубинскому району главе администрации МО «Город Ахтубинск» Н. выдано предписание № об устранений нарушений ГОСТ Р 50597-93, выявленных повседневной проверкой 27 декабря 2011 года на автомобильных дорогах города. Срок выполнения предписания установлен п. 1 – 10 суток; п. 2 – 1 сутки. 27 декабря 2011 года начальником ОГИБДД ОМВД по Ахтубинскому району главе администрации МО «Город Ахтубинск» Н. вынесено предписание № об устранений нарушений ГОСТ Р 50597-93, выявленных повседневной проверкой 27 декабря 2011 года на автомобильных дорогах города. Срок выполнения предписания 1 сутки. 28 декабря 2011 года начальником ОГИБДД ОМВД по Ахтубинскому району главе администрации МО «Город Ахтубинск» Н. вынесено предписание № об устранений нарушений ГОСТ Р 50597-93, выявленных повседневной проверкой 28 декабря 2011 года на автомобильных дорогах города. Срок выполнения предписания 20 суток. 28 декабря 2011 года начальником ОГИБДД ОМВД по Ахтубинскому району главе администрации МО «Город Ахтубинск» Н. выдано предписание № об устранений нарушений ГОСТ Р 50597-93, выявленных повседневной проверкой 28 декабря 2011 года на автомобильных дорогах города. Срок выполнения предписания 3 суток. Предписания получены администрацией МО «Город Ахтубинск». 20 февраля 2012 года в ходе проведения проверки исполнения требований указанных выше предписаний, государственным инспектором ДИиОД ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району А. выявлено, что предписания не исполнены. По факту невыполнения предписаний государственным инспектором ДИиОД ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району А. составлен рапорт. Из данного рапорта следует, что 27 декабря 2011 года ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району вынесены предписания №, а также 29 декабря 2011 года предписание № на имя главы администрации МО «Город Ахтубинск» Н. об устранении недостатков улично-дорожной сети г. Ахтубинска. Данные предписания были отписаны на исполнение заместителю главы администрации МО «Город Ахтубинск» по благоустройству Чернову С.А.. В установленные сроки предписания не исполнены. 20 февраля 2012 года проведена контрольная проверка. По результатам проверки, государственным инспектором ДИиОД ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району А. в отношении заместителя главы администрации МУ «Город Ахтубинск» Чернова С.А. составлен протокол об административном правонарушении № по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Из протокола об административном правонарушении следует, что заместитель главы администрации МО «Город Ахтубинск» Чернов С.А. не выполнил в установленный законом срок законные предписания от 27 декабря 2011 года №, и от 28 декабря 2011 года №, выданные должностным лицом, осуществляющим контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения. Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Руководствуясь нормами части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 1.5, статьи 26.1 КоАП РФ, суд, прекращая производство по делу, исходил из отсутствия в действиях заместителя главы администрации МО «Город Ахтубинск» Чернова С.А. вины в невыполнении в установленный срок законных предписаний государственного органа, осуществляющего государственный надзор в области безопасности дорожного движения, поскольку вина не подтверждается представленными и собранными по делу доказательствами, в связи с чем отсутствует объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. В обоснование своего решения судьей указано на то, что материалы дела не содержат документов, подтверждающих факт передачи предписаний для исполнения – заместителю главы администрации МО «Город Ахтубинск» Чернову С.А., поскольку данные предписания выданы главе муниципального образования, а в представленной должностной инструкции заместителя главы муниципального образования не включены какие-либо полномочия о возложении на него обязанностей по контролю за содержанием дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. Суд, пересматривающий дело не может согласиться с выводами суда об отсутствии доказательств, подтверждающих законность вынесенных должностным лицом ОГИБДД ОМВД по Ахтубинскому району предписаний от 27 декабря 2011 года №, от 29 декабря 2011 года №, ввиду следующих норм закона. Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. На основании приказа МВД РФ от 8 июня 1999 года № 140 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ», наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 6.1 Наставления, отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения обеспечивают государственный контроль за соблюдением юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к проектированию, строительству (реконструкции) дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к ремонту и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов; к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. Пунктом 10.2.7.2. Наставления установлено, что по результатам контрольных проверок должностным лицам, нарушившим правила ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, готовится предписание за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения с указанием сроков устранения выявленных недостатков, соответствующих ГОСТу Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В случае невыполнения предписания составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Таким образом, выводы суда в указанной части подлежат исключению из мотивировочной части судебного постановления, поскольку предписания ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району от 27 декабря 2011 года №, а также 29 декабря 2011 года № являются законными. Между тем, суд не может принять доводы жалобы во внимание, поскольку при рассмотрении настоящего дела вина заместителя главы администрации МО «Город Ахтубинск» Чернова С.А., как должностного лица в невыполнении в установленный срок законных предписаний государственного органа, осуществляющего государственный надзор за безопасностью дорожного движения, не нашла своего подтверждения в материалах дела. Как видно из дела, предписания ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району от 27 декабря 2011 года №, 29 декабря 2011 года № выданы главе администрации МО «Город Ахтубинск» Н., данные предписания получены администрацией муниципального образования и переданы для работы в юридический отдел. Сведений о получении данных предписаний заместителем главы администрации муниципального образования Черновым С.А. для исполнения, в деле не имеется, как и отсутствуют сведения о том, что Чернов С.А. исполнял обязанности главы администрации МО «Город Ахтубинск» в момент составления протокола об административном правонарушении. В статье 2.4 КоАП РФ закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. К должностным лицам представителей власти относятся лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности подлежат привлечению должностные лица за невыполнение установленных в предписании государственных органов требований и за непринятие мер по обеспечению выполнения предписания подчиненными лицами, если выполнение требований, содержащихся в предписании, входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. Исходя из анализа прав и обязанностей, установленных должностной инструкцией главы администрации МО «Город Ахтубинск» по капитальному ремонту, строительству и архитектуре, в обязанности должностного лица не входит организация работ по содержанию автодорог муниципального образования, осуществления мониторинга состояния автодорог. Пунктом 2.10 должностной инструкции заместителя главы администрации МО «Город Ахтубинск» по капитальному ремонту, строительству и архитектуре установлена обязанность заместителя главы выполнения иных функций по поручению главы администрации, относящихся к деятельности администрации. Однако доказательств того, что главой муниципального образования переданы на исполнение предписания государственного органа, не имеется. Таким образом, заместитель главы администрации МО «Город Ахтубинск» Чернов С.А. не может являться субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления Ахтубинского районного суда Астраханской области от 21 марта 2012 года не имеется, ввиду его законности и обоснованности. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решил: постановление Ахтубинского районного суда Астраханской области от 21 марта 2012 года оставить без изменения, исключив из описательно-мотивировочной части следующие выводы «между тем подтверждение законности вынесенных предписаний материалы дела не содержат», жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району М. - без удовлетворения.