Постановление районного суда отменено, производство по делу прекращено за малозначительностью, так как на момент проверки юридическим лицом предпринимались все необходимые меры для оформления лицензии на осуществление медицинской деятельности



судья Митькова Л.В. дело № 7-119/2012

Р Е Ш Е Н И Е

г.Астрахань 8 июня 2012 года

Судья Астраханского областного суда Усенко О.А., при секретаре судебного заседания Чакиевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Военного комиссариата Астраханской области на постановление Кировского районного суда г.Астрахани от 17 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Военного комиссариата Астраханской области,

установил:

постановлением Кировского районного суда г.Астрахани от 17 апреля 2012 года Военный комиссариат Астраханской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе Военного комиссариата Астраханской области ставится вопрос об отмене постановления суда по основаниям отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

Выслушав представителя Военного комиссариата Астраханской области А. Н.В., поддержавшую доводы жалобы, представителей Управления Росздравнадзора по Астраханской области К. М.В. и И. Ф.Ф., не согласившихся с жалобой, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии.

В соответствии с пунктом 46 части 1 указанной статьи медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение).

Согласно пункту 4 Положения медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

В Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включены, в том числе, работы (услуги) по военно-врачебной экспертизе.

В соответствии со статьей 51 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) и вступившей в силу с 1 января 2012 года частью 1 статьи 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", годность гражданина к военной службе (приравненной к ней службе), а также категория годности, определяется в рамках военно-врачебной экспертизы. При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрена.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе. Порядок организации и поведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Таким образом, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист, вынося заключение о годности гражданина к военной службе, осуществляет военно-врачебную экспертизу, то есть осуществляет медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию.

Материалами дела установлено, что с 07 марта 2012 года по 21 марта 2012 года Управлением Росздравнадзора по Астраханской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Военного комиссариата Астраханской области.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации: Военный комиссариат Астраханской области не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности. Медицинская деятельность по производству военно-врачебной экспертизы осуществляется работниками Военного комиссариата Астраханской области не имеющими соответствующей профессиональной подготовки и сертификатов специалиста; медицинское освидетельствование граждан проведено с нарушением установленного порядка и документарного оформления.

На основании акта № 13 составленного по результатам проверки специалистом-экспертом отдела контроля качества оказания социальной помощи населению Управления Росздравнадзора по Астраханской области И. Ф.Ф. составлен протокол № от 21 марта 2012 года об административном правонарушении в отношении Военного комиссариата Астраханской области.

26 марта 2012 года Управление Росздравнадзора по Астраханской области обратилось в суд с заявлением о привлечении Военного комиссариата Астраханской области к административной ответственности, полагая, что факты, установленные в ходе проверки указывают на наличие состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Исходя из положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и наличия в материалах дела доказательств осуществления Военным комиссариатом Астраханской области медицинской деятельности без соответствующей лицензии, судья признал Военный комиссариат виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, выводы суда о наличии в действиях Военного комиссариата Астраханской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Вместе с тем, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, и руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело подлежит прекращению ввиду малозначительности.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 г. N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В данном случае, исходя из того, что Военным комиссариатом Астраханской области предпринимались все необходимые меры для оформления лицензии на осуществление медицинской деятельности, но в силу объективных причин связанных с отсутствием необходимых документов, оформление которых не зависело от Военного комиссариата Астраханской области, ее получение затянулось, на момент проведения проверки все необходимые документы для получения лицензии были сданы в лицензирующий орган и в настоящее время лицензия на осуществление медицинской деятельности по видам работ (услуг): «военно-врачебная экспертиза» Военным комиссариатом Астраханской области получена, рассматриваемое нарушение может быть признано малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление Кировского районного суда г.Астрахани от 17 апреля 2012 года отменить. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Военного комиссариата Астраханской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за малозначительностью.