судья Иванова О. А. № 7-186/2012 Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Лесниковой М. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Е. на постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 22 августа 2012 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: постановлением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 22 августа 2012 года Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту - ООО «<данные изъяты>») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. В жалобе на указанное судебное постановление, представитель ООО <данные изъяты>» Е. ставит вопрос об его отмене, по основаниям незаконности и необоснованности, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов жалобы указывает, что юридическим лицом были заблаговременно подготовлены материалы обоснования деятельности по обращению с отходами для оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, срок действия которой заканчивался 3 мая 2012 года, а именно с 13 декабря 2011 года решался вопрос о получении данной лицензии, однако Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу 29 марта 2012 года в выдаче лицензии было отказано, ООО «<данные изъяты>» направлено заявление в Арбитражный суд Ростовской области о признании данного отказа незаконным, рассмотрение которого назначено на 16 октября 2012 года. Кроме того, в целях соблюдения действующего законодательства ООО «<данные изъяты>» обратилось в Управление Росприроднадзора по Астраханской области о рассмотрении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение во избежание нарушения требований закона при обращении с отходами, однако 28 марта 2012 года был получен ответ о том, что разработанные ООО «<данные изъяты>» нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не приняты к рассмотрению в связи с отсутствием лицензии. 5 апреля 2012 года ООО «<данные изъяты>» в Управление Росприроднадзора по Астраханской области направлено новое заявление о получении лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I-IV класса опасности лишь на территории Астраханской области. Лицензия получена 26 апреля 2012 года, с началом срока действия 24 апреля 2012 года, после этого в Управление Росприроднадзора по Астраханской области переданы 28 проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об их утверждении выданы ООО «<данные изъяты>» в период с мая по июль 2012 года. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «<данные изъяты>» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами I-IV класса опасности, считает, что суд неполно исследовал представленные ООО «<данные изъяты>» доказательства, не дал им правовую оценку. Указывает, что ООО «<данные изъяты>» в соответствии с частью 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обязано доказывать свою невиновность. Считает, что с учетом характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, фактического внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду до рассмотрения судом дела, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, ущерба государству и другим лицам, то, что противоправные действия ООО «<данные изъяты>» не повлекли наступление неблагоприятных экологических последствий, имеются основания для применения положений о малозначительности административного правонарушения, установленных в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выслушав представителя ООО «<данные изъяты>» Абдуллаеву Г. Р., поддержавшую доводы жалобы, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Левченко А. М., Бабарыкину О. В., возражавших относительно удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу. В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления » предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления » в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Судом установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области в отношении ООО «<данные изъяты>» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды. В результате проверки выявлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по обращению с отходами в части их накопления. Срок действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для структурных подразделений ООО «<данные изъяты>», а именно для <данные изъяты> истек 3 мая 2012 года. В нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления » ООО «<данные изъяты>» осуществлялась деятельность, в результате которой образовывались и накапливались отходы различных классов опасности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Определением заместителя старшего государственного инспектора по Астраханской области Л. от 8 июня 2012 года № в отношении ООО «<данные изъяты>» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено проведение административного расследования. 6 июля 2012 года № заместителем старшего государственного инспектора по Астраханской области Л. в отношении ООО «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Признавая ООО «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях указанного юридического лица данного состава административного правонарушения. Вывод суда основан на законе и письменных доказательствах, которые оценены судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы о том, что ООО «<данные изъяты>» приняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, несостоятельны, опровергаются материалами дела. Как показали результаты проверки, срок действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для структурных подразделений ООО «<данные изъяты>» истек 3 мая 2012 года, однако после этого, юридическим лицом осуществлялась деятельность, в ходе которой образовывались и накапливались отходы различных классов опасности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Действующие документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для <данные изъяты> получены 31 мая 2012 года; для <данные изъяты> получены 7 июня 2012 года; для <данные изъяты> получены 8 июня 2012 года; для <данные изъяты> получены 30 мая 2012 года; для <данные изъяты> получены 4 июня 2012 года. На момент проверки отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Управления по эксплуатации и обслуживанию служебных зданий ООО «<данные изъяты>» административный центр газовиков и Управления производственно-технического обслуживания и комплектации ООО «<данные изъяты>». Факт осуществления ООО «<данные изъяты>» деятельности по накоплению и размещению отходов производства и потребления в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не оспаривается юридическим лицом. На момент осуществления данной деятельности у ООО «<данные изъяты>» истек срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Не могут быть признаны объективными причинами, обстоятельства длительного получения ООО «<данные изъяты>» лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Действительно, ООО «<данные изъяты>» 13 декабря 2011 года обратилось в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (л.д. 81-82 том № 2), однако 16 декабря 2011 года за исх. № указанным органом направлено уведомление ООО «<данные изъяты>» о необходимости устранения в 30-дневный срок выявленных нарушений при подаче заявления и представления документов, которые отсутствуют (л.д. 83-84 том № 2). 28 декабря 2011 года ООО «<данные изъяты>» направлено заявление о переоформлении лицензии и недостающие документы (л.д. 85-90 том № 2). 16 января 2012 года за исх. № Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу возвращено заявление и документы ООО «<данные изъяты>», поскольку замечания указанные в уведомлении, юридическим лицом не устранены в полном объеме, а именно не представлено заявление «О предоставлении лицензии» оформленное в соответствии с законом (л.д. 91 том № 2). 2 марта 2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области издан приказ № о проведении внеплановой выездной проверки ООО «<данные изъяты>» на предмет готовности к выполнению лицензионных требований и условий осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на территории Астраханской области (л.д. 95-98 том № 2). Также приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от 13 марта 2012 года № назначено проведение документарной проверки ООО «<данные изъяты>» - соискателя лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (л.д. 99-102 том № 2). По результатам вышеуказанных проверок составлены акты, нарушений не установлено. Согласно сообщению ООО «<данные изъяты>» от 27 марта 2012 года в адрес Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу юридическим лицом выполнены требования данного органа и подтверждена готовность <данные изъяты> к выполнению лицензионных требований. Однако, 29 марта 2012 года за № Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу юридическому лицу направлено уведомление об отказе в предоставлении лицензии, ввиду того, что ООО «<данные изъяты>» не представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV класса опасности, по указанным в уведомлении адресам; не представило копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I-IV класса опасности по указанным в уведомлении адресам и специализированной установки по обезвреживанию отхода II класса опасности «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом»; отсутствует у соискателя лицензии в соответствии с законом санитарно -эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, расположенного по указанным в уведомлении адресам, которые соискатель лицензии предполагает использовать для деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Таким образом, Департаментом отказано в предоставлении лицензии в соответствии с пунктами 1,2 части 7 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в связи с предоставлением искаженной информации, а также установленного в ходе проведения проверки несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (л.д. 133-134 том № 2). Ввиду несогласия ООО «<данные изъяты>» с решением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу об отказе в предоставлении лицензии направлено заявление о признании его незаконным в Арбитражный суд Ростовской области (л.д. 137-148 том № 2). ООО «<данные изъяты>» приняты меры к направлению в Управление Росприроднадзора по Астраханской области 21 марта 2012 года заявления о рассмотрении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение во избежание нарушения требований закона при обращении с отходами. Однако Управлением 28 марта 2012 года отказано в утверждении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, так как у юридического лица отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Проанализировав вышеуказанные доказательства, суд пересматривающей дело приходит к выводу, что у ООО «<данные изъяты>» имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иные доводы жалобы не опровергают установленных судом обстоятельств и не исключают наличия в совершенном ООО «<данные изъяты>» деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы о малозначительности правонарушения не влияют на правильность принятого решения, так как малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и формальном содержании признаков состава административного правонарушения, что в данном случае неприменимо, поскольку совершенное правонарушение связано с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, соблюдение которого является обязанностью каждого субъекта вступающего в правоотношения, регулируемые законом. Согласно закону вменяемое ООО «<данные изъяты>» правонарушение имеет формальный состав и считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами; наступление последствий не требуется. С учетом указанных обстоятельств оснований для освобождения ООО «<данные изъяты>» от административной ответственности в силу малозначительности не имеется. Административное наказание назначено ООО «<данные изъяты>» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах, постановление судьи Кировского суда г. Астрахани от 22 августа 2012 года является законным и обоснованным. На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, РЕШИЛ: постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 22 августа 2012 года оставить без изменения, жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Е. – без удовлетворения.