Постановление административного органа отменено обоснованно, ввиду отсутствия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава правонарушения.



Судья Морозова О. А. № 7-28/2011

РЕШЕНИЕг. Астрахань 11 февраля 2011 года

Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В. при секретаре Лесниковой М. А., рассмотрев материалы дела по жалобе представителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Гуриновича И. Н. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 15 декабря 2010 года, состоявшееся по жалобе Алферьева П.Н. на постановление о назначении административного наказания № 453-2010 от 18 ноября 2010 года, вынесенное заместителем руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Коротковой Т. Е. о привлечении к административной ответственности ведущего инженера службы по оформлению имущества ООО « Г. » Алферьева П. Н. по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Коротковой Т. Е. № 453-2010 от 18 ноября 2010 года едущий инженер службы по оформлению имущества ООО « Г. » Алферьев П. Н. привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Алферьев П. Н. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить оспариваемое постановление, ввиду незаконности.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 15 декабря 2010 года постановление заместителя руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Коротковой Т. Е. № 453-2010 от 18 ноября 2010 года о привлечении к административной ответственности ведущего инженера службы по оформлению имущества ООО « Г. » Алферьева П. Н. по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено и производство по делу прекращено.

В жалобе на указанное судебное постановление представитель службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Гуринович И. Н. ставит вопрос об отмене судебного акта, считая его незаконным и необоснованным, указывая, что по условиям договора от 22 мая 2008 года № 26 Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ООО « Г. » предоставлен в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линии электропередачи, линии связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов – ЛЭП 10 кВ Ахтубинский водовод, лесной участок площадью 0,000246 га, однако ООО « Г. » нарушены условия данного договора в части разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертиза, данное нарушение установлено в ходе проведения проверки 14 сентября 2010 года и 15 октября 2010 года. Обращает внимание, что отсутствие проектов освоения лесов не позволяет реализовать противопожарные мероприятия и обеспечить безопасность в лесах, хотя деятельность предприятия непосредственно направлена на взаимодействие с самым опасным и легко возгораемым полезным ископаемым. Также в нарушение условий подпункта « г » пункта 11 договора ООО « Г. » в течении двух лет не подавалась лесная декларация, которая свидетельствует об использовании лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов. Считает, что ведущий инженер службы по оформлению имущества при администрации ООО « Г. » Алферьев П. Н. законно привлечён к административной ответственности и ему назначено справедливое административное наказание, так как он уклонился от возложенных на него обязанностей исполнения требований договоров аренды лесных участков по разработке и представлению в установленном порядке в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проектов освоения лесов и не предпринимал для этого все возможные и достаточные действия. Заявитель указывает, что только после проведения 14 сентября 2010 года Аксарайской прокуратурой проверки с привлечением специалиста лесного хозяйства Службы природопользования и окружающей среды Астраханской области, ООО « Г. » 23 сентября 2010 года провело конкурс на выполнение работ по разработке проектов освоения лесов, а 1 октября 2010 года заключён договор на выполнение работ по разработке проектов освоения лесов. Таким образом, своим бездействием Алферьев П. Н. в период с 17 апреля 2009 года по 23 сентября 2010 года, то есть в течении 17 месяцев, не осуществлял контроль за исполнением условий договоров аренды лесных участков. Заявитель по жалобе не согласен с выводами суда первой инстанции о применении положений статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по тем основаниям, что срок давности по данному административному правонарушению исчисляется с момента установления нарушений со стороны ООО « Г. » условий договора аренды лесного участка, а именно с момента проведения Аксарайской прокуратурой проверки 14 сентября 2010 года, и составляет 1 год.

Алферьевым П. Н. на жалобу Службы природопользования и окружающей среды Астраханской области принесены возражения, в которых заявитель выражает свое несогласие в отношении доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения, обращает внимание, что со стороны ООО « Г. » приняты все необходимые и достаточные действия для разработки проекта освоения лесов, которые подготовлены ООО « П. » и представлены в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и с прошлого года находятся на проверке. Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что лесные участки используются по прямому назначению в соответствии с условиями договора аренды и иного вида использования не допускается.

Представитель Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области – Гуринович И. Н., Алферьев П. Н. просили рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, возражения, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не нахожу.

В соответствии с частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Из материалов дела следует, что 22 мая 2008 года между Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и ООО « Г. » заключён договор аренды лесного участка № 26, находящегося в государственной собственности площадью 0,000246 га.

По условиям указанного договора аренды арендодатель предоставил в аренду лесной участок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, и других линейных объектов – ЛЭП 10кВ Ахтубинский водовод.

Согласно подпункту « а » пункта 10 указанного договора арендатор имеет право приступить после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора.

Подпунктом « в » пункта 11 договора установлено, что арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительном заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.

Государственная регистрация договора аренды лесного участка произведена в период с 16 апреля 2009 года.

14 сентября 2010 года по 15 октября 2010 года Аксарайской прокуратурой по надзору за соблюдением законов на АГКК проведена проверка исполнения требований лесного законодательства ООО « Г. ».

В ходе проверки установлен факт нарушения ООО « Г. » требований статей 12, 88 Лесного кодекса РФ, условий пунктов 10-11 договора аренды лесного участка от 22 мая 2008 года № 26.

По результатам проверки, в отношении должностного лица ООО « Г. » - ведущего инженера службы по оформлению имущества при администрации ООО « Г. » Алферьева П. Н. возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку согласно должностной инструкции он является ответственным за разработку, утверждение и представление проектов освоения лесов по договору аренды лесного участка. Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.

18 ноября 2010 года заместителем руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Коротковой Т. Е. вынесено постановление № 453-2010 о привлечении ведущего инженера службы по оформлению имущества при администрации ООО « Г. » Алферьева П. Н. к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания.

Проверяя законность и обоснованность постановления заместителя руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Коротковой Т. Е. от 18 ноября 2010 года № 453-2010, районный суд пришёл к выводу о его незаконности, ввиду отсутствия в действиях должностного лица ООО « Г. » Алферьева П. Н. состава вменяемого административного правонарушения и истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Доводы жалобы о доказанности вины ведущего инженера службы по оформлению имущества при администрации ООО « Г. » Алферьева П. Н. в совершении административного правонарушения, ввиду неосуществления им контроля за исполнением условий договоров аренды лесных участков, не могут быть признаны обоснованными, в силу следующего.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Отменяя оспариваемое постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд исходил из того факта, что в действиях должностного лица Алферьева П. Н. отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку в договоре аренды лесного участка не установлен срок, в течение которого арендатор обязан представить арендодателю проект основания лесов, кроме того, проект освоения лесов подготовлен и представлен на экспертизу в Службу природопользования и охраны окружающей среды для получения положительного заключения государственной экспертизы в установленном порядке.

При этом весь комплекс проведённых работ Алферьевым П. Н. во исполнение условий договора аренды от 22 мая 2008 № 26 включает в себя: оформление государственной регистрации договора; проведение маркетингового исследования по определению стоимости работ по разработке проектов освоения лесов, с направлением запросов котировок контрагентам; оформление заявки на проведение запроса котировок по определению победителя на право заключения договора по разработке проектов освоения лесов (л.д. 24-43).

В соответствии с протоколом заседания Конкурсной комиссии ООО « Г. » принято решение о признании победителем запроса котировок ООО « П. », во исполнение подпункта «в» пункта 11 договора аренды лесного участка с указанным обществом заключён договор на выполнение комплекса работ по разработке проектов освоения лесов.

Таким образом, при длительном порядке процедуры оформления необходимых документов для разработки проекта освоения лесов, Алферьевым П. Н., как должностным лицом ООО « Г. » приняты надлежащие меры к исполнению своих должностных обязанностей.

Вышеуказанные выводы суда, основаны на материалах дела и требованиях закона, не согласиться с которыми по доводам жалобы, оснований не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что при длящемся правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Административное производство возбуждено прокурором по результатам проверки, имевшей место в период с 14 сентября 2010 по 15 октября 2010 года, постановление о привлечении к административной ответственности административным органом в отношении должностного лица вынесено 18 ноября 2010 года, в связи с чем выводы суда о привлечении к административной ответственности Алферьева П. Н. по истечении срока давности не основаны на материалах дела и подлежат исключению из мотивировочной части решения.

Ссылка в жалобе о нарушении ООО « Г. » иных пунктов договора аренды лесного участка несостоятельны, поскольку в рамках административного дела данные нарушения в вину должностному лицу не вменялись.

Доводы жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами суда, изложенными в судебном постановлении. Между тем доводов, свидетельствующих о том, что судом при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

РЕШИЛ:

решение Кировского районного суда г.Астрахани от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, жалобу представителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Гуриновича И. Н. - без удовлетворения. Исключить из мотивировочной части решения суда выводы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности ведущего инженера службы по оформлению имущества при администрации ООО « Г. » Алферьева П. Н.