Судья Лапшина Л.Б. Дело № 7-326/2011 РЕШЕНИЕ г. Астрахань 25 ноября 2011 года Судья Астраханского областного суда Шустова Т.П. при секретаре Панаевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Усманова Р.З. на решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 октября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении <...> МУП «Ж...» МО «К...» Усманова Р.З., установил: Постановлением и.о. главного государственного санитарного врача по Икрянинскому и Лиманскому районам Астраханской области от 31 августа 2011 года <...> МУП «Ж...» МО «К...» Усманов Р.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в <...> рублей. Решением судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 октября 2011 года жалоба <...> МУП «Ж...» МО «К...» Усманова Р.З. на данное постановление оставлена без удовлетворения. В жалобе Усманова Р.З. ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку ответственность за нарушение п. 2.2.1 СанПин «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На судебное заседание не явился представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Икрянинском и Лиманском районе, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем рассмотрение дела в их отсутствие возможно. Выслушав Усманова Р.З., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела и доводы жалобы, нахожу постановление и решение подлежащими изменению в связи со следующими обстоятельствами. Из материалов дела следует, что 12 августа 2011 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Икрянинском и Лиманском районах на основании заявления гражданина Б. проведена проверка контейнерных площадок, установленных для сбора твердых бытовых отходов по ул. <...> р.п. <...> Астраханской области, по соблюдению СанПинН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В ходе проверки установлено, что в теплое время (при температуре свыше +5°) по ул. <...> р.п. <...> не осуществляется ежедневный вывоз ТБО; в данном населенном пункте периодичность удаления ТБО не согласована с местным учреждением санитарно-эпидемиологической службы; для сбора ТБО используется «несменяемая» система металлических сборников отходов; в летний период металлические сборники не промываются один раз в 10 дней. Согласно договору о закреплении объектов муниципальной собственности от 14 января 2011 года муниципальное имущество МО «К...» закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Ж...». В связи с указанным, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Икрянинском и Лиманском районах пришел к выводу о нарушении пунктов 2.2.1, 2.2.4 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Министерством здравоохранения СССР 5 августа 1988 года № 4690-88. По результатам проверки составлены акт проверки № <...> от 12 августа 2011 года и протокол об административном правонарушении № <...> от 30 августа 2011 года. На основании названных акта и протокола, а также материалов проверки территориальным отделом управления принято постановление от 31 августа 2011 года № 94 о привлечении <...> МУП «Ж...» МО «К...» Усманова Р.З. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы административного органа и суда о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются неправильными. Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Отходы производства и потребления в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Применительно к содержанию территорий населенных мест такие требования установлены СанПиН 42-128-4690-88. В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.4 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе - не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения). Нарушение указанных нормативных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В данном случае, как следует из протокола от 30 августа 2011 года и постановления от 31 августа 2011 года, управление проверяло только содержание территории, обслуживаемой предприятием, на предмет соответствия требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Вместе с тем, совершенное <...> МУП «Ж...» МО «К...» правонарушение квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в числе прочего, с отходами производства и потребления. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что МУП «Ж...» осуществляло деятельность, в результате которой образовывались отходы производства и потребления. Из распоряжения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Икрянинском и Лиманском районах от 1 августа 2011 года № <...> следует, что проверка МУП «Ж...» МО «К...» проводилась именно с целью контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека. За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предусмотрена административная ответственность по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия должностного лица подлежат переквалификации со статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на статью 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей. Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: постановление и.о. главного государственного санитарного врача по Икрянинскому и Лиманскому районам Астраханской области от 31 августа 2011 года и решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 октября 2011 года изменить, переквалифицировать действия директора МУП «Ж...» МО «К...» Усманова Р.З. со статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях на статью 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.