судья Морозова О.А. дело № 7-38/2012 Р Е Ш Е Н И Е г.Астрахань 10 февраля 2012 года Судья Астраханского областного суда Маштачкова Л.Ф., при секретаре судебного заседания Даушевой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Стемасова С.В. на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 12 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора Астраханского регионального филиала ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» Стемасова С.В., установил: постановлением заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России № № от 03 ноября 2011 года директор Астраханского регионального филиала ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» Стемасов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 12 января 2012 года постановление заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России № № от 03 ноября 2011 года в отношении Стемасова С.В. оставлено без изменения. В жалобе ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г.Астрахани от 12 января 2012 года, постановления должностного лица от 03 ноября 2011 года и прекращении производства по делу по основаниям отсутствия состава административного правонарушения. Выслушав защитника Стемасова С.В. Нестеренко Н.И., поддержавшую доводы жалобы, представителя Астраханского УФАС России Б., возражавшую против отмены решения суда, проверив материалы дела и доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не нахожу. Согласно части 1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий. В силу статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Материалами дела установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении директора Астраханского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Стемасова С.В., явилось вступление в силу решения антимонопольного органа по делу, которым установлен факт нарушения ОАО «Россельхозбанк» статьи 16 Закона о защите конкуренции (заключение соглашения ограничивающего конкуренцию), выразившегося в заключении ОАО «Россельхозбанк» с администрацией муниципального образования <данные изъяты> Астраханской области соглашения о взаимодействии по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий от 28 июля 2010г. Согласно пункту 2.1 соглашения его стороны (банк и администрация муниципального образования) обеспечивают организацию оперативного обмена информацией о текущей и прогнозируемой ситуации по развитию сельского хозяйства в муниципальном районе. Отказывая в удовлетворении жалобы об отмене постановления по делу об административном правонарушении, суд обоснованно исходил из того, что соглашение создает для Россельхозбанка преимущественные условия деятельности на рынке кредитования сельхозтоваропроизводителей на территории муниципального образования, поскольку предоставление информации только одному банку в приоритетном порядке перед другими, создает такому банку преимущественные условия для деятельности. Из содержания соглашения не усматривается, что администрация передает Россельхозбанку только общедоступную информацию. Реализация соглашения в части предоставления информации допускает возможность передачи администрацией Россельхозбанку в преимущественном порядке перед другими банками любой информации. Соглашение допускает возможность получения Россельхозбанком от администрации, в том числе той информации, в которой Банк заинтересован для минимизации своих рисков, связанных с кредитованием. Приведенные обстоятельства подтверждаются пунктом 2.1 соглашения, в соответствии с которым стороны объединяют свои усилия и обеспечивают взаимодействие по снижению рисков, связанных с финансированием программ и проектов, реализуемых в сфере агропромышленного комплекса муниципального района. При этом из Соглашения не следует, что администрацией передается Банку только официальная статистическая информация. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и с пп. 7 п. 1 ст. 14 Устава МО <данные изъяты> органы местного самоуправления могут предоставлять указанные статистические данные только органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предоставление администрацией муниципального образования Россельхозбанку статистических показателей, характеризующих состояние экономики муниципального образования, создает для банка незаконные преимущества. В силу пункта 3.1 соглашения на администрацию возложена обязанность предоставлять Россельхозбанку информационные материалы об экономическом потенциале отраслей агропромышленного комплекса, а также привлекать представителей кредитных организаций к подготовке муниципальных нормативных правовых актов и методических материалов, обеспечивающих развитие и поддержку сельского хозяйства в муниципальном районе. Устав муниципального образования <данные изъяты> и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливают требования о привлечении коммерческих организаций, в том числе банков в подготовке муниципальных правовых актов. Соглашение в данной части предоставляет Россельхозбанку незаконное преимущественное право участвовать в подготовке муниципальных правовых актов по сравнению с другими банками. В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения его предметом является взаимодействие Сторон, направленное на создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также улучшение условий жизни на селе, реализуемое через совместные программы кредитования населения муниципальных районов. Пунктом 2.1 (подпункт 2) соглашения установлено, что стороны объединяют свои усилия и обеспечивают взаимодействие банка с муниципальными органами управления сельского хозяйства в рамках реализации муниципальных программ развития сельского хозяйства; создание системы финансовой взаимопомощи на селе - сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (подпункт 3); создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, снабженческих, сбытовых, обслуживающих); формирование системы земельно-ипотечного кредитования (подпункт 5). Однако принятие муниципальных программ является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Соглашение в данной части допускает существование в муниципальных образованиях муниципальных программ, принятых органом местного самоуправления совместно с Россельхозбанком, тем самым незаконно ставит Россельхозбанк в наиболее выгодные, благоприятные условия по сравнению с другими банками. Из содержания п. 2.1 Соглашения следует, что стороны обеспечивают создание условий для привлечения хозяйствующими субъектами муниципального района кредитов, расширение доступности кредитных ресурсов, формирование системы земельно-ипотечного кредитования, развитие банковской инфраструктуры, внедрение расчетов с использованием банковских карт, а Администрация обязуется осуществлять действия, способствующие реализации программ кредитования, информировать лиц о возможностях получения на территории муниципального образования банковских услуг, то есть речь идет именно о банке - стороне соглашения. Реализация указанных положений соглашения создает преимущества для деятельности ОАО «Россельхозбанк». В соответствии с пунктом 3.2 соглашения региональный филиал обязуется обеспечивать кредитную поддержку различных форм деятельности в муниципальном районе в объемах, определяемых сторонами, в том числе предоставление инвестиционных кредитов на развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, техническую и технологическую модернизацию агропромышленного комплекса, обеспечение сезонных (посевных и уборочных) работ, а также лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов (при наличии их в районе). Между тем определение администрацией объемов кредитования ОАО «Россельхозбанк» создает преимущественные условия для деятельности указанного банка. С учетом приведенных обстоятельств, вывод о наличии в действиях директора Астраханского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Стемасова С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделан на основе правильной оценки всех представленных доказательств. Доводы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностного лица опровергаются материалами дела. Доводы относительно того, что заключенное с муниципальным образованием соглашение носит декларативный характер и не возлагает на администрацию каких-либо обязательств, несостоятельны, поскольку целью заключения данного соглашения является объединение усилий сторон и их заинтересованность в совместной деятельности, в связи с чем каждая сторона соглашения должна осуществлять действия, направленные на его исполнение. Иные доводы жалобы не влияют на правильность принятого решения, поскольку сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1- 30.8 КоАП РФ, решил: решение Кировского районного суда г.Астрахани от 12 января 2012 года оставить без изменения, жалобу защитника Нестеренко Н.И., действующего в интересах Стемасова С.В. - без удовлетворения.