решение о прекращении производства по делу



Судья Мелихова Н.В. № 7-46/2012

РЕШЕНИЕ

г.Астрахань 16 марта 2012 года

Судья Астраханского областного суда Мухамбеталиева Н.Х., при секретаре Лисицыной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Махошвили Ю.А. на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 01 февраля 2012 года по административному делу в отношении заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Махошвили Ю.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области П. от ДД.ММ.ГГГГ заместитель представителя Правительства Астраханской области - министр промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области Махошвили Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Махошвили Ю.А. обжаловал данное постановление в суд.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 01 февраля 2012 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области П. от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба Махошвили Ю.А. - без удовлетворения.

В своей жалобе Махошвили Ю.А. ставит вопрос об отмене решения суда, указывает, что не согласен с выводом суда о том, что заместитель представителя Правительства Астраханской области - министр промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области является лицом, которое могло и должно было осознавать и предвидеть наступление последствий в результате принятия Порядка, противоречащего антимонопольному законодательству и в его действия содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данный вывод не основан на законе. Порядок принят коллегиальным органом Правительством Астраханской области, он, Махошвили Ю.А., наряду с другими членами Правительства Астраханской области является одним из его членов этого органа и самостоятельно решение в отношении указанного Порядка не принимал. Проект Порядка прошел процедуру согласования со всеми заинтересованными структурами, исполнительными органами государственной власти, в том числе антикоррупционную и правовую экспертизу, в связи с чем считает, что один из членов Правительства Астраханской области не должен и не мог осознавать наступление каких-либо негативных последствий в связи с внесением проекта Порядка на заседание Правительства. Кроме того, Правительством Астраханской области в рамках рассмотрение дела внесены соответствующие изменения в Порядок.

Выслушав представителя Махошвили Ю.А. – Нурутдинову З.Д., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Луковкину И.В., не согласившуюся с доводами жалобы, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Материалами дела установлено, что постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета <данные изъяты> юридическим лицам на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров транспортными предприятиями <данные изъяты> (Порядок).

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ проект Порядка подготовлен заместителем председателя Правительства Астраханской области - министром промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области – министром промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Махошвили Ю.А.

Комиссией УФАС по <адрес> в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что указанное постановление в соответствии с которым индивидуальные предприниматели были лишены возможности на получение названных субсидий, нарушает ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», что отражено в решении от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление в части предоставления указанных субсидий как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям. Рассмотрение дела прекращено.

По мнению антимонопольного органа, министр промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области Махошвили Ю.А. является лицом, которое могло и должно было осознавать и предвидеть наступление последствий в результате принятия Порядка, противоречащего антимонопольному законодательству и в его действиях содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Районный суд поддержал позицию антимонопольного органа и пришел к выводу о том, что, разрабатывая и внося проект постановления на утверждение Правительства, министр промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области Махошвили Ю.А. ограничил конкуренцию, предоставив субсидии только юридическим лицам в целях возмещения убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов.

Суд второй инстанции считает, что такой вывод нельзя признать правильным, анализ доказательств, имеющихся в материалах дела, свидетельствует об отсутствии в действиях министра промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области Махошвили Ю.А. состава административного правонарушения.

Из содержания ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ следует, что субъектом ответственности являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье Кодекса указано, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, из смысла ст. 2.4 Кодекса следует, что должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.

Представленные в административном деле доказательства не доказывают вину Махошвили Ю.А. в совершении административного правонарушения, поскольку Порядок был принят коллегиальным органом Правительством Астраханской области, Махошвили Ю.А. является одним из членов Правительства Астраханской области, самостоятельно решение о принятии указанного Порядка не принимал. Действующим законодательством не предусмотрено, что один из членов Правительства Астраханской области при принятии нормативного акта несет персональную ответственность. Внесение Порядка на обсуждение и приятие Правительством Астраханской области входит в полномочия министра промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области Махошвили Ю.А. Кроме того, проект Порядка до его внесения на обсуждение и принятие Правительством Астраханской области прошел процедуру согласования с заинтересованными органами, подвергался антикоррупционной и правовой экспертизе.

Следовательно, Махошвили Ю.А. не является субъектом данного административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях министра промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области Махошвили Ю.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного решение Кировского районного суда г.Астрахани от 01 февраля 2012 года и постановление антимонопольного органа подлежат отмене, административное производство по делу в отношении Махошвили Ю.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ подлежит прекращению в соответствии с требованиями ст. 24.5, ч.1, п.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Кировского районного суда г.Астрахани от 01 февраля 2012 года и постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области П. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Махошвили Ю.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.