Решение
именем Российской Федерации
01.02.2010 г. ст. Обливская
судья Обливского райсуда, Ростовской обл. Самойленко П. Н.
с участием:
представителя истца - Администрации Нестёркинского сельского поселения Федосеевой
Т. Г.
представителя ответчика- Управления Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии Шестопала А. Н.
при секретаре Шадриной Т. А.
рассмотрев гражданское дело по иску Администрации Нестёркинского сельского поселения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии и Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ростовской обл.
0 признании права муниципальной собственности на земельную долю площадью ..... га., расположенную в границах бывшего СПК колхоз «.....», Обливского района Ростовской обл., образованную из неиспользуемых более двух лет земельных долей площадью 14,48 га. каждая, принадлежавших умершим собственникам этих долей: ФИО1 умершего Дата обезличена г., ФИО2, умершего Дата обезличена г., ФИО3, умершей Дата обезличена г.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориальное управление Федерального агенства по управлению федеральным имуществом.
Установил:
истец обратился в суд с названным иском, указав в исковом заявлении, что в результате инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения на территории бывшего СПК -колхоза «..... проведенной по состоянию на Дата обезличена года, выявлены неиспользуемые в течение двух и более лет земельные доли в праве общей долевой собственности бывшего СПК колхоза «.....» площадью ..... га сельхозугодий каждая, принадлежащие гражданам:
1.ФИО1, умершего Дата обезличена г. 2.ФИО2, умершего Дата обезличена г. 3.ФИО3, умершей Дата обезличена г.
Наследники у вышеуказанных граждан отсутствуют. Истец полагает, что в соответствии с п.2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
| Согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Поскольку соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят, но мнению истца, работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву
наследования к государству и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 г. № 683 и инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов».
Обязанность принять выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, определена п.5.35 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (в ред.постановления от 30.04.2009 г. №385).
Истец считает, что непринятие Территориальным управлением Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом по Ростовской области и межрайонной инспекцией Ф11С России № 8 по Ростовской области мер к учету, оценке и реализации выморочного имущества, а именно в отношении земельных долей в праве общей долевой собственности бывшего СПК - колхоза «.....» общей площадью ..... га сельхозугодий принадлежащих ФИО2, умершего Дата обезличена г., ФИО3, умершей Дата обезличена г., ФИО1, умершего Дата обезличена г. нарушают интересы МО « Нестеркинское сельское поселение», на территории которого находятся земли бывшего СПК - колхоза «....., Обливского района. Ростовской обл.
Просит суд признать за МО «Нестеркинское сельское поселение» право муниципальной собственности на земельную долю общей площадью ..... га. в правеобщей долевой собственности на земельный участок в границах земель сельскохозяйственного назначения бывшего СПК - колхоза «.....», Обливского района, Ростовской обл., образованную из неиспользуемых более двух лет земельных долей площадью ..... га. каждая, принадлежавших умершим собственникам этих долей: ФИО1, умершего Дата обезличена г.. ФИО2, умершего Дата обезличена г., ФИО3. Умершей Дата обезличена г.
Освободить Администрацию МО «Нестеркинское сельское поселение» от уплаты госпошлины но делу.
В обоснование заявленных требований представила суду:
документы, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, в том числе, подтверждающие тот факт, что земельные доли ФИО1, ФИО2. ФИО3 в порядке наследования не принял.
В судебном заседании представитель истца - Администрации Нестёрскинского сельского поселения Федосеева Т. Г., действующая по доверенности, дополнила ранее заявленные требования о признании права муниципальной собственности на земельную долю площадью ..... га., расположенную в границах бывшего СПК колхоз «.....», Обливского района Ростовской обл., образованную из неиспользуемых более двух лег земельных долей площадью ..... га. каждая, принадлежавших умершим собственникам этих долей: ФИО1, умершего Дата обезличена г., ФИО2, умершего Дата обезличена г., ФИО3, умершей Дата обезличена г. исковыми требованиями о прекращении права собственности утих лиц на их земельные доли. Просит суд удовлетворить иск, обосновав его также, как он обоснован в самом тексте этого документа. Считает, что ответчики, являясь правопреемником умерших собственников земельных долей, более трех лет не распоряжаются этими долями, что в соответствии с вышеуказанным законом, является основанием для прекращения их права собственности на земельные доли.
представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Шестопал А. Н. высказал мнение, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ростовской обл. в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил, о месте и времени судебного заседания был надлежаще извещён, поэтому, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без его участия.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: заявляя названные выше исковые требования, истец исходит из того, что ответчики, являясь правопреемниками умерших собственников земельных долей, более трех лет не распоряжается этими долями, что, в соответствии с названными ею нормативными и иными документами, является основанием для прекращения их права собственное на земельные доли.
С такими выводами истца суд согласиться не может, исходя из следующего: по смыслу статьи 1151 ГК РФ при отсутствии наследников и по закону, и по завещанию при отказе от наследства имущество считается выморочным и переходит в собственность Российской Федерации в порядке наследования по закону. Для государственной регистрации права собственности налоговые органы обязаны представить в управление федеральным имуществом необходимый пакет документов. При этом в случае отсутствия регулирующих процесс федеральных законов руководствоваться следует нормативными актами, действующими на сегодняшний день, то есть Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по нраву наследования к государству и кладов". В настоящее время в соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность РФ, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования в собственность РФ.
В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента РФ от 31.12.199] N 340 закреплена за налоговыми органами.
Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства.
Вместе с тем, полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Соответственно, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.
Из материалов дела усматривается, что земельные доли, принадлежащие умершим гражданам, в установленном законом порядке наследованы не были и являются выморочным имуществом.
Из смысла и содержания указанных выше нормативных актов следует, что только Российская Федерация может унаследовать наследственное имущество как выморочное и, оформив свои права на это имущество в установленном законом порядке, передан, его в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципальных образований.
В данном случае, право федеральной собственности на указанные земельные доли не оформлено и нотариально удостоверенное свидетельство на них налоговыми органами не получено. При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для прекращения права федеральной собственности на выморочные земельные доли.
Не подлежит признанию за муниципальным образованием право собственности на указанные земельные доли и на основании положения ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», исходя из того, что ответчик, являясь правопреемником умерших собственником земельных долей, более трех лег не распоряжается этими долями, что в соответствии с вышеуказанным законом, является основанием для прекращения его права собственности на земельные доли, потому что это положение относится к действиям собственника земельной доли и земельною участка, а как следует из материалов дела ответчики таковыми не являются, поскольку право федеральной собственности на указанные земельные доли, оформлено не было. Доводы истца о том, что налоговые органы должны были знать о наличии выморочных земельных долей, не состоятельны, поскольку обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведение каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации ни на налоговые органы, ни на Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области не возложена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
в удовлетворении исковых требований Администрации Нестёркинского сельского поселения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии и Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ростовской обл. о признании ФИО1, ФИО2. ФИО3 утратившими право собственности на свои земельные доли площадью ..... га. каждая и признании права муниципальной собственности на земельную долю площадью ..... га., расположенную в границах бывшего СПК колхоз «.....», Обливского района Ростовской обл., образованную из неиспользуемых более двух лет земельных долей площадью ..... га. каждая, принадлежавших умершим собственникам этих долей: ФИО1, умершего Дата обезличена г., ФИО2 умершего Дата обезличена г., ФИО3, умершей Дата обезличена г. отказать.
На настоящее решение может быть подана жалоба в Ростовский облсуд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья