РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст-ца Обливская 29 октября 2010 г.
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующей судьи Михайловой А.Л.,
с участием помощника прокурора Обливского района Безденежного В.П.,
при секретаре Сабинине С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-282/2010 по иску
Прокурора Обливского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Караичевского сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды для водозаборов, расположенных по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Обливского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрация Караичевского сельского поселения, ссылаясь на ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 11, 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 45 ГПК РФ, СанПиН 2.1.4.1074-01, об обязании ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды для водозаборов, расположенных по <адрес>. Иск обосновал тем, что прокуратурой Обливского района совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Белая Калитва, Белокалитвинском, Морозовском, Тацинском, Милютинском, Обливском и Советском районах (далее – РОСПОТРЕБНАДЗОР) проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении населения на территории Караичевского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что по <адрес> расположены водонапорные башни, две водозаборные скважины и водопровод. Данные объекты водоснабжения обеспечивают питьевой водой население <адрес>. Вышеуказанные объекты водоснабжения на балансе ответчика не стоят, в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам не передавались. Фактически эксплуатация данных объектов водоснабжения осуществляется ответчиком. Производственный контроль за качеством питьевой воды в <адрес> не проводится, рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды для объектов водоснабжения не разработана. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой <адрес> в адрес Главы Караичевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены. Указанные обстоятельства создают предпосылки для обеспечения населения <адрес> некачественной питьевой водой. Полагает, что невыполнение ответчиком санитарных норм и правил на объектах водоснабжения ведет к прямому нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих в х<адрес>, на безопасную среду обитания и может являться причиной создания чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора Обливского района Безденежный В.П. исковые требования уточнил и, окончательно определившись с их формулировкой, просит возложить на Администрацию Караичевского сельского поселения обязанность до ДД.ММ.ГГГГ разработать и представить в РОСПОТРЕБНАДЗОР для согласования и последующего утверждения рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды для водозаборов, расположенных по <адрес> <адрес>. Обосновал уточненные исковые требования так же, как то указано в самом иске.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Караичевского сельского поселения Омельченко О.П., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просит в удовлетворении иска отказать, поскольку Администрация Караичевского сельского поселения не является организацией, эксплуатирующей указанные в иске водозаборы. Пояснила, что в настоящее время ответчиком проводятся мероприятия по постановке на учет указанных водозаборов в качестве бесхозяйных с целью последующего признания права собственности на них за муниципалитетом и передачи в аренду СПК колхозу «Колос». СПК колхоз «Колос» в настоящее время является эксплуатирующей организацией, однако подтверждающие это обстоятельство документы отсутствуют. Кроме того, для выполнения требований прокурора в штате ответчика отсутствует соответствующий специалист, расходование денежных средств на разработку указанной в иске программы бюджетом поселения не предусмотрено.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – РОСПОТРЕБНАДЗОРА не явился, был надлежаще уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 42). Представил отзыв, в котором указал, что специалистом-экспертом РОСПОТРЕБНАДЗОРА ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование объектов водоснабжения: водопроводных башен по <адрес>, двух артезианских скважин и разводящей водопроводной сети в х. Караичев и х. Паршин. При проведении обследования установлено, что в нарушение СанПиН 2.1.4.1074-01 на указанных объектах отсутствует рабочая программа водопроводов, программа производственного контроля не разработана, что создает предпосылки для обеспечения населения некачественной питьевой водой (л.д. 28). Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – СПК колхоза «Колос» Мариневич Е.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просит вынести решение по усмотрению суда. Пояснила, что указанные в иске водозаборы на балансе СПК колхоза «Колос» не стоят. Данные водозаборы числятся за Администрацией Караичевского сельского поселения.
Суд исследовал имеющиеся в деле документы, в том числе:
- акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой Обливского района совместно с представителем РОСПОТРЕБНАДЗОРА. Согласно акту, объекты водоснабжения, а именно: водонапорные башни, две водозаборные скважины и водопровод по <адрес> обеспечивают питьевой водой население х. Караичев и х. <адрес>. Данные объекты на балансе Администрации Караичевского сельского поселения не стоят, в аренду предпринимателям и юридическим лицам не переданы. Их фактическая эксплуатация осуществляется Администрацией Караичевского сельского поселения, которая производственный контроль за качеством питьевой воды не проводит, рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды не разработана (л.д. 7);
- представление № от ДД.ММ.ГГГГ прокурора Обливского района на имя Главы Караичевского сельского поселения, содержащее требование принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации водных объектов (л.д. 8-9);
- ответ № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Караичевского поселения на имя прокурора Обливского района. Согласно ответу, объекты водоснабжения на территории <адрес> на чьем-либо балансе не состоят. Поэтому Администрация Караичевского сельского поселения намерена поставить на учет указанные объекты в качестве бесхозяйных, что в дальнейшем позволит администрации поселения финансировать ремонт указанных объектов и проводить мероприятия по обеспечению населения качественной питьевой водой (л.д. 10);
- сообщения из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым права на водонапорные башни, водозаборную скважину и водонапорную сеть в <адрес> не зарегистрированы (л.д. 22-24, 31-36).
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему:
Под водозабором понимается комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов.
В судебном заседании установлено, что на территории х. <адрес> расположены водонапорные башни, две водозаборные скважины и водопровод. Данные водозаборы на балансе какой-либо организации не состоят. Указанные водозаборы используются ответчиком для снабжения питьевой водой жителей х. Караичев и х. Паршин, однако рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды для указанных водозаборов не разработана.
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 утверждены ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. от 23.05.2006 N 307). Согласно п. 1 указанных Правил, питьевая вода - вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Постановлением МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 сентября 2001 г. N 24 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01". Согласно п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01, производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
В силу п. 4.7. СанПиН 2.1.4.1074-01, производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды определен Разделом 2 Приложения 1 к СанПиН 2.1.4.1074-01. Рабочая программа представляется для согласования в центр госсанэпиднадзора в городе, районе и последующего утверждения в установленном порядке.
Администрация Караичевского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления, самостоятельно осуществляет свои полномочия по вопросам местного значения, определяя и формы их осуществления.
В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. от 27.07.2010 N 237-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Отсутствие водозаборов на балансе ответчика не снимает с Администрации Караичевского сельского поселения обязанностей, установленных ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ и ст.ст. 11, 19 Федерального закона № 52-ФЗ.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре иными способами, предусмотренными законом. Таким образом, прокурором избран надлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц.
Характер спора является публично-правовым, поскольку исковое требование вытекает из оспаривания бездействия в связи с ненадлежащим исполнением публично-правовой обязанности ответчиком.
Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что организацией, эксплуатирующей указанные в иске водозаборы, является СПК колхоз «Колос», поскольку из пояснения представителя третьего лица следует, что данные водозаборы на балансе СПК не состоят. Кроме того, то обстоятельство, что ответчик осуществляет действия по постановке водозаборов на учет в качестве бесхозяйных, свидетельствует о волеизъявлении ответчика распоряжаться и пользоваться данными водозаборами как собственностью муниципалитета. Данный вывод следует также из ответа ответчика прокурору Обливского района (л.д. 10).
Процесс по защите безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, должен носить не только экстренный, но и постоянный плановый характер.
В судебном заседании нашло подтверждение и сторона ответчика не отрицала, что водозаборы используются для снабжения питьевой водой жителей <адрес>.
Поэтому суд приходит к выводу, что рабочая программа качества питьевой воды для водозаборов, указанных в иске, в настоящее время отсутствует и должна быть разработана ответчиком. Вина ответчика в отсутствии данной программы нашла подтверждение в судебном заседании.
Доводы представителя ответчика об отсутствии компетентного специалиста и денежных средств не являются основанием для отказа в удовлетворении законных и обоснованных требований прокурора.
Срок исполнения обязанности, указанный прокурором, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает достаточным для исполнения ответчиком обязанности по разработке и предоставлению в РОСПОТРЕБНАДЗОР для согласования и последующего утверждения соответствующей рабочей программы.
С учетом вышеизложенного, требования прокурора Обливского района, уточненные в судебном заседании, подлежат удовлетворению.
Поскольку прокурор обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц, размер государственной пошлины по делу должен составить <данные изъяты> рублей, указанная государственная пошлина в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика - Администрации Караичевского сельского поселения в федеральный бюджет.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Обливского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию Караичевского сельского поселения обязанность до ДД.ММ.ГГГГ разработать и предоставить в территориальный отдел Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Белая Калитва, Белокалитвинском, Морозовском, Тацинском, Милютинском, Обливском и Советском районах для согласования и последующего утверждения рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды для водозаборов, расположенных по <адрес>.
Взыскать с Администрации Караичевского сельского поселения в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья________________
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2010 г.