решение о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст-ца Обливская 11 октября 2010 г.

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующей судьи Михайловой А.Л.,

с участием прокурора Обливского района Федорова Р.Ю.,

при секретаре Антошкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-285/2010 по иску

Прокурора Обливского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каштановского сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном порядке рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды для водозаборов, расположенных по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Обливского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Каштановского сельского поселения, ссылаясь на ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 11, 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 45 ГПК РФ, СанПиН 2.1.4.1074-01, об обязании ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды для водозаборов, расположенных по <адрес>. Иск обосновал тем, что прокуратурой Обливского района совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Белая Калитва, Белокалитвинском, Морозовском, Тацинском, Милютинском, Обливском и Советском районах (далее – РОСПОТРЕБНАДЗОР) проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении населения на территории Каштановского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что по <адрес> расположены водонапорная башня (инв. №), две водозаборные скважины и водопровод. Данные объекты водоснабжения обеспечивают питьевой водой население <адрес>. Водонапорная башня (инв. №) передана в собственность Муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС. Вышеуказанные объекты водоснабжения в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам не передавались. Фактически эксплуатация данных объектов водоснабжения осуществляется ответчиком. Производственный контроль за качеством питьевой воды в <адрес> не проводится, рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды для объектов водоснабжения не разработана, соответствующие меры не приняты, что создает предпосылки для обеспечения населения <адрес> некачественной питьевой водой. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой <адрес> ответчику внесено представление, однако ответчиком меры по устранению нарушений закона не приняты. Полагает, что невыполнение ответчиком санитарных норм и правил на объектах водоснабжения ведет к прямому нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих в <адрес>, на безопасную среду обитания и может являться причиной создания чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании прокурор Обливского района Федоров Р.Ю. исковые требования уточнил и, окончательно определившись с их формулировкой, просит возложить на Администрацию Каштановского сельского поселения обязанность до ДД.ММ.ГГГГ разработать и представить в РОСПОТРЕБНАДЗОР для согласования и последующего утверждения рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды для водозаборов, расположенных по <адрес>. Обосновал уточненные исковые требования так же, как то указано в самом иске.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Каштановского сельского поселения Колесников А.В. с иском согласился.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – РОСПОТРЕБНАДЗОРА не явился, был надлежаще уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 92). Представил отзыв, в котором указал, что специалистом-экспертом РОСПОТРЕБНАДЗОРА ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование объектов водоснабжения: водопроводной башни инв. №, двух водозаборных скважин и разводящей сети по <адрес>. При проведении обследования установлено, что в нарушение СанПиН 2.1.4.1074-01 на указанных объектах отсутствует рабочая программа водопроводов, программа производственного контроля не разработана, что создает предпосылки для обеспечения населения некачественной питьевой водой (<данные изъяты>). Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд исследовал имеющиеся в деле документы, в том числе:

- представление Прокуратуры Обливского района № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации Каштановского сельского поселения. Представлением предложено принять меры по разработке рабочей программы, производственному контролю качества питьевой воды (<данные изъяты>);

- акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной представителем РОСПОТРЕБНАДЗОРА. Согласно акту, водопровод <адрес> не имеет рабочей программы, проекта организации зон санитарной охраны, производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится (л.<данные изъяты>13);

- объяснения ФИО16 и ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ, которые пояснили, что проживают в <адрес>. Вода в <адрес> санитарным требованиям не соответствует, в пищу употреблять эту воду нельзя (<данные изъяты>);

- акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой Обливского района совместно с представителем РОСПОТРЕБНАДЗОРА. Из акта следует, что водонапорная башня, две водозаборные скважины и водопровод в <адрес> не имеют рабочей программы, проекта организации зон санитарной охраны, производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится (<данные изъяты>);

- сообщения из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым права на водонапорную башню, две водозаборные скважины и водопровод в <адрес> не зарегистрированы (<данные изъяты>).

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему:

Под водозабором понимается комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов.

В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> расположена водонапорная башня (инв. №), две водозаборные скважины и водопровод. Данные водозаборы на балансе какой-либо организации не состоят. Указанные водозаборы используются ответчиком для снабжения питьевой водой жителей <адрес>, однако рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды для указанных водозаборов не разработана.

В соответствии с приложением 27 раздела IV Перечня ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕДАВАЕМОГО ИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОБЛИВСКИЙ РАЙОН" В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ВХОДЯЩИХ В ЕГО СОСТАВ ПОСЕЛЕНИЙ Областного закона <адрес> №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность муниципального образования «Каштановское сельское поселение» передана водонапорная башня инв. №, расположенная в <адрес>.

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 утверждены ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. от 23.05.2006 N 307). Согласно п. 1 указанных Правил, питьевая вода - вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Постановлением МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 сентября 2001 г. N 24 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01". Согласно п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01, производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

В силу п. 4.7. СанПиН 2.1.4.1074-01, производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды определен Разделом 2 Приложения 1 к СанПиН 2.1.4.1074-01. Рабочая программа представляется для согласования в центр госсанэпиднадзора в городе, районе и последующего утверждения в установленном порядке.

Администрация Каштановского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления, самостоятельно осуществляет свои полномочия по вопросам местного значения, определяя и формы их осуществления.

В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. от 27.07.2010 N 237-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уставом МО «Каштановское сельское поселение» (пп. 24 п. 1 ст. 2) организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения (<данные изъяты>).

Процесс по защите безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, должен носить не только экстренный, но и постоянный плановый характер.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре иными способами, предусмотренными законом. Таким образом, прокурором избран надлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц.

Характер спора является публично-правовым, поскольку исковое требование вытекает из оспаривания бездействия в связи с ненадлежащим исполнением публично-правовой обязанности ответчиком.

В судебном заседании нашло подтверждение и сторона ответчика не отрицала, что водозаборы используются для снабжения питьевой водой жителей <адрес>.

Поэтому суд приходит к выводу, что рабочая программа качества питьевой воды для водозаборов, указанных в иске, в настоящее время отсутствует и должна быть разработана ответчиком. Вина ответчика в отсутствии данной программы нашла подтверждение в судебном заседании.

Срок исполнения обязанности, указанный прокурором, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает достаточным для исполнения ответчиком обязанности по разработке и предоставлению в РОСПОТРЕБНАДЗОР для согласования и последующего утверждения соответствующей рабочей программы.

С учетом вышеизложенного, требования прокурора Обливского района, уточненные в судебном заседании, подлежат удовлетворению.

Поскольку прокурор обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц, размер государственной пошлины по делу должен составить 200 рублей, указанная государственная пошлина в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика - Администрации Каштановского сельского поселения в федеральный бюджет.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Обливского района удовлетворить.

Возложить на Администрацию Каштановского сельского поселения обязанность до ДД.ММ.ГГГГ разработать и предоставить в территориальный отдел Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Белая Калитва, Белокалитвинском, Морозовском, Тацинском, Милютинском, Обливском и Советском районах для согласования и последующего утверждения рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды для водозаборов, расположенных по <адрес>.

Взыскать с Администрации Каштановского сельского поселения в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья________________

Мотивированное решение изготовлено 12.10.2010 г.