решение по гражданскому делу по иску прокурора о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения



Дело № 2-198/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2010г. ст.Обливская

Обливский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Рычневой Ж. Г.

с участием помощника Обливского районного прокурора Омельченко С.В.

при секретаре Двужиловой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обливского районного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

У С Т А Н О В И Л:

Обливский районный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ первоначально обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безо­пасности дорожного движения совместно с инспектором ДПС ОГИБДД при ОВД по <адрес> лейтенантом милиции Б.А.С. проведе­но обследование состояния проезжей части автомобильных дорог общего поль­зования местного значения и технических средств организации дорожного движения, по результатам которого выявлен ряд недостатков в состоянии ав­тодорог <адрес>.

Так, в ходе обследования установлено, что на улицах <адрес> поселка <адрес>, в нарушение схемы дислокации дорожных знаков населенных пунктов Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области, утвержденной Главой Каштановского сельского поселения К.А.В. в 2008 году (далее схема дислокации дорожных знаков), а также в нарушение ГОСТа Р52289-2004, ГОСТа Р52290-2004 отсутствуют дорожные знаки: 8 знаков 2.4 «Уступи дорогу»; 8 знаков 2.1 «Главная доро­га»; 3 знака 8.13 «Направление главной дороги».

В ходе проверки установлено, между улицами <адрес> поселка <адрес> размещена детская игровая площадка, на кото­рой расположены детские карусели. Ежедневно данную игровую площадку посещают около 20 детей. По указанным улицам осуществляется основной поток транспортных средств, что создает реальную опасность жизни и здо­ровью детей и иных пешеходов на данных участках дороги. Однако в нару­шение п.5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 на улицах <адрес> по­селка <адрес> отсутствуют дорожная разметка «Пешеходный переход», 4 дорожных знака 1.23 «Дети», 4 дорожных знака 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход». Кроме того, в целях принудительного снижения скорости движения транспортных средств по улицам <адрес> поселка <адрес>, Администрацией Каштановского сельского поселения до на­стоящего времени не приняты меры по установлению на данных улицах ис­кусственной неровности со знаками 5.20 (2 шт.) и 1.17 (2 шт.)

В дислокации поселка <адрес> дорожная разметка «Пешеход­ный переход», искусственная неровность и соответствующие дорожные зна­ки не указаны.

Отсутствие дорожных знаков по улицам <адрес> является недопустимым обстоятельством, более того, не­безопасным для жизни и здоровья, как пешеходов, так и водителей.

Поскольку в соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. №186-ФЗ «О безопасности дорожного движения» вопросы обеспечения безопасности дорожного движения относятся к компетенции органов местного самоуправления, то по мнению истца указанные нарушения свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления - Каштановского сельского поселения, которое нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гаранти­рованные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, в связи с чем прокурор просил суд:

-обязать Администрацию Каштановского сельского поселения Облив­ского района Ростовской области исполнить требования действующего законо­дательства, привести в соответствие с установленным Государственным стан­дартом РФ ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требо­вания к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстан­дарта РФ от 11 октября 1993 № 221, требованиями ГОСТа Р52289-2004 «Тех­нические средства организации дорожного движения. Правила применения
дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направ­ляющих устройств», утвержденными приказом Ростехрегулирования от15.12.2004 №120-ст, в ред. от 08.12.2005, требованиями ГОСТа Р52290-2004, «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №121-ст, нормами и схемой дислокации дорожных зна­ков населенных пунктов Каштановского сельского поселения Обливского рай­она Ростовской области, утвержденной Главой Каштановского сельского посе­ления в 2008 году, технические средства организации дорожного движения -дорожные знаки и дорожные разметки автомобильных дорог по улицам <адрес> поселка <адрес> Обливского Ростовской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему иску в законную силу;

-обязать Администрацию Каштановского сельского поселения Облив­ского района Ростовской области внести изменения в схему дислокации дорож­ных знаков населенных пунктов Каштановского сельского поселения Обливско­го района и привести ее в соответствие с установленными ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р52290-2004, с учетом выявленных нарушений действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

В судебном заседании помощник Обливского районного прокурора Омельченко С.В. в порядке ст.39 ГПК РФ подал заявление прокурора Обливского района об уменьшении исковых требований, в котором просит суд:

-обязать Администрацию Каштановского сельского поселения Ростовской области разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков и схему дорожной разметки по ул.<адрес>

-обязать Администрацию Каштановского сельского поселения Облив­
ского района Ростовской области исполнить требования действующего законо­дательства, привести в соответствие с установленным Государственным стан­дартом РФ ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требо­вания к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстан­дарта РФ от 11 октября 1993 № 221, требованиями ГОСТа Р52289-2004 «Тех­нические средства организации дорожного движения. Правила применения
дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направ­ляющих устройств», утвержденными приказом Ростехрегулирования от15.12.2004 №120-ст, в ред. от 08.12.2005, требованиями ГОСТа Р52290-2004, «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №121-ст, технические средства организации дорожного движения - дорожные знаки и дорожные разметки автомобильных дорог по улице <адрес> поселка <адрес> Обливского района Ростовской области в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему иску в законную силу;

-обязать администрацию Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области исполнить требования законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства участка дороги по ул.<адрес> вблизи детской игровой площадки двумя дорожными знаками 1.23 «Дети» в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему иску в законную силу.

Помощник Обливского районного прокурора Омельченко С.В. пояснил, что изменение исковых требований связано с тем, что дороги, расположенные на территории Каштановского сельского поселения, кроме автомобильной дороги по ул<адрес> не являются муниципальной собственностью данного поселения.

Ответчик в лице главы МО «Каштановское сельское поселение» Колесников А.В., в судебном заседании измененные требования прокурора признал, пояснил, что дороги, кроме дороги по ул.<адрес>, не являются собственностью Каштановского сельского поселения и потому Каштановское сельское поселение не может производить затраты на содержание дорог, которые ему не принадлежат.

Администрацией Каштановского сельского поселения будет разработана и утверждена дислокация дорожных знаков и схема дорожной разметки по ул.<адрес>.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Поскольку истец изменил свои исковые требования, уменьшив их, то суд рассматривает дело в пределах измененных требований истца.

В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с ч.2 ст.12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно ст. 6 Областного закона Ростовской области от 16.08.2000г. №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г.(ред.27.12.2009г.) «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.93г. № 221 утвержден и введен в действие государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные доро­ги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по ус­ловиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ).

Данным ГОСТом установлен перечень и допустимые по условиям обес­печения безопасности движения предельные значения показателей эксплуата­ционного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других насе­ленных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию техниче­ских средств организации дорожного движения. Все требования ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Статьей 4 ГОСТа установлены требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц.

Так, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других на­селенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовлен­ными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвер­жденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответ­ствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при усло­вии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восста­новлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной раз­метки измеряется на участке протяженностью 50 м) оставляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% термопластичными массами.

Согласно Областного Закона от 28.12.2005г.№ 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» и Областного Закона от 10.06.2010г.№ 438-ЗС «О внесении изменений в Областной Закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» дороги, расположенные на территории Каштановского

сельского поселения не переданы в муниципальную собственность этого поселения, кроме дороги по <адрес>.

В соответствии с постановлением Администрации Обливского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Областного Закона от 10.06.2010г.№ 438-ЗС «О внесении изменений в Областной Закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» из муниципальной собственности МО «Обливский район» передана в муниципальную собственность Каштановского сельского поселения внутрипоселковая автомобильная дорога протяженностью 878,0м по <адрес> (начало от <адрес>, конец дорога к поликлинике)(л.д.<данные изъяты>).

Из акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что из муниципальной собственности муниципального образования «Обливский район» передана в муниципальную собственность Каштановского сельского поселения внутрипоселковая автомобильная дорога протяженностью 878,0м по <адрес> (начало от <адрес>, конец дорога к поликлинике)(л.д.<данные изъяты>).

Судом установлено, что другие внутрипоселковые дороги в МО «Каштановское сельское поселение» не переданы в собственность данного муниципального образования.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного помощником прокурора Обливского района Омельченко С.В. с участием инспектора ДПС ОВД по <адрес> Б.А.С. усматривается, что на <адрес>, в нарушение схемы дислокации дорожных знаков населенных пунктов Каштановского сельского поселения <адрес>, а также в нарушение ГОСТа Р52289-2004, ГОСТа Р52290-2004 отсутствуют дорожные знаки «Уступи дорогу», «Главная доро­га», «Направление главной дороги», «Дети».

В соответствии с конвенцией ООН от 08.11.1968 г. «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированной Указом президиума ВС СССР 29.04.1974г. №5939-V III, (далее – Конвенция) в п.12 раздела «В» предусмотрено, что для предупреждения о приближении к участку дороги, часто пресекаемому детьми, как, например, выход из школы или с площадки для игр, используется обозначение А, 12. Обозначение может быть обращено в противоположную сторону. Во исполнение данного положения Конвенции пунктом 1.23 приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090 (далее – ПДД) установлено, что дорожный знак «дети» обозначает участок дороги вблизи детского учреждения( школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

В соответствии с п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004г. №120, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100м., повторный – на расстоянии не более 50м. от начала опасного участка.

Согласно п.1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующие дорожное движение установленными сигналами.

Предупреждающие знаки, к числу которых ПДД относит дорожный знак 1.23 «Дети», информирует водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Суд считает, что администрация Каштановского сельского поселения обязана установить дорожные знаки по ул. <адрес> в соответствии с Госстандартами, указанными выше, в том числе дорожные знаки «Дети» вблизи детской игровой площадки.

Поскольку глава ФИО1 сельского поселения своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>) отменил ранее утвержденную схему дислокации дорожных знаков, то суд считает, что требования прокурора об обязании администрации ФИО1 сельского поселения разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков и схему дорожной разметки по <адрес> обоснованы и поэтому подлежат удовлетворению.

Что касается срока, в течении которого ответчик обязан исполнить указанные требования, то с учетом мнения истца и ответчика, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течении 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

Иск Обливского районного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области в течении четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков и схему дорожной разметки по <адрес>;

- исполнить требования действующего законо­дательства, привести в соответствие с установленным Государственным стан­дартом РФ ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требо­вания к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстан­дарта РФ от 11 октября 1993 № 221, требованиями ГОСТа Р52289-2004 «Тех­нические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направ­ляющих устройств», утвержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, в ред. от 08.12.2005, требованиями ГОСТа Р52290-2004, «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №121-ст, технические средства организации дорожного движения - дорожные знаки и дорожные разметки автомобильной дороги по улице <адрес>

- исполнить требования законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства участка дороги по <адрес> района вблизи детской игровой площадки двумя дорожными знаками 1.23 «Дети».

Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд через Обливский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30.07.2010г

Судья-