решение по гражданскому делу по иску прокурора о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения



Дело № 2-196/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2010г. ст.Обливская

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Рычневой Ж. Г.

с участием помощника Обливского районного прокурора Омельченко С.В.

при секретаре Двужиловой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обливского районного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

У С Т А Н О В И Л:

Обливский районный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ первоначально обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Алексеевское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безо­пасности дорожного движения совместно с инспектором ДПС ОГИБДД при ОВД по <адрес> лейтенантом милиции Б.А.С. проведе­но обследование состояния проезжей части автомобильных дорог общего поль­зования местного значения и технических средств организации дорожного движения, по результатам которого выявлен ряд недостатков в состоянии ав­тодорог <адрес> района Рос­товской области.

Так, в ходе обследования установлено, что на <адрес>, общей протяженностью <данные изъяты>, в нарушение схемы дислокации дорожных знаков <адрес>, утвержденной постановлением Администрации Алексеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (далее схема дислока­ции дорожных знаков), а также в нарушение ГОСТа Р52289-2004, ГОСТа Р52290-2004 отсутствуют дорожные знаки: 4 знака 2.4 «Уступи дорогу»; 8 знаков 2.1 «Главная дорога»; 4 знака 3.24 «Ограничение максимальной ско­рости»; 2 знака 3.27 «Остановка запрещена»; 5 знаков 8.13 «Направление главной дороги»; 1 знак 5.24.1 «Конец населенного пункта».

В переулке <адрес>, протяженностью <данные изъяты> мет­ров, в нарушение схемы дислокации дорожных знаков <адрес> области, утвержденной постановлением Ад­министрации Алексеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (далее схема дислокации дорожных знаков), а также в нарушение ГОСТа Р52289-2004, ГОСТа Р52290-2004 отсутствуют дорожные знаки: 2 знака 1.23 «Де­ти»; 2 знака 3.27 «Остановка запрещена». Кроме того, возле ММ"ШШШ" по <адрес>, где осуществляется движение транспортных средств, на проезжей части от­сутствует дорожная разметка «Пешеходный переход», а также знаки 5.19.1 и 5.19.2. Данный пешеходный переход и знаки 5.19.1 и 5.19.2 также отсутст­вуют и в схеме дислокации.

На улицах <адрес> хутора <адрес>, общей протяженностью <данные изъяты> метров, в на­рушение схемы дислокации дорожных знаков хутора <адрес>, утвержденной постановлением Администрации Алексеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в нарушение ГОСТа Р52289-2004, ГОСТа Р52290-2004 отсутствуют следующие дорожные знаки: 2 знака 3.27 «Остановка запрещена»; 2 знака 3.24 «Ограничение максималь­ной скорости»; 1 знак 5.16 «Автобусная остановка»; 1 знак 5.23.1 «Начало населенного пункта»; 1 знак 5.24.1 «Конец населенного пункта»; 6 знаков 8.13 «Направление главной дороги»; 6 знаков 2.4 «Уступи дорогу»; 7 знаков 2.1 «Главная дорога»; 1 знак 2.2 «Конец главной дороги».

Отсутствие дорожных знаков по улицам <адрес> является недопустимым обстоятельством, более того, небезопасным для жизни и здоровья как пешехо­дов, так и водителей.

Поскольку в соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. №186-ФЗ «О безопасности дорожного движения» вопросы обеспечения безопасности дорожного движения относятся к компетенции органов местного самоуправления, то по мнению истца указанные нарушения свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления - Алексеевского сельского поселения, которое нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гаранти­рованные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, в связи с чем прокурор просил суд:

-обязать Администрацию Алексеевского сельского поселения Ростов­ской области исполнить требования действующего законодательства, привести
в соответствие с установленным Государственным стандартом РФ ГОСТом
Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября
1993 № 221, требованиями ГОСТа Р52289-2004 «Технические средства орга­низации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, раз­
метки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ут­вержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, в ред.
от 08.12.2005, требованиями ГОСТа Р52290-2004, «Технические средства
организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические
требования», утвержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004
№ 121 -ст, нормами и схемой дислокации дорожных знаков в хуторах <адрес>, утвержденной постановлением Администрации Алексеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, технические средства организации дорожного движения -
дорожные знаки и дорожные разметки автомобильных дорог по улицам <адрес> и по переулку <адрес> и по улицам <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему иску в законную силу;

-обязать Администрацию Алексеевского сельского поселения Ростов­ской области внести изменения в схему дислокации дорожных знаков хутора
<адрес> и привести ее в соответствие с установлен­ными ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р52290-2004, с учетом
выявленных нарушений действующего законодательства в сфере безопасно­сти дорожного движения.

В судебном заседании помощник Обливского районного прокурора Омельченко С.В. в порядке ст.39 ГПК РФ подал заявление прокурора Обливского района об уменьшении исковых требований, в котором прокурор просит суд:

-обязать Администрацию Алексеевского сельского поселения Ростов­ской области исполнить требования действующего законодательства, привести
в соответствие с установленным Государственным стандартом РФ ГОСТом
Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября
1993 № 221, требованиями ГОСТа Р52289-2004 «Технические средства орга­низации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, раз­
метки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ут­вержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, в ред.
от 08.12.2005, требованиями ГОСТа Р52290-2004, «Технические средства
организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические
требования», утвержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004
№ 121 -ст, нормами и схемой дислокации дорожных знаков в хуторах <адрес>, утвержденной по­
становлением Администрации Алексеевского сельского поселения от
ДД.ММ.ГГГГ №, технические средства организации дорожного движения -
дорожные знаки и дорожные разметки автомобильных дорог по <адрес> и по улицам <адрес> области в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему иску в законную силу;

- обязать Администрацию Алексеевского сельского поселения Обливского района Ростовской области исполнить требования законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства участка дороги по переулку <адрес> вблизи ММ"ШШШ" двумя дорожными знаками 1.23 «Дети» в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему иску в законную силу.

Помощник Обливского районного прокурора Омельченко С.В. пояснил, что изменение исковых требований связано с тем, что дороги, расположенные на территории Алексеевского сельского поселения, кроме автомобильных дорог по <адрес> и по улицам <адрес> не являются муниципальной собственностью данного поселения. Требование об установке дорожных знаков 1.23 «Дети» вблизи школы считает обязательным.

Ответчик в лице главы МО «Алексеевское сельское поселение» Кобец А.А., в судебном заседании измененные требования прокурора признал, пояснил, что дороги, кроме дороги по <адрес> и по улицам <адрес>, не являются собственностью Алексеевского сельского поселения и потому Алексеевское сельское поселение не может производить затраты на содержание дорог, которые ему не принадлежат.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Поскольку истец изменил свои исковые требования, уменьшив их, то суд рассматривает дело в пределах измененных требований истца.

В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с ч.2 ст.12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Ст. 6 Областного закона Ростовской области от 16.08.2000г. №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» также предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г.(ред.27.12.2009г.) «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.93г. № 221 утвержден и введен в действие государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные доро­ги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по ус­ловиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ).

Данным ГОСТом установлен перечень и допустимые по условиям обес­печения безопасности движения предельные значения показателей эксплуата­ционного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других насе­ленных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию техниче­ских средств организации дорожного движения. Все требования ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Статьей 4 ГОСТа установлены требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц.

Так, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других на­селенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовлен­ными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвер­жденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответ­ствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при усло­вии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восста­новлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной раз­метки измеряется на участке протяженностью 50 м) оставляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% термопластичными массами.

Согласно Областного Закона от 28.12.2005г.№ 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» и Областного Закона от 10.06.2010г.№ 438-ЗС «О внесении изменений в Областной Закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» дороги, расположенные на территории Алексеевского

сельского поселения не переданы в муниципальную собственность этого поселения, кроме дорог по <адрес> и по <адрес>.

В соответствии с постановлением Администрации Обливского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Областного Закона от 10.06.2010г.№ 438-ЗС «О внесении изменений в Областной Закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» из муниципальной собственности МО «Обливский район» переданы в муниципальную собственность Алексеевского сельского поселения: внутрипоселковая автомобильная дорога протяженностью <данные изъяты> в <адрес> (начало от въезда в хутор, конец окраина хутора направление с запада на восток), внутрипоселковая автомобильная дорога протяженностью <данные изъяты> в <адрес> (начало от окраины хутора, конец <адрес> направление с востока на запад), внутрипоселковая автомобильная дорога протяженностью <данные изъяты> в <адрес>начало от <адрес>, направление с юга на север) (л.д.<данные изъяты>).

Из акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что из муниципальной собственности муниципального образования «Обливский район»

переданы в муниципальную собственность Алексеевского сельского поселения: внутрипоселковая автомобильная дорога протяженностью <данные изъяты> в <адрес> (начало от въезда в хутор, конец окраина хутора направление с запада на восток), внутрипоселковая автомобильная дорога протяженностью <данные изъяты> в <адрес> (начало от окраины хутора, конец <адрес> направление с востока на запад), внутрипоселковая автомобильная дорога протяженностью <данные изъяты> в <адрес> (начало от <адрес>, конец <адрес>, направление с юга на север) (л.д.<данные изъяты>).

Судом установлено, что другие внутрипоселковые дороги, указанные в первоначальном исковом заявлении прокурора в собственность МО «Алексеевское сельское поселение» не переданы.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного помощником прокурора Обливского района Омельченко С.В. с участием инспектора ДПС ОВД по <адрес> Б.А.С. усматривается, что на <адрес> и на улицах <адрес>, в нарушение схемы дислокации дорожных знаков населенных пунктов Алексеевского сельского поселения <адрес>, а также в нарушение ГОСТа Р52289-2004, ГОСТа Р52290-2004 отсутствуют дорожные знаки «Уступи дорогу», «Главная доро­га», «Ограничение максимальной скорости», «Автобусная остановка», «Остановка запрещена», «Направление главной дороги», «Конец населенного пункта» (л.д.6-7).

В соответствии с конвенцией ООН от 08.11.1968 г. «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированной Указом президиума ВС СССР 29.04.1974г. №5939-V III, (далее – Конвенция) в п.12 раздела «В» предусмотрено, что для предупреждения о приближении к участку дороги, часто пресекаемому детьми, как, например, выход из школы или с площадки для игр, используется обозначение А, 12. Обозначение может быть обращено в противоположную сторону. Во исполнение данного положения Конвенции пунктом 1.23 приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090 (далее – ПДД) установлено, что дорожный знак «дети» обозначает участок дороги вблизи детского учреждения( школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

В соответствии с п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004г. №120, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100м., повторный – на расстоянии не более 50м. от начала опасного участка.

Согласно п.1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующие дорожное движение установленными сигналами.

Предупреждающие знаки, к числу которых ПДД относит дорожный знак 1.23 «Дети», информирует водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Суд считает, что администрация Алексеевского сельского поселения обязана установить дорожные знаки по <адрес> и на улицах <адрес> в соответствии с Госстандартами, указанными выше, а также дорожные знаки «Дети» по переулку <адрес>, вблизи ММ"ШШШ"

Что касается срока, в течении которого ответчик обязан исполнить указанные требования, то с учетом мнения истца и ответчика, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течении 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

Иск Обливского районного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» Обливского района Ростовской области в течении четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- исполнить требования действующего законодательства, привести
в соответствие с установленным Государственным стандартом РФ ГОСТом
Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября
1993 № 221, требованиями ГОСТа Р52289-2004 «Технические средства орга­низации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, раз­
метки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ут­вержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, в ред.
от 08.12.2005, требованиями ГОСТа Р52290-2004, «Технические средства
организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические
требования», утвержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004
№ 121 -ст, нормами и схемой дислокации дорожных знаков в хуторах <адрес>, утвержденной по­
становлением Администрации Алексеевского сельского поселения от
ДД.ММ.ГГГГ №, технические средства организации дорожного движения -
дорожные знаки и дорожные разметки автомобильных дорог по улицам <адрес> и по улицам <адрес>;

- исполнить требования законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства участка дороги по переулку <адрес> вблизи ММ"ШШШ" двумя дорожными знаками 1.23 «Дети».

Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд через Обливский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30.07.2010г

Судья-