Дело № 2-197/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2010г. ст.Обливская
Обливский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Рычневой Ж. Г.
с участием помощника Обливского районного прокурора Омельченко С.В.
при секретаре Двужиловой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обливского районного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Александровское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
У С Т А Н О В И Л:
Обливский районный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ первоначально обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Александровское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения совместно с инспектором ДПС ОГИБДД при ОВД по <адрес> лейтенантом милиции Б.А.С. проведено обследование состояния проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения и технических средств организации дорожного движения, по результатам которого выявлен ряд недостатков в состоянии автодорог х.<адрес> Ростовской области.
Так, в ходе обследования установлено, что на <адрес> хутора <адрес>, в нарушение схемы дислокации дорожных знаков хутора <адрес>, утвержденной постановлением Администрации Александровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (далее схема дислокации дорожных знаков), а также в нарушение ГОСТа Р52289-2004, ГОСТа Р52290-2004 отсутствуют следующие дорожные знаки: 4 знака 1.23 «Дети»; 2 знака 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»; 1 знак 1.34.3 «Направление поворота»; 9 знаков 2.1 «Главная дорога»; 4 знака 2.4 «Уступи дорогу»; 1 знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги слева»; 4 знака 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой»; 2 знака 3.27 «Остановка запрещена»; 8 знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; 2 знака 5.16 «Место остановки автобуса».
Кроме того, все остальные знаки в количестве 3 штук по улице <адрес> установлены с нарушением требований ГОСТа Р52289-2004 и ГОСТа Р52290-2004, то есть с нарушением расстояния от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия. Замером установлено, что высота установки составляет менее 2 метров, что противоречит п.5.1.8 ГОСТа Р52289-2004, утвержденному приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, в ред. от 08.12.2005, согласно которому «расстояние от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев специально оговоренных стандартом, должно быть от 2,0 до 4,0 м. в населенных пунктах». Более того, проверкой установлено, что дорожные знаки по улице <адрес>, в нарушение п.5.2 и п.5.3 ГОСТа Р52290-2004, изготовлены без использования световозвращающих материалов, детали и сборочные единицы знаков изготовлены не из антикоррозионных материалов (п.5.2.4 ГОСТа Р52290-2004).
В ходе проверки установлено, что по ул. <адрес> до перекрестка улиц <адрес> покрытие проезжей части имеет просадку, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, что нарушает требования п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». По данной улице осуществляется подвоз учащихся к МОУ Леоновской СОШ, вышеуказанные повреждения проезжей части создают реальную опасность жизни и здоровью детей.
На улице <адрес> в нарушение схемы дислокации дорожных знаков хутора Александровский Обливского района Ростовской области, утвержденной постановлением Администрации Александровского сельского поселения от 26.05.2008 №21, а также в нарушение ГОСТа Р52289-2004, ГОСТа Р52290-2004 отсутствуют следующие дорожные знаки: 2 знака 1.23 «Дети»; 2 знака 2.4 «Уступи дорогу»; 1 знак 3.20 «Обгон запрещен»; 3 знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; 4 знака 3.27 «Остановка запрещена»; 2 знака 5.16 «Место остановки автобуса»; 2 знака 8.33 «Направление действия».
Кроме того, в схеме дислокации дорожных знаков <адрес> предусмотрено 8 знаков 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги», однако фактически вместо знаков 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги» по данной улице установлены 8 знаков 2.1 «Главная дорога». Знаки 2.1 установлены в соответствии с п. 5.3.2 ГОСТа Р52289-2004.
Таким образом, схема дислокации дорожных знаков <адрес> не соответствует ГОСТу Р52289-2004.
Отсутствие дорожных знаков по улицам <адрес>, несоответствие ГОСТу техническому состоянию установленных дорожных знаков, а также покрытие <адрес> является недопустимым обстоятельством, более того, небезопасным для жизни и здоровья, как пешеходов, так и водителей.
Поскольку в соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. №186-ФЗ «О безопасности дорожного движения» вопросы обеспечения безопасности дорожного движения относятся к компетенции органов местного самоуправления, то по мнению истца указанные нарушения свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления - Александровского сельского поселения, которое нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, в связи с чем прокурор просил суд:
- обязать Администрацию Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области исполнить требования действующего законодательства, привести в соответствие с установленным Государственным стандартом РФ ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 № 221, требованиями ГОСТа Р52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденными приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, в ред. от 08.12.2005, требованиями ГОСТа Р52290-2004,
«Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные.
Общие технические требования», утвержденными приказом Ростехрегули
рования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, нормами и схемой дислокации дорожных знаков <адрес>утвержденной постановлением Администрации Александровского сельского
поселения от 26.05.2008 №21, технические средства организации дорожного
движения - дорожные знаки автомобильных дорог по улице <адрес> и покрытие проезжей части по <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему иску в законную силу;
-обязать Администрацию Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области внести изменения в схему дислокации дорожных знаков населенных пунктов Александровского сельского поселения Обливского района и привести ее в соответствие с установленными ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р52290-2004, с учетом выявленных нарушений действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник Обливского районного прокурора Омельченко С.В. в порядке ст.39 ГПК РФ подал заявление прокурора Обливского района об уменьшении исковых требований, в котором просит суд: - обязать Администрацию Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области исполнить требования действующего законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства участков дорог по <адрес> и по <адрес> Обливского района вблизи <адрес> четырьмя дорожными знаками 1.23 «Дети» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему иску в законную силу;
-обязать Администрацию Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области внести изменения в схему дислокации дорожных знаков населенных пунктов Александровского сельского поселения Обливского района и привести ее в соответствие с установленными ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р52290-2004, с учетом выявленных нарушений действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Помощник Обливского районного прокурора Омельченко С.В. пояснил, что изменение исковых требований связано с тем, что дороги, расположенные на территории Александровского сельского поселения не являются муниципальной собственностью данного поселения. Однако требования об установке дорожных знаков 1.23 «Дети» вблизи школ <адрес> считает обязательным.
Ответчик в лице главы МО «Александровское сельское поселение» Кочетов С.А., в судебном заседании требования прокурора признал, пояснил, что в процессе подготовки дела к судебному разбирательству выяснилось, что дороги не переданы в собственность Александровского сельского поселения и потому Александровское сельское поселение не может производить затраты на содержание дорог, которые ему не принадлежат.
Вместе с тем он не возражает установить дорожные знаки «Дети» возле школ в <адрес>, поскольку отсутствие этих знаков делает невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения для водителей и ставит под угрозу безопасность детей.
Администрацией Александровского сельского поселения подготовлен проект Постановления об утверждении дислокации дорожных знаков на территории Александровского сельского поселения в новой редакции.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку истец изменил свои исковые требования, уменьшив их, то суд рассматривает дело в пределах измененных требований истца.
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст.12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Ст. 6 Областного закона Ростовской области от 16.08.2000г. №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п.5 п.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г.(ред.27.12.2009г.) «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.93г. № 221 утвержден и введен в действие государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ).
Данным ГОСТом установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Статьей 4 ГОСТа установлены требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц.
Так, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.
Из материалов дела усматривается:
Постановлением Главы администрации Александровского сельского поселения Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема дислокации дорожных знаков в Александровском сельском поселении (л.д.11-18).
Однако согласно Областного Закона от 28.12.2005г.№ 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» и Областного Закона от 10.06.2010г.№ 438-ЗС «О внесении изменений в Областной Закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» дороги, расположенные на территории Александровского
сельского поселения не переданы в муниципальную собственность этого поселения.
Ответчиком представлен проект Постановления Главы администрации Александровского сельского поселения Ростовской области об утверждении но
вой схемы дислокации дорожных знаков в Александровском сельском поселении (л.д.<данные изъяты>).
В деле имеется сообщение ММ"ПП" о том, что дорожные знаки на автодороге, проходящей через <адрес> будут приведены в соответствие с дислокацией дорожных знаков в конце 3-го квартала 2010г., дорожные знаки на автодороге в <адрес> на улицах <адрес> ММ"ПП" привести в соответствие с дислокацией дорожных знаков не может, так как эти дороги не входят в объект их обслуживания. (л.д.<данные изъяты>).
Судом установлено, что внутрипоселковые дороги в МО «Александровское сельское поселение» не переданы в собственность данного муниципального образования.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного помощником прокурора Обливского района Омельченко С.В. с участием инспектора ДПС ОВД по <адрес> Б.А.С. усматривается, что действительно вблизи школы в <адрес> и вблизи школы в <адрес> отсутствуют знаки 1.23 «Дети», что по мнению суда ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данных детских учреждений, круг которых определить невозможно.
В соответствии с конвенцией ООН от 08.11.1968 г. «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированной Указом президиума ВС СССР 29.04.1974г. №5939-V III, (далее – Конвенция) в п.12 раздела «В» предусмотрено, что для предупреждения о приближении к участку дороги, часто пресекаемому детьми, как, например, выход из школы или с площадки для игр, используется обозначение А, 12. Обозначение может быть обращено в противоположную сторону. Во исполнение данного положения Конвенции пунктом 1.23 приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090 (далее – ПДД) установлено, что дорожный знак «дети» обозначает участок дороги вблизи детского учреждения( школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.
В соответствии с п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004г. №120, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100м., повторный – на расстоянии не более 50м. от начала опасного участка.
Согласно п.1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующие дорожное движение установленными сигналами.
Предупреждающие знаки, к числу которых ПДД относит дорожный знак 1.23 «Дети», информирует водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Поскольку состояние участков дорог по <адрес> и по <адрес> не соответствует схеме дислокации дорожных знаков, которая была утверждена органами местного самоуправления, не соответствует требованиям государственных стандартов, указанных выше, является небезопасным для жизни и здоровья как пешеходов, так и водителей, то иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.
Что касается срока в течении которого ответчик обязан исполнить указанные требования, то с учетом мнения истца и ответчика, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
Иск Обливского районного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Александровское сельское поселение» Обливского района Ростовской области о понуждении исполнить требования действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Александровское сельское поселение» Обливского района Ростовской области в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
-исполнить требования действующего законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства участков дорог по <адрес> четырьмя дорожными знаками 1.23 «Дети»;
- внести изменения в схему дислокации дорожных знаков населенных пунктов Александровского сельского поселения Обливского района и привести ее в соответствие с установленными ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р52290-2004, с учетом выявленных нарушений действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд через Обливский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2010г
Судья-