вынесено решение



2-320/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 года ст. Обливская

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующей судьи Михайловой А.Л.,

с участием помощника прокурора Обливского района Никоновой Э.С.,

при секретаре Антошкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-320/2011 по иску

прокурора Обливского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Александровское сельское поселение» <адрес> о признании незаконным бездействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества мемориального комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Обливского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Александровское сельское поселение» <адрес> (далее – Администрации Александровского сельского поселения), ссылаясь на ст.ст. 1-3, 6, 11 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.ст. 9.3, 21 Федерального закона от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.ст. 130, 131, 215, 210 ГК РФ, ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, с иском о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на мемориальный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>; принять данное имущество на баланс указанной администрации; разработать паспорт на данный мемориальный комплекс. Иск мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части соблюдения полномочий по государственной регистрации права муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что право собственности на указанный мемориальный комплекс до настоящего времени не зарегистрировано, Администрацией Александровского сельского поселения изготовлены кадастровый и технический паспорта на данный объект. Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанный мемориальный комплекс препятствует выделению бюджетных средств на его содержание, что негативно сказывается на техническом состоянии объекта, может явиться препятствием для реализации мер по сохранности данного объекта.

В ходе рассмотрения дела прокурор <адрес> заявленные требования неоднократно уточнял. Так, ДД.ММ.ГГГГ, просил возложить на Администрацию Александровского сельского поселения обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Росреестр) с заявлением о регистрации за муниципальным образованием «Александровское сельское поселение» права собственности на мемориальный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>, х. Синяпкин, <адрес>; принять данное имущество на баланс Администрации Александровского сельского поселения; разработать паспорт на указанный мемориальный комплекс (л.д. 28).

В судебном заседании помощник прокурора Обливского района Никонова Э.С. заявленные требования вновь уточнила и, окончательно определившись с их формулировкой, просит признать возложить на ответчика обязанность до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Росреестр с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи мемориального комплекса (литер ), расположенного по адресу: <адрес>, х<адрес>, <адрес>, состоящего из фигуры (литер 1.1) высотой 2,30 м (экспозиция), постамента (литер 1.2) площадью 1,8 кв.м., цветника (литер № 2) площадью 13,3 кв.м., мемориальной плиты (литер ) площадью 1,1 кв.м., мемориальной плиты (литер ) площадью 2,2 кв.м., забора металлического на металлических столбах (литер ) высотой 1,00 м; возложить на ответчика обязанность до ДД.ММ.ГГГГ разработать паспорт воинского захоронения на указанный мемориальный комплекс. По существу иска дала пояснения такие же, как то указано в самом иске.

В судебном заседании представитель ответчика – Администрации Александровского сельского поселения Кочетов С.А. с требованиями прокурора Обливского района, уточненными в ходе судебного заседания, согласился в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Министерства культуры Администрации <адрес> (далее – Минкультуры области) не явился, был надлежаще уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, представил отзыв, в котором указал, что мемориальный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, объектом культурного наследия не является. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 32-33). Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Росреестра не явился, был надлежаще уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, представил отзыв, в котором указал, что в ЕГРП сведении о правах на указанный в иске мемориальный комплекс отсутствуют. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ, решение суда должно отвечать принципу исполнимости. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 36-37). Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд исследовал имеющиеся в деле документы, в том числе:

- справку Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой указанный в иске мемориальный комплекс в реестре муниципальной собственности района не значится (л.д. 10);

- письмо ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за , из которого следует, что указанная организация не располагает информацией на указанный в иске мемориальный комплекс (л.д. 11-12);

- письмо Обливского филиала ГУПТИ РО от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому право на указанный в иске мемориальный комплекс не зарегистрировано (л.д. 13);

- кадастровый паспорт земельного участка, выданный ДД.ММ.ГГГГ Обливским отделом Росреестра, содержащий техническое описание земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 64+/-6 кв.м., кадастровый номер 61:27:0010301:52, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под мемориальный комплекс, сведения о правах отсутствуют (л.д. 14-15);

- технический паспорт, выданный ДД.ММ.ГГГГ Обливским филиалом ГУПТИ РО, содержащий техническое описание указанного в иске мемориального комплекса. Согласно разделу 1 технического паспорта, правообладатель объекта неизвестен, правоустанавливающие документы не предоставлены (л.д. 16-21);

- уведомления Обливского отдела Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым права на указанный в иске мемориальный комплекс и земельный участок, на котором расположенный данный комплекс, в ЕГРП не зарегистрированы (л.д. 30, 43-44, 46);

- справку Администрации Александровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за , согласно которой указанный в иске мемориальный комплекс в реестре муниципальной собственности поселения не значится (л.д. 47).

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 213-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что на территории Александровского сельского поселения <адрес> имеется мемориальный комплекс (литер ), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, состоящий из фигуры (литер 1.1) высотой 2,30 м (экспозиция), постамента (литер 1.2) площадью 1,8 кв.м., цветника (литер ) площадью 13,3 кв.м., мемориальной плиты (литер ) площадью 1,1 кв.м., мемориальной плиты (литер ) площадью 2,2 кв.м., забора металлического на металлических столбах (литер ) высотой 1,00 м.

В соответствии с ЗАКОНОМ Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1 «ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА» основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются, в том числе:

сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества.

Согласно ст. 11 ЗАКОНА Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1, органы местного самоуправления:

осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;

создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

Согласно ст. 12 указанного Закона, расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).

Расходы на проведение осуществляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 160-ФЗ).

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» (в. ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 246-ФЗ), государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно ПОЛОЖЕНИЮ О ПРИНЯТИИ НА УЧЕТ БЕСХОЗЯЙНЫХ НЕДВИЖИМЫХ ВЕЩЕЙ, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2004 N 627) принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляют: территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (п. 2). На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 4).

В силу п. 5 указанного Положения от 17.09.2003 г., принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 5 ЗАКОНА Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1, воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от ДД.ММ.ГГГГ и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что собственник указанного в иске мемориального комплекса неизвестен, что подтверждается справкой <адрес> (л.д. 10); письмом ТУ Росимущества в <адрес> (л.д. 11-12); справкой <адрес> филиала ГУПТИ РО (л.д. 13); техническим паспортом объекта (л.д. 16-21). В реестре муниципальной собственности Александровского сельского поселения данный объект также не значится (л.д. 47).

Несмотря на то обстоятельство, что мемориальный комплекс не относится к объектам культурного наследия, как следует из отзыва Минкультуры области (л.д. 32-33), отсутствие собственника указанного в иске мемориального комплекса является препятствием для реализации мер по сохранности данного объекта.

Мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории Администрации Александровского сельского поселения, данная Администрация обязана осуществлять вне зависимости от того, зарегистрировано ли право собственности на данные объекты за муниципальным образованием «Александровское сельское поселение» <адрес> в установленном законом порядке. Следовательно, принятие решения о необходимости обратиться в Росреестр с заявлением о постановке на учет указанного в иске мемориального комплекса как бесхозяйной недвижимой вещи, разработка паспорта воинского захоронения отнесены не к усмотрению Администрации Александровского сельского поселения, а являются обязанностью данной администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Администрация Александровского сельского поселения, имея возможность исполнять возложенные на нее функции содержания в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, не выполняет данные обязанности, что выразилось в том, что данная администрация, располагая информацией о том, что собственник указанного в иске комплекса неизвестен, не обратилась в Росреестр с заявлением о постановке на учет данного объекта как бесхозяйной недвижимой вещи, не разработала паспорт воинского захоронения. Тем самым Администрация Александровского сельского поселения не исполнила возложенные на нее как на орган местного самоуправления обязанности, предусмотренные подпунктом 22 статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в соответствие с которым содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения, а также пунктом … Устава…

Указанные причины в силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставили прокурору возможность обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, разрешая дело, суд не может предрешать существа того решения, которое будет принято Росреестром по заявлению Администрации <адрес>.

С учетом вышеизложенного, требования прокурора Обливского района, уточненные в ходе судебного рассмотрения дела, подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого Администрация Александровского сельского поселения должна обратиться в Росреестр с заявлением о принятии на учет указанного в иске объекта в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, а также разработать паспорт воинского захоронения, суд учитывает характер дела, характер действий, которые следует произвести ответчику с учетом требований, установленных ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРИНЯТИИ НА УЧЕТ БЕСХОЗЯЙНЫХ НЕДВИЖИМЫХ ВЕЩЕЙ от 17.09.2003 г., а также положения ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому суд приходит к выводу об обоснованности мнения помощника прокурора и считает возможным установить данный срок до 01 декабря 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Обливского района - удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Александровское сельское поселение» <адрес> обязанности:

- до 01 декабря 2011 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи мемориального комплекса (литер ), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, состоящего из фигуры (литер 1.1) высотой 2,30 м (экспозиция), постамента (литер 1.2) площадью 1,8 кв.м., цветника (литер ) площадью 13,3 кв.м., мемориальной плиты (литер ) площадью 1,1 кв.м., мемориальной плиты (литер ) площадью 2,2 кв.м., забора металлического на металлических столбах (литер ) высотой 1,00 м;

- до 01 декабря 2011 года разработать паспорт воинского захоронения на мемориальный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья подпись