в удовлетворении исковых требований отказано



2-279/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ ст. Обливская

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующей судьи Михайловой А.Л.,

с участием помощника прокурора Обливского района Ростовской области Никоновой Э.С.,

при секретаре Антошкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Управлению ветеринарии Ростовской области о признании бесхозяйным скотомогильника, расположенного на территории Обливского района Ростовской области, в <адрес> сельском поселении, на расстоянии 0,8 км от <адрес>; возложении обязанности поставить указанный скотомогильник на учет в государственном реестре имущества Ростовской области; возложении обязанности разработать мероприятия, направленные на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций <адрес> (далее – минимущество <адрес>), ссылаясь на статьи 17, 18, 42, 72 Конституции Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 2, 11, 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.5, 5.1, 6.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, части 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст. 5, 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункт 49 п. 2 ст. 26.3, подпункт «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2284, п. 1.5 Постановления Администрации Ростовской области от 18.02.2004 г. № 88 «Об утверждении положения, структуры и штатного расписания Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области», с иском о признании бесхозяйным скотомогильника, расположенного на территории Обливского района Ростовской области, <адрес> сельском поселении, на расстоянии <данные изъяты> от <адрес>; возложении обязанности принять указанный скотомогильник на баланс. Иск мотивировал теми обстоятельствами, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства при утилизации биологических отходов выявлен бесхозяйный скотомогильник, расположенный на территории <адрес>, в <адрес> сельском поселении, на расстоянии 0,8 км от <адрес>, ранее принадлежавший совхозу «Обливский». На протяжении 4-х лет лицо, ответственное за состояние скотомогильника, отсутствует, поскольку совхоз «Обливский» прекратил свою деятельность, правопреемник отсутствует. Сведений о правах на указанный скотомогильник не имеется, на балансе Администрации Каштановского сельского поселения данный скотомогильник не состоит. Ввиду отсутствия собственника, неисполнения обязанности по надлежащему содержанию, скотомогильник не соответствует требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469. Ненадлежащее состояние объекта создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, поскольку может повлечь распространение эпидемий и эпизоотий, так как к биологическим отходам, захороненным в скотомогильнике, относятся и пандемичные трупы животных. Несоответствие требованиям ветеринарного, санитарного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды названного объекта могут привести к доступу людей и животных на территорию скотомогильника, что, в свою очередь, повлечет инфицирование внешней среды. Ростовский межрайонный природоохранный прокурор полагает, что данная ситуация сложилась из-за отсутствия владельцев, ответственных за выполнение ветеринарно-санитарных правил. По мнению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, анализ законодательства в области организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также законодательства в области организации местного самоуправления, ветеринарии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения показывает, что действующим законодательством не предусмотрено в качестве вопроса местного значения, самостоятельно решаемого населением и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также не предусмотрено обязанности органов местного самоуправления по содержанию скотомогильников. Вопросы содержания скотомогильника, как полагает Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. При условии того, что действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность мест захоронения биологических отходов, полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников на счет администрации муниципального района не поступали, предъявление каких-либо требований к муниципальному образованию невозможно. Таким образом, по мнению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, признание скотомогильника бесхозяйным необходимо для передачи данного объекта в собственность Администрации <адрес>. Поскольку скотомогильник является объектом, неразрывно связанным с землей, расположен на территории района, то в силу ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иск предъявлен прокурором в суд по месту расположения объекта (л.д. 2-7).

В ходе рассмотрения дела Ростовский межрайонный природоохранный прокурор исковые требования уточнил и, окончательно определившись с их формулировкой, просил признать бесхозяйным скотомогильник, расположенный на территории <адрес>, в Каштановском сельском поселении, на расстоянии 0,8 км от <адрес>; возложить на минимущество <адрес> обязанность поставить указанный скотомогильник на учет в государственном реестре имущества <адрес>; возложить на Управление ветеринарии <адрес> (далее – управление ветеринарии РО) обязанность разработать мероприятия, направленные на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников (л.д. 57-60). Уточненные исковые требования обосновал теми обстоятельствами, что Постановлением Администрации <адрес> от 21.07.2011 г. № 471 утверждено Положение о структуре Управления ветеринарии <адрес>, согласно которому, данное управление осуществляет контроль за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства – владельцами животных и продуктов животноводства, совместно с органами санитарно-эпидемиологического надзора области разрабатывает мероприятия по профилактике болезней, общих для человека и животных. Учитывая, что скотомогильники являются объектами ветеринарного надзора как место захоронения биологических отходов, а на управление ветеринарии РО возложены функции разработки мероприятий по профилактике болезней, общих для человека и животных, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор ходатайствовал о привлечении управления ветеринарии РО к участию в деле в качестве ответчика.

Определением Обливского районного суда от 13.09.2011 г. управление ветеринарии РО привлечено к участию в деле в качестве ответчика по требованию истца о возложении обязанности разработать мероприятия, направленные на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников, исключено из числа участвующих в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков (л.д. 105-106).

В судебном заседании помощник прокурора Обливского района Никонова Э.С., действующая в порядке поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116), исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, уточненные в ходе рассмотрения дела, поддержала в полном объеме и обосновала так же, как то указано в самом иске и в уточнении к нему. Просит признать бесхозяйным скотомогильник, расположенный на территории Обливского района Ростовской области, в <адрес>, на расстоянии <данные изъяты> от <адрес>; возложить на минимущество Ростовской области обязанность поставить указанный скотомогильник на учет в государственном реестре имущества <адрес>; возложить на управление ветеринарии РО обязанность разработать мероприятия, направленные на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников.

В судебном заседании представители ответчика – минимущества <адрес> Чекменев А.В. и Шанько А.В. просят отказать в удовлетворении иска. Полагают исковые требования незаконными и необоснованными по следующим основаниям: прокурором не представлено доказательств отнесения скотомогильника к объектам недвижимого имущества. С заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь вправе обратиться только орган местного самоуправления. Процедура обращения с заявлением в суд о признании недвижимой вещи бесхозяйной законом не предусмотрена. В соответствии с законодательством Российской Федерации суд вправе признать бесхозяйной только движимую вещь. Выводы прокурора о необходимости признания скотомогильника бесхозяйным для последующей передачи в собственность <адрес> ошибочны. Иного способа вовлечения бесхозяйных недвижимых вещей в гражданский оборот, кроме как с помощью заявления органа местного самоуправления о признании права муниципальной собственности на такую вещь, законом не предусмотрено. Гражданское законодательство не наделяет федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ правом на обращение в суд с заявлением о признании права государственной собственности соответствующего публичного образования на бесхозяйное недвижимое имущество. В силу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а также обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанную вещь, является правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью. Данный вывод, по мнению представителей минимущества <адрес>, согласуется с правовой позицией Верховного сура РФ, выраженной в Определении от 13.06.2006 г. № КАС06-193, согласно которой передача бесхозяйных объектов недвижимости (скотомогильников) в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований не допускается. Таким образом, по мнению представителей минимущества <адрес>, прокурором сделан ошибочный вывод о принципиальной невозможности обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность. Кроме того, пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. В гражданском законодательстве отсутствует норма, предусматривающая основания возникновения права собственности субъекта РФ на бесхозяйное имущество. Прокурором не определен порядок исполнения передачи скотомогильника в государственную собственность. Действующим законодательством не установлена процедура принятия в государственную собственность субъектов РФ бесхозяйных объектов. Статья 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сама по себе не является основанием возникновения права собственности. Право собственности субъекта РФ на имущество может возникнуть по основаниям, установленным ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, тот способ защиты нарушенного права, который избран прокурором, гражданское законодательство не содержит. Минимущество Ростовской области не осуществляло никаких действий, в пресечении которых имеется необходимость. Прокурором не приведено ни одной правовой нормы, на основании которой у минимущества области возникла обязанность учитывать в реестре государственного имущества Ростовской области бесхозяйное имущество, не относящееся к областной собственности. Доказательств наличия зарегистрированного права государственной собственности на указанный в иске скотомогильник прокурором не предоставлено. К компетенции минимущества Ростовской области не относится использование и содержание имущества, предназначенного для предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В случае, если будет установлено, что скотомогильник является самовольной постройкой, право собственности на него может быть признано в порядке, установленном ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо он должен быть снесен. Ростовская область не является собственником участка, на котором расположен скотомогильник, данный земельный участок минимуществу области не предоставлялся, следовательно, данный скотомогильник не может быть обращен в собственность Ростовской области в порядке ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика – управления ветеринарии РО Чукина А.А. иск не признала и пояснила, что в функции управления ветеринарии РО входит не разработка мероприятий, направленных на приведение скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарным законодательством, а контроль за соблюдение ветеринарного законодательства организациями и гражданами. Полномочиями по разработке соответствующих мероприятий наделены законодательные и исполнительные органы Российской Федерации и субъектов РФ. Что касается указанного в иске скотомогильника, то данный объект возведен самовольно, без разрешения и отвода земельного участка, не соответствует ветеринарно-санитарным правилам. Приведение указанного объекта в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами невозможно, поскольку невозможно объект углубить и установить требуемую внутри объекта температуру, то есть объект подлежит уничтожению (консервации). Представила суду ветеринарно-санитарную карточку на скотомогильник (биотермическую яму) , расположенную в <адрес>. Согласно карточки, скотомогильник сооружен в удалении 800 м от <адрес>, в <данные изъяты> от СТФ, МТФ, в <данные изъяты> от пастбища, в <данные изъяты> от дороги, водоема нет, на возвышенности, площадь скотомогильника составляет <данные изъяты>., ограждения нет, первое захоронение произведено в 1970 г., животные, павшие от сибирской язвы, не захоронены. Ямой пользуются жители <адрес> и с-з «Обливский». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ вырыта новая яма с обваловкой, старая яма закрыта. По состоянию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ветеринарным требованиям объект не соответствует.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – Администрации муниципального образования «Каштановское сельское поселение» <адрес> (далее – Администрация Каштановского сельского поселения) <данные изъяты> просит разрешить дело по усмотрению суда. Пояснил, что указанный в иске скотомогильник в реестре муниципальной собственности поселения не значится, на балансе Администрации <адрес> не состоит.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – Открытого акционерного общества «Обливский» (далее – ОАО «Обливский») <данные изъяты> просит разрешить дело по усмотрению суда. Пояснил, что указанный в иске скотомогильник на бухгалтерском балансе ОАО «Обливский» не состоит, при реорганизации СПК «Обливский» в ОАО «Обливский» действующему хозяйству передан не был.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – Территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (далее – Управление Россельхознадзора по <адрес>) <данные изъяты>. просит иск удовлетворить. Пояснил, что самовольно сооруженные места захоронения биологических отходов являются скотомогильниками. Эксплуатация скотомогильников, не соответствующих установленным требованиям, создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – <адрес> не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, об уважительности причины неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил, отношения к иску не выразил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд исследовал имеющиеся в материалах дела документы:

- справку Государственного учреждения <адрес> «Обливская районная станция по борьбе с болезнями животных» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что на территории <адрес> в <адрес> поселении на расстоянии <данные изъяты> от <адрес>, расположен скотомогильник, ранее принадлежавший совхозу «Обливский». На протяжении 4-х лет и до настоящего времени лицо, ответственное за состояние скотомогильника, отсутствует, поскольку совхоз «Обливский» прекратил свою деятельность, правопреемник отсутствует. На балансе администрации <адрес> скотомогильник не состоит. Ввиду отсутствия собственников, скотомогильник не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (л.д. 8);

- информацию Администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой на территории муниципального образования «<адрес> сельское поселение» скотомогильники отсутствуют, согласно реестру собственности муниципального образования (л.д. 9);

- письмо <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что скотомогильник, расположенный около <адрес>, на территории <адрес> сельского поселения, расположен на землях сельхозназначений, на балансах не числится и не состоит, фактически является бесхозным, документально не оформлен, не имеет присвоенного кадастрового номера. Сведения об отводе земельных участков под скотомогильники отсутствуют (л.д. 17);

- протокол совещания по вопросу решения проблемы содержания бесхозных скотомогильников и сибироязвенных захоронений от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия <адрес>, которым поручено подготовить письмо на глав администраций муниципальных образований области о создании районных комиссий с участием специалистов управления ветеринарии РО, Россельхознадзора по РО и Роспотребнадзора по РО по проведению ревизий скотомогильников и сибироязвенных захоронений; подготовить и направить в адрес Первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) <адрес> предложения о решению проблемы содержания бесхозных скотомогильников и сибироязвенных захоронений (л.д. 56);

- справку ОАО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за , согласно которой <адрес> зерносовхоз был переименован в Овцесовхоз «<адрес> Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, приказ ; ДД.ММ.ГГГГ Овцесовхоз «<адрес>» переименован в совхоз «<адрес>», ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в СПК «Совхоз <адрес> ДД.ММ.ГГГГ – в ОАО «<адрес>» (л.д. 63);

- Устав ОАО <адрес>» 2008 г., согласно которому ОАО «<адрес>» создано в результате реорганизации СПК «Совхоз <адрес>» (п. 1.1.), одним из основных видов деятельности ОАО является разведение КРС, овец и коз (п. 2.2.) (л.д. 73-102);

- письмо Обливского филиала ГУПТИ РО от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому право собственности на указанный в иске скотомогильник не зарегистрировано (л.д. 120, 131);

- уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, выданные <адрес> отделом Управления Росреестра по РО, согласно которым права на земельный участок и скотомогильник, расположенные по адресу: <адрес>, <данные изъяты> от <адрес>, в ЕГРП не зарегистрированы (л.д. 121-122, 132-133);

- письмо Заместителя Главы Администрации (Губернатора) области <данные изъяты>. на имя Главы Администрации (Губернатора) области, которым предложено управлению ветеринарии РО подготовить предложения по разработке областной программы по утилизации и уничтожению биологических отходов и передаче необходимых полномочий муниципальным образованиям области в связи с теми обстоятельствами, что действующим законодательством субъекты РФ наделены полномочиями иметь в собственности скотомогильники и нести бремя по их содержанию. В ходе судебных разбирательств установлено, что заявленные бесхозяйные скотомогильники являются самовольно устроенными местами захоронения биологических отходов и не отвечают требуемым нормам; принять данные объекты в муниципальную собственность или в собственность области не представляется возможным; отсутствие соответствующих правовых актов не позволяет осуществлять строительство и содержание скотомогильников муниципальными образованиями области (л.д. 146-147);

- письмо управления ветеринарии РО на имя министра ЖКХ Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что в соответствии с действующим законодательством РФ и практикой Верховного Суда РФ полномочиями иметь в собственности скотомогильники и содержать их за свой счет обладают субъекты Российской Федерации. Однако действующим законодательством порядка непосредственной передачи в собственность субъекта РФ бесхозяйных скотомогильников не предусмотрено. Следовательно, Ростовская область не может непосредственно обратить в собственность бесхозяйные скотомогильники и нести бремя их содержания. Нормы федерального законодательства не дают и права обязывать муниципальные образования на создание и содержание скотомогильников (биотермической ямы) без передачи необходимых полномочий и денежных средств. Возможно провести совещания с участием глав муниципальных образований и рекомендовать им обратить в муниципальную собственность бесхозяйные скотомогильники для последующей передачи их в государственную собственность Ростовской области в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Вместе с тем, поскольку практически все скотомогильники, заявленные как бесхозяйные, являются не скотомогильниками, а самовольно сооруженными местами захоронения биологических отходов, не соответствующими параметрам скотомогильников, управление ветеринарии РО полагает нецелесообразным принимать указанные объекты в собственность Ростовской области, но предлагает разработать и реализовать областную целевую программу по утилизации и уничтожению биологических отходов на территории Ростовской области, совместную разработку программы поручить управлению ветеринарии Ростовской области, министерству сельского хозяйства и продовольствия области, комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области, министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства области (л.д. 148-150);

- письмо управления ветеринарии РО на имя Первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ , содержание которого аналогично содержанию письма ДД.ММ.ГГГГ . Также из письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что возложение на управление ветеринарии РО полномочий по содержанию скотомогильников невозможно в связи с тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти и функций хозяйствующих субъектов (л.д. 156-158);

- письмо министра имущественных отношений области на имя Первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что специальным областным органом в сфере ветеринарии является управление ветеринарии области, в связи с чем у минимущества области отсутствуют правовые основания для учета скотомогильников на балансе и их содержания (л.д. 160);

- проект областной целевой программы «Утилизация и уничтожение биологических отходов на территории Ростовской области на 2012-2014 года», разработанный управлением ветеринарии РО, комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Правительства Ростовской области, согласно которому на территории Обливского района имеется 4 действующих скотомогильника, не соответствующих ветеринарно-санитарным правилам, находящихся в ведении СХП. В качестве основных мероприятий указаны: строительство 240 скотомогильников (биотермических ям), разработка проектно-сметной документации на 1 ветеринарно-санитарный утилизационный завод, строительство 1 ветеринарно-санитарного утилизационного завода, ликвидация несанкционированных свалок биологических отходов и других продуктов животноводства (л.д. 161-184).

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме по следующим основаниям:

В настоящее время, сбор, утилизация, уничтожение биологических отходов осуществляются в порядке, установленном Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 г. №13-7-2/46 (в ред. от 16.08.2007 г.) (далее – Ветеринарно-санитарные правила).

В соответствии с пунктом 5.3. Ветеринарно-санитарных правил, скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.

Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли (пункт 5.3. Ветеринарно—санитарных правил).

Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:

- жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;

- скотопрогонов и пастбищ - 200 м;

- автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. (пункт 5.4 Ветеринарно-санитарных правил).

Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Через траншею перекидывают мост (пункт 5.6 Ветеринарно-санитарных правил).

При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. (п. 5.7 Ветеринарно-санитарных Правил).

Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п. 5.8. Ветеринарно-санитарных правил).

Как усматривается из материалов дела и нашло подтверждение в судебном заседании, на территории Каштановского сельского поселения Обливского района Ростовской области, на расстоянии 0,8 км от <адрес>, расположена биотермическая яма (скотомогильник), созданная в 1970 году, предназначенная для захоронения биологических отходов. Площадь скотомогильника - 4000 квадратных метров. Особенности конструкции – яма с обваловкой. Скотомогильником пользуются жители <адрес>, ОАО «Обливский». В нарушение действующего законодательства территория скотомогильника не огорожена, находится в антисанитарном состоянии, то есть не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории <адрес> поселения и <адрес> и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Судом установлено, что имеющееся на территории <адрес> сельского поселения <адрес> место захоронения биологических отходов на балансе <адрес>, Администрации <адрес> сельского поселения и ОАО «Обливский» не состоит.

Как следует из уточненных требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, прокурор просит признать бесхозяйным скотомогильник, расположенный на территории Обливского района Ростовской области, в <адрес> сельском поселении, на расстоянии 0,8 км от <адрес>, возложив на минимущество Ростовской области обязанность поставить указанный скотомогильник на учет в государственном реестре имущества Ростовской области.

Из системного анализа Ветеринарно-санитарных правил следует, что надлежащее содержание биологических отходов в объектах их размещения является обязанностью собственника. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.

В соответствии с пунктом 5.1.Ветеринарно-санитарных правил, выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что указанный в иске скотомогильник остался от бывшего хозяйства – совхоза «Обливский», но на баланс ОАО «Обливский» не принят, как бесхозяйное недвижимое имущество на учет не поставлен, фактически является самовольно возведенным местом захоронения биологических отходов, не соответствующим параметрам скотомогильников.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).

Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

При этом в силу ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ).

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. за № 580 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2004 N 627) утверждено ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИНЯТИИ НА УЧЕТ БЕСХОЗЯЙНЫХ НЕДВИЖИМЫХ ВЕЩЕЙ, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется исключительно на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (п. 5).

То есть действующим гражданским законодательством предусмотрена особая процедура отнесения недвижимого имущества к категории бесхозяйного.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права. Такой способ защиты, как признание недвижимого имущества бесхозяйным, действующим гражданским законодательством РФ не предусмотрен.

Также гражданским законодательством РФ не предусмотрены исключения из общего порядка постановки на учет объектов недвижимого имущества, установленного ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРИНЯТИИ НА УЧЕТ БЕСХОЗЯЙНЫХ НЕДВИЖИМЫХ ВЕЩЕЙ.

Признание бесхозяйным движимого имущества возможно лишь по заявлению лица, вступившего во владение таким движимым имуществом. Однако минимущество Ростовской области либо Администрация Ростовской области не обратились в суд с заявлением о признании бесхозяйным указанного в иске места расположения биологических отходов.

Согласно п. 2.4. Положения о министерстве имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, утв. Постановлением Администрации РО от ДД.ММ.ГГГГ N 88 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), минимущество Ростовской области осуществляет оформление в установленном порядке документов по передаче и контроль за выполнением постановлений Администрации Ростовской области о передаче:

в областную из федеральной и муниципальной собственности федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий, федеральных государственных и муниципальных учреждений, объектов федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов федеральных государственных и муниципальных учреждений, необходимых для осуществления полномочий Ростовской области.

Также минимущество Ростовской области осуществляет в установленном порядке учет государственного имущества Ростовской области, ведение Реестра государственного имущества Ростовской области и выдачу выписок из указанного реестра (п. 2.3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области);

выступает от имени Ростовской области при осуществлении государственной регистрации права собственности Ростовской области на земельные участки и объекты недвижимого имущества казны Ростовской области либо оформляет для этого в установленном порядке соответствующие доверенности, а также оформляет доверенности для государственной регистрации права собственности Ростовской области на недвижимое имущество, принадлежащее на праве оперативного управления, хозяйственного ведения областным государственным учреждениям, государственным автономным учреждениям Ростовской области, областным государственным унитарным предприятиям (п. 2.14 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области).

В соответствии со ст. 9 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ», имущество, находящееся в государственной собственности Ростовской области, подлежит учету.

Основаниями возникновения права собственности субъекта РФ – Ростовской области на имущество могут выступать общие основания приобретения имущества, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, либо специальные основания.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 784 «О ПЕРЕДАЧЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.07.2006 N 437), был предусмотрен специальный порядок передачи объектов недвижимости из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, предусматривающий составление договоров Министерством имущественных отношений РФ.

Согласно ч. 11 ст. 54 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные законодательством Российской Федерации указанные специальные основания для поступления скотомогильника в собственность субъекта Российской Федерации – Ростовской области в судебном заседании не установлены. Указание в подпункте «ц» ч. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на возможность нахождения скотомогильников (биотермических ям) в собственности субъекта Российской Федерации не является безусловным основанием для возникновения права собственности области на данный объект.

Также в материалах дела отсутствуют сведения о приобретении указанного в иске объекта Ростовской областью, минимуществом Ростовской области либо Администрацией Ростовской области в порядке ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанный в иск объект не закреплен на праве хозяйственного ведения за каким-либо государственным предприятием области, а также не закреплен на праве оперативного управления за каким-либо областным учреждением.

Согласно ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Земельный участок под размещение скотомогильника субъекту Российской Федерации – Ростовской области либо минимуществу Ростовской области органами местного самоуправления не выделялся. Минимущество Ростовской области и субъект РФ - Ростовская область не предпринимали меры к получению разрешения на строительство объекта.

Следовательно, Ростовская область не может самостоятельно обратить в собственность указанный в иске скотомогильник. То есть признание скотомогильника бесхозяйным не повлечет возникновения права собственности субъекта РФ – Ростовской области либо права Администрации Ростовской области на данный скотомогильник.

Таким образом, у минимущества Ростовской области отсутствуют основания для вынесения распоряжения о включении данного объекта в реестр государственной собственности области, для выступления с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Ростовской области на данный объект.

Прокурор не представил доказательств, подтверждающих наличие у минимущества Ростовской области полномочий принимать решение об отнесении объектов недвижимости к той или иной форме собственности, а также доказательств наличия у минимущества Ростовской области полномочий к отнесению того либо иного объекта к недвижимому имуществу. Данные вопросы не относятся к компетенции минимущества Ростовской области.

На основании вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора о признании скотомогильника бесхозяйным, возложении на минимущество Ростовской области обязанности включить указанный в иске скотомогильник в государственный реестр имущества Ростовской области, поскольку такое обязание будет являться неправомерным вмешательством в деятельность минимущества Ростовской области, в том числе будет противоречить статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях признания права на самовольную постройку.

Согласно подпункту 3 ч. 1 ст. 7 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области», правительство Ростовской области участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.

Ростовским межрайонным природоохранным прокурором каких-либо требований к Правительству Ростовской области не заявлено. Суд не вправе в данном случае выйти за пределы заявленных исковых требований.

Что касается соблюдения Ростовским межрайонным природоохранным прокурором требований гражданского процессуального законодательства о подсудности спора при подаче иска, то суд приходит к выводу, что данные требования не нарушены, поскольку в силу ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе был обратиться с настоящим иском в суд по месту нахождения объекта, прочно связанного с землей.

Что касается требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на управление ветеринарии РО обязанности разработать мероприятия, направленные на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников, то данное требование также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N 471 утверждено ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕТЕРИНАРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

В соответствии с п. 1.1. Положения об управлении ветеринарии <адрес>, данное управление учреждено в соответствии с Уставом <адрес> как специально уполномоченный орган, осуществляющий руководство ветеринарной службой области, является органом исполнительной власти области, осуществляет полномочия субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, а также переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии.

Согласно пунктам 2.4., 2.5. Положения об управлении ветеринарии <адрес>, данное управление осуществляет контроль за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства; защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Управление ветеринарии РО осуществляет следующие функции:

составляет проекты финансирования ветеринарно-санитарных мероприятий, проводимых ветеринарными учреждениями, подведомственными управлению ветеринарии. Распределяет спецавтотранспорт и другие материально-технические ресурсы, приобретенные в централизованном порядке, между учреждениями государственной ветеринарной сети (п. 3.2 Положения об управлении ветеринарии РО);

осуществляет контроль, в том числе, за выполнением юридическими лицами области независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и гражданами действующего ветеринарного законодательства; организацией диагностической и лечебной работы, выполнением планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), а также организацией ветеринарного надзора; ветеринарно-санитарным состоянием поднадзорных объектов, предприятий и организаций, осуществляющих разведение, содержание, оборот животных, производство, заготовку, хранение, транспортировку, реализацию продукции и сырья животного происхождения, сбор, утилизацию и уничтожение биологических отходов; использованием денежных средств и специальной техники, оборудования, выделенных на проведение ветеринарных мероприятий, содержание ветеринарных учреждений, строительство, ремонт производственных помещений государственной ветеринарной сети; составлением и выполнением планов работ подведомственными учреждениями государственной ветеринарной службы области (п. 3.5. Положения об управлении ветеринарии РО);

планирует перспективное развитие и размещение ветеринарно-санитарных объектов в области (п. 3.8. Положения об управлении ветеринарии РО).

разрабатывает и утверждает планы основных противоэпизоотических и профилактических мероприятий по районам, городам области (п. 3.10. Положения об управлении ветеринарии РО).

дает заключения на проекты отвода земельных участков под строительство объектов, указанных в пункте 3.8 настоящего Положения (п. 3.14. Положения об управлении ветеринарии РО).

В материалах дела имеется проект областной целевой программы «Утилизация и уничтожение биологических отходов на территории <адрес> на 2012-2014 года», разработанный, в том числе, управлением ветеринарии РО, согласно которому в качестве основных мероприятий указаны: строительство 240 скотомогильников (биотермических ям), разработка проектно-сметной документации на 1 ветеринарно-санитарный утилизационный завод, строительство 1 ветеринарно-санитарного утилизационного завода, ликвидация несанкционированных свалок биологических отходов и других продуктов животноводства; предусмотрено возможное финансирование (л.д. 161-184).

Таким образом, управлением ветеринарии РО осуществляются действия, предусмотренные пунктами 3.2 и 3.8 Положения об управлении ветеринарии Ростовской области.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что необходимость в проведении мероприятий, направленных на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами конкретного места захоронения биологических отходов, указанного в иске, отсутствует и данный объект подлежит консервации, поскольку приведение его в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами (углубление, достижение определенного температурного режима внутри объекта) объективно невозможно.

Ростовским межрайонным природоохранным прокурором не заявлено требование о консервации скотомогильника и запрете его эксплуатации.

Таким образом, вина управления ветеринарии Ростовской области в несовершении действий по разработке мероприятий, направленных на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников, не нашла подтверждение в судебном заседании.

Кроме того, в соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ).

В Постановлении от 05.02.2007 г. № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений.

Прокуратура при подаче уточнения к иску и в судебном заседании не пояснила, какие именно мероприятия, направленные на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников и конкретно указанного в иске скотомогильника, по мнению прокуратуры, следует разработать управлению ветеринарии РО. Указанное обстоятельство влечет невозможность исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований в данной части, тогда как решение суда должно отвечать принципу исполнимости судебных актов.

Поэтому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на управление ветеринарии РО обязанности разработать мероприятия, направленные на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников, поскольку иное решение приведет к нарушению принципа исполнимости судебных решений.

С учетом вышеизложенного, требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, уточненные им в ходе рассмотрения дела, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Управлению ветеринарии Ростовской области о признании бесхозяйным скотомогильника, расположенного на территории Обливского района Ростовской области, в <адрес> сельском поселении, на расстоянии 0,8 км от <адрес>; возложении обязанности поставить указанный скотомогильник на учет в государственном реестре имущества Ростовской области; возложении обязанности разработать мероприятия, направленные на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 октября 2011 года.

Судья подпись