г. Нязепетровск 3 ноября 2010 года Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Ерофеевой И.А., при секретаре Криницыной Л.Н., с участием заместителя прокурора Нязепетровского <адрес> Голуновой Л.М., истца Карякина А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нязепетровского <адрес> в интересах Карякина Александра Ивановича к Администрации Нязепетровского городского поселения <адрес> о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Нязепетровского <адрес> в интересах Карякина А.И. обратился в суд с иском к Администрации Нязепетровского городского поселения <адрес> о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указано, что Карякин А.И. является участником Великой Отечественной войны. В марте 2010 года Карякин А.И. обратилась к Главе Нязепетровского городского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Главой Нязепетровского городского поселения <адрес> вынесено постановление № «Об отказе Карякину А.И. в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении». С данным решением Главы не согласны, поскольку Карякин А.И. является инвалидом второй группы, его возраст и состояние здоровья не позволяют проживать в доме, который не отвечает требованиям СанПин, предъявляемым к жилым помещениям, другого жилья нет, доходов для приобретения жилья не имеет, нуждается в постоянной посторонней помощи, благоустроенном жилом помещении. Являясь ветераном Великой Отечественной войны, Карякин А.И. имеет право на меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем, поэтому полагают обжалуемое постановление незаконным. В судебном заседании заместитель прокурора Нязепетровского <адрес> Голунова Л.М. поддержала заявленные требования, дополнила, что ветеран Великой Отечественной войны Карякин А.И. проживает с супругой в принадлежащем ему жилом бревенчатом доме, в котором отсутствуют какие- либо системы благоустройства- отопление печное, нет водоснабжения и канализации, являясь инвалидом второй группы, выполнять необходимую работу по дому не может, нуждается в постоянном постороннем уходе, как и супруга. Кроме того, жилой дом, в котором проживает Карякин А.И., не отвечает требованиям СанПин, предъявляемым к жилым помещениям, о чём имеется соответствующее заключение. Полагает, что Карякину А.И. отказано в принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконно, обжалуемое постановление Главы Нязепетровского городского поселения нарушает права ветерана Великой Отечественной войны Карякина А.И., предусмотренные законом, на обеспечение благоустроенным жильём. Истец Карякин А.И. поддерживает доводы иска прокурора Нязепетровского <адрес>, заявленного в его интересах, при рассмотрении дела пояснил, что в силу возраста и состояния здоровья содержать дом и проживать в нём трудно, помогают дети. Ранее с заявлением об улучшении жилищных условий не обращался, стал обращаться с таким заявлением после издания соответствующего Указа Президента Российской Федерации. Представители ответчика Администрации Нязепетровского городского поселения <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о чём имеется расписка, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, № просят о рассмотрении дела без участия своего представителя, указывают, что по существу исковых требований, заявленных прокурором Нязепетровского <адрес> в интересах Карякина А.И., не возражают. Заслушав заместителя прокурора Нязепетровского <адрес> Голунову Л.М., истца Карякина А.И., изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Нязепетровского <адрес> заявлены в интересах Карякина А.И. обоснованно, подлежат удовлетворению. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса РФ оснований для снятия их с учета. Статьей 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга; получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, №- ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета. Участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. С целью реализации указанной меры социальной поддержки принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, №- ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём определённых категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счёт средств федерального бюджета определен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, №-П путем предоставления им жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность. В соответствии с п. 3 указанного Положения граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, подают в органы местного самоуправления, где состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление о предоставлении им субсидии. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с предстоящим 65- летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ, №- ФЗ «О ветеранах». Из материалов дела, пояснений истца Карякина А.И. следует, что Постановлением Главы Нязепетровского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № участнику Великой Отечественной войны Карякину А.И. отказано в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановление содержит ссылку на рекомендации общественной комиссии по жилищным вопросам. Согласно протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Карякин А.И. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ имеет в собственности жилой дом по <адрес>, износ дома составляет 38%, общая площадь дома с холодными пристроями 49, 6 кв. метра, тогда как учётная норма площади жилого помещения, утверждённая решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ составляет 12 кв. метров общей площади на одного человека. На данной площади зарегистрированы и проживают два человека. Сделан вывод, что оснований признать ветерана Великой Отечественной войны Карякина А.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется. Решено отказать Карякину А.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исследованные судом обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Карякину А.И. необоснованно отказано в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку для постановки на регистрационный учет и признания нуждающимся в жилом помещении в апреле 2010 года Карякин А.И. представил Главе Нязепетровского городского поселения все необходимые документы, из которых усматривается, что Карякин А.И., принимавший участие в Великой Отечественной войне, имея статус инвалида Великой Отечественной войны второй группы и право на соответствующие меры социальной поддержки, имеет в собственности жилое помещение- дом по <адрес>, которое не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2. 1002- 00 «Санитарно – эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» в связи с неудовлетворительным санитарным состоянием жилых помещений, а также по параметрам микроклимата и естественной вентиляции - год постройки <адрес>, отопление печное, печи постоянно подтапливаются, не держат тепло, в подполье сыро, в морозы углы у дома промерзают, в комнатах и на кухне в углах обнаружены следы сырости (тёмный налёт), пол в комнате начал провисать, на стене в спальне трескается штукатурка, оконные рамы устарели, естественной вентиляции нет, в помещениях присутствует неприятный запах, о чём свидетельствует экспертное заключение Центра гигиены и эпидемиологии в <адрес> в городе Верхнем Уфалее и Нязепетровском <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, №. Представленными медицинскими документами о состоянии здоровья Карякина А.И. подтверждено, что находясь в преклонном возрасте, страдая церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью, перенёс в августе 2010 года инсульт в правой среднемозговой артерии, имея ряд других заболеваний, по совокупности которых Карякин А.И. нуждается в постоянной посторонней помощи, благоустроенном жилом помещении, пользуется для проживания жилым домом, который не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям- санитарно- техническое состояние данного жилого дома является неудовлетворительным, отсутствуют системы благоустройства- канализация, естественная вентиляция, поэтому имеются основания, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ, для постановки истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Обжалуемое Постановление Главы Администрации Нязепетровского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № препятствует истцу Карякину А.И. реализовать его право, предусмотренное законом, на улучшение жилищных условий, получение жилого помещения по договору социального найма либо получение жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, нарушает жилищные права Карякина А.И. и право на получение мер социальной поддержки, как лица, обладающего в силу своего статуса, особой защитой государства. Доказательств того, что оспариваемое постановление соответствует закону, не нарушает прав Карякина А.И., ответчиком не представлено. При указанных обстоятельствах требования прокурора Нязепетровского <адрес> в интересах Карякина А.И. обоснованны, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 51 ЖК РФ, ст. 12, 56, 198, 254- 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать постановление Главы Нязепетровского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № об отказе в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны, инвалида второй группы Карякина Александра Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным. Обязать Главу Нязепетровского городского поселения <адрес> принять Карякина Александра Ивановича на регистрационный учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд течение 10 дней. Председательствующий И.А. Ерофеева