решение по делу № 2-101/2011 г.



Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Нязепетровск 22 апреля 2011 года

Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Ерофеевой И.А.,

при секретаре Кравцовой Ю.Н.,

с участием истицы Черепановой Л.Д., её представителя адвоката

Мурыгина С.Е., представителя ответчика Горбунова П.И., третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепановой Лидии Даниловны к Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Черепанова Л.Д. обратилась в суд с иском к Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> о признании решения незаконным.

В обоснование заявленных требований Черепанова Л.Д. указывает, что в 1959 году в связи с аварией на производственном объединении <адрес> была эвакуирована из Бакланово, имеет статус лица, подвергшегося радиации, ДД.ММ.ГГГГ было выдано соответствующее удостоверение. В октябре 2010 года обратилась в Администрацию Нязепетровского городского поселения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Главы Нязепетровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, № в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано. Решением Нязепетровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное Постановление Главы Нязепетровского муниципального района признано незаконным.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Главы Нязепетровского муниципального района <адрес>, №, Черепанова Л.Д. была принята на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако поставлена на учёт на общих основаниях, без учёта правового статуса лица, подвергшегося радиации. Перевести в сводный список граждан, получающих меры социальной поддержки в связи с воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», Черепановой Л.Д. отказано по мотивам того, что действующий Жилищный Кодекс РФ не предусматривает разграничение конкретных категорий граждан в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истица Черепанова Л.Д. поддержала заявленные требования в полном объеме, дополнила, что ранее мерами социальной поддержки в виде получения жилья как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», не пользовалась.

Представитель истца адвокат Мурыгин С.Е. поддержал требования истицы, дополнил, что для реализации права на получение жилья как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении <адрес>, Черепанова Л.Д. и её супруг ФИО4 должны быть включены в сводный список граждан- получателей субсидий, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», однако Главой Нязепетровского муниципального района Черепановой Л.Д. в этом отказано, о чём свидетельствует письмо от ДД.ММ.ГГГГ, №. Данный отказ препятствует истице и её супругу реализовать право на получение субсидии для приобретения жилья, нарушены жилищные права указанных лиц.

Представитель ответчика Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> Горбунов П.И. суду показал, что на основании судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ Черепанова Л.Д. была поставлена на учёт как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, сформировано учётное дело, при направлении которого в Министерство по радиационной и экологической безопасности <адрес> сообщили, что следует решить вопрос о включении Черепановой Л.Д. и её супруга в сводный список граждан- получателей субсидий, который в районе не сформирован. Вопрос об удовлетворении требований истицы оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо ФИО4 поддерживает заявленные Черепановой Л.Д. требования в полном объёме.

Представители третьего лица Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о чём имеется расписка, представлен отзыв, из которого следует, что ведение первичного учёта граждан определённых категорий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, находится в компетенции муниципального образования, на территории которого проживает гражданин. С 2011 года выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы будет осуществляться в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы». В Министерстве имеются в наличии списки граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1998 года, Черепановой Л.Д. в данных списках нет.

Заслушав истицу, её представителя адвоката Мурыгина С.Е., представителя ответчика Горбунова П.И., третье лицо ФИО4, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Черепановой Л.Д. обоснованны, подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса РФ оснований для снятия их с учета.

Согласно ст. 14 № 175-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, выдаются удостоверения единого образца, которые с момента их предъявления гарантируют меры социальной поддержки. При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по различным основаниям ему гарантируется предоставление мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, действие которой продолжено в 2011 году, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, является предоставлением им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Из пояснений сторон, материалов дела следует, что в соответствием с решением Нязепетровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и на основании распоряжения Главы Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № Черепанова Л.Д. поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь.

При обращении Черепановой Л.Д. к Главе Нязепетровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ по вопросу принятия на учёт не на общих основаниях, а как гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, вынужденной переселиться в другое место жительства, ДД.ММ.ГГГГ Главой Нязепетровского муниципального района отказано по мотивам того, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ, действующий ЖК РФ не предусматривает разграничение конкретных категорий граждан в улучшении жилищных условий, поэтому Черепанова Л.Д. поставлена на учёт на общих основаниях, о чём свидетельствует ответ Главы Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, № (л.д. 18).

По смыслу норм действующего Жилищного Кодекса РФ ведение первичного учёта определённых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, находится в компетенции муниципального образования, на территории которого проживает гражданин.

Для реализации Черепановой Л.Д. права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» истица и её супруг ФИО4 должны быть включены в сводный список граждан- получателей субсидий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», тогда как истице Главой Нязепетровского муниципального района было в этом отказано.

То обстоятельство, что до 2005 года Черепанова Л.Д. не обращалась по вопросу постановки на регистрационный учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может повлиять на реализацию права Черепановой Л.Д. на улучшение жилищных условий, поскольку в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, №-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, №- ФЗ), положения данного Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам- инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты.

Принятие Черепановой Л.Д. на регистрационный учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях препятствует истице реализовать её право, предусмотренное законом, на улучшение жилищных условий, получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, нарушает жилищные права Черепановой Л.Д. как лица, обладающего в силу статуса эвакуированной, вследствие аварии на ПО «Маяк», особой защитой государства. С целью реализации истицей права на получение социальной выплаты на приобретение жилья следует ФИО2 муниципального района включить Черепанову Л.Д. и её супруга ФИО4 в сводный список граждан- получателей субсидий, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк».

Руководствуясь ст. 51 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 года», ст. 12, 56, 198, 254- 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать ответ Главы Нязепетровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № незаконным.

ФИО2 муниципального района <адрес> принять Черепанову Лидию Даниловну на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, вынужденных переселиться в иное место жительства, путём включения Черепановой Лидии Даниловны, ДД.ММ.ГГГГ рождении и её супруга ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в сводный список граждан- получателей субсидий, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк».

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд течение 10 дней.

Председательствующий И.А. Ерофеева