решение по делу № 2-212/2011 г.



Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Нязепетровск 27 сентября 2011 года

Нязепетровский районный суда Челябинской области в составе председательствующего судьи Ерофеевой И.А.,

при секретаре Кравцовой Ю.Н.,

с участием представителя истца Гавриловой Т.И., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения Нязепетровского муниципального района Борониной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павлова Данила Александровича к Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Гаврилова Т.И. в интересах Павлова Д.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> о признании решения незаконным.

В обоснование иска Гаврилова Т.И. указывает, что в 2006 году решением Нязепетровского районного суда <адрес> мать Павлова Д.А. Павлова И.И. была признана безвестно отсутствующей. Отец Павлов Александр Иванович болен тяжёлой формой заболевания. ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Главы Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> Павлов Д.А. был определен под опеку, опекуном назначена Гаврилова Татьяна Ивановна, у которой он проживает, зарегистрирован. В настоящее время Павлов Д.А. обучается в ФГУ ВПО «Челябинский государственный университет». Постановлением Главы Нязепетровского муниципального района <адрес> , от ДД.ММ.ГГГГ Павлов Д.А. поставлен на регистрационный учёт для внеочередного обеспечения жильём. ДД.ММ.ГГГГ Глава Нязепетровского муниципального района <адрес> вынес постановление о снятии Павлова Д.А. с регистрационного учёта для внеочередного обеспечения жилой площадью. Полагает данное решение незаконным, поскольку жилого помещения, где мог быв проживать, не имеет, кроме того, нарушены права собственника жилого <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Павлова Д.А. Гаврилова Т.И. поддержала заявленные в интересах Павлова Д.А. требования в полном объеме, дополнила, что Павлов Д.А. её родной племянник, сын брата, отец мальчика болеет рассеянным склерозом, по состоянию здоровья не может исполнять свои родительские обязанности, мать Павлова Данила признана безвестно отсутствующей, поэтому с 2005 года занималась воспитанием племянника, была назначена его опекуном. Павлов Д.А. зарегистрирован в её доме, проживал с ней до выезда в связи с обучением в <адрес>. В 2007 году Павлова Д.А. поставили на регистрационный учёт как имеющий право на внеочередное получение жилья, но на основании оспариваемого Постановления Главы Нязепетровского муниципального района, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ, Павлова Д.А. сняли с регистрационного учёта, мотивируя тем, что у его отца имеется в собственности дом по <адрес> в <адрес>. Настаивает, что данное решение вынесено незаконно, нарушает право опекаемого Павлова Д.А. на внеочередное получение жилья.

Представители ответчика Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о чем имеется расписка, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, просят о рассмотрении дела без участия своего представителя, разрешение требований Гавриловой Т.И. в интересах Павлова Д.А. оставляют на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Нязепетровского муниципального района <адрес> Боронина О.Н. с требованиями Гавриловой Т.И., заявленными в интересах Павлова Д.А., не согласна, суду показала, что Павлов Д.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать признана безвестно отсутствующей, отец Павлов А.А. является инвалидом первой группы, по состоянию здоровья не может исполнять родительские обязанности, несовершеннолетнему был назначен опекун Гаврилова Т.И. для осуществления его прав и законных интересов. Поскольку жилья у отца ребёнка не было, Павлова Д.А. поставили на регистрационный учёт для внеочередного получения жилья. В ходе очередной проверки жилищных условий лиц, состоящих на учёте нуждающихся в предоставлении жилья было установлено, что отец Павлова Д.А. получил в собственность жильё, поэтому было вынесено решение о снятии Павлова Д.А. с регистрационного учёта для внеочередного получения жилья. Полагает, что отец Павлова Д.А., хотя не осуществляет родительские обязанности по состоянию здоровья, может обеспечить сына жильём.

Заслушав представителя истца Павлова Д.А. Гаврилову Т.И.., мнение представителя третьего лица Борониной О.Н., изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Гавриловой Т.И. в интересах Павлова Д.А. заявлены без достаточных оснований, не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни и здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Положения ст. 123 СК РФ предусматривают, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности в организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Права детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены ст. 148 СК РФ, согласно которой дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна, совместное с ним проживание, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите- обеспечение жилой площадью.

Положения ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными ФЗ № 17-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривают, что детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью, или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания в территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Согласно ст. 8 вышеуказанного закона дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. <адрес> «О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО дети сироты, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с областной целевой программой.

Из смысла ст. <адрес> «О социальной поддержке детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО следует, что предусмотренные данным законом меры социальной поддержки детей сирот, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами <адрес>.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций из фонда компенсаций областного бюджета.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок приобретения жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детям, находящимся под опекой, согласно которого жилые помещения указанной категории граждан предоставляются из муниципального жилого фонда.

Наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями согласуется с порядком, установленным ст. 57 ЖК РФ, согласно которой, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Согласно ч. 3 данной статьи гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учёта.

Обстоятельства снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 ЖК РФ, из которых следует, что граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае: подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта; утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которых такие граждане были приняты на данный учёт.

Из пояснений представителя истца Павлова Д.А. Гавриловой Т.И., представителя органа опеки и попечительства Администрации Нязепетровского муниципального района Борониной О.Н., материалов дела установлено, что Павлов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Павлова Ирина Ивановна решением Нязепетровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей, отец Павлов Александр Иванович является инвалидом первой группы, над несовершеннолетним согласно Постановления Главы Администрации Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, установлена опека, опекуном назначена Гаврилова Т.И. (л.д. 21).

На основании Постановления Главы Администрации Нязепетровского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний Павлов Д.А. поставлен на регистрационный учет для внеочередного обеспечения жильём. При этом, как следует из указанного решения, принято во внимание, что его родители на территории Нязепетровского муниципального района собственного жилья не имели, несовершеннолетний закреплённого за ним жилого помещения также не имеет. (л.д. 15).

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Павлов Александр Иванович, который является отцом несовершеннолетнего Павлова Д.А., приобрёл в собственность трехкомнатную жилую квартиру, общей площадью 41, 9 кв. метра, расположенную в <адрес>.

Жилое помещение по <адрес>, <адрес> ого района <адрес> соответствует требованиям Сан. ПиН 2.1.2.2645- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», санитарное состояние является удовлетворительным, о чём свидетельствует экспертное заключение по оценке жилых помещений от 27. 06. 2011 года, . (л.д. 11- 12).

Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии по учёту, распределению, предоставлению гражданам жилищных субсидий, социальных выплат, жилых помещений по договорам специализированного и социального найма на территории Нязепетровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что комиссией рассматривался вопрос правомерности сохранения за несовершеннолетним Павловым Д.А. права на внеочередное обеспечение жилой площадью, при изучении документов о техническом состоянии жилого дома по <адрес>, справки КЭК, истории болезни Павлова А.И., из которых следует, что имеющееся у него заболевание- рассеянный склероз, цереброспинальная форма, не относится к тяжёлой форме хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, сделан вывод о сохранении за Павловым Д.А. права пользования трёхкомнатной квартирой, расположенной в <адрес>, собственником которой является Павлов Александр Иванович, снятии несовершеннолетнего Павлова Д.А. с регистрационного учёта для внеочередного обеспечения жилой площадью.

На основании Постановления Главы Администрации Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, за Павловым Д.А. сохранено право пользования трёхкомнатной квартирой, расположенной в <адрес>, собственником которой является Павлов А.И., несовершеннолетний Павлов Д.А. снят с регистрационного учёта для внеочередного обеспечения жилой площадью.

Анализ исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что решение о снятии несовершеннолетнего Павлова Д.А. с регистрационного учёта для внеочередного обеспечения жильём принято Главой Нязепетровского муниципального района обоснованно, поскольку основания, при наличии которых несовершеннолетний Павлов Д.А. был поставлен на учёт нуждающихся во внеочередном получении жилья- отсутствие у его родителей собственного жилья на территории Нязепетровского муниципального района, отпали- в период состояния на регистрационном учёте отец несовершеннолетнего Павлов А.И. в 2009 году приобрёл право собственности на жилое помещение по <адрес>, право пользования которым и было в силу закона сохранено за несовершеннолетним Павловым Д.А.

Доводы иска Гавриловой Т.И. в интересах Павлова Д.А. о том, что Павлов Д.А. не имеет жилого помещения, где бы мог проживать, несостоятельны, противоречат предусмотренным законом требованиям о том, что дети собственника имеют право пользования жилым помещением наравне с его собственником.

Семейные отношения между Павловым А.И. и его несовершеннолетним сыном Павловым Д.А. не прекращены, неспособность отца Павлова А.И. в силу состояния здоровья надлежаще осуществлять родительские обязанности, защищать права и представлять законные интересы своего несовершеннолетнего сына Павлова Д.А. не исключает возложенной на него законом обязанности соблюдать жилищные права несовершеннолетнего ребёнка.

Руководствуясь ст.ст. 55- 56 ЖК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Гавриловой Татьяны Ивановны в интересах несовершеннолетнего Павлова Данила Александровича о признании незаконным постановления Главы Нязепетровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий И.А. Ерофеева