решение по делу № 2-286/2011



Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Нязепетровск 16 декабря 2011 года

Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Пирожковой Е.Б.,

при секретаре Кравцовой Ю.Н,

с участием истцов Устинкиной С.А., Устинкина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинкиной Светланы Андреевны, Устинкина Анатолия Анатольевича к Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> о признании постановления Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Устинкины обратились в суд с иском к Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> о признании постановления Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> незаконным и включении в список молодых семей-участников подпрограммы.

В обоснование заявленных требований Устинкины указывают, что в сентябре 2011 года они обратились с заявлением о включении их в программу «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нязепетровском муниципальном районе на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Главы Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Постановлением Главы Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, им было отказано в принятии на учёт и признании нуждающимися в жилом помещении по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». С вынесенным Главой Нязепетровского муниципального района постановлением от ДД.ММ.ГГГГ не согласны, полагают, что данное постановление ничем не мотивировано, поэтому не может быть признано законным и обоснованным. Считают, что данным отказом ответчика нарушается Конституционный принцип равенства включения в программу.

Просят признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ Главы Нязепетровского муниципального района <адрес> незаконным. Обязать ответчика признать их участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы «Жилище».

В судебном заседании истец Устинкина С.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ее семье было отказано в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе по причине предоставления документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе. Мотивировав это тем, что не было установлено наличие родственных отношений с собственницей второй половины домовладения по адресу: <адрес>5, в связи с чем принималась во внимание вся площадь жилого помещения, а именно 74,00 кв.м., которая превышает учётную норму на одного человека. При этом их соседка Бадьянова П.Г. не является им родственницей, мама Устинкиной С.А. – Шебалина Г.В. предлагала соседке купить ее половину, но она не соглашается, зимой соседка в доме не появляется. Документы на дом восстанавливались в 2010 году, мама владеет домом с 1998 года. Истица настаивает на удовлетворении заявленных требований. Просит признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Главу Нязепетровского муниципального района устранить допущенное нарушение права, признать их участниками программы.

Истец Устинкин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, считает постановление незаконным, поскольку Бадьянова П.Г.. родственницей им не приходится, полагает, что произошла неразбериха в документах БТИ.

Представитель ответчика Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о чём имеется расписка, в письме от ДД.ММ.ГГГГ просят о рассмотрении гражданского дела по иску Устинкиных без участия своего представителя, по существу исковых требований не возражают.

Третье лицо без самостоятельных требований на стороне истцов Бадьянова П.Г. пояснила, что ее мать с 50-ых годов владеет домом, расположенном по адресу: <адрес>. Домовладения и совершенно разные, имеют разные технические паспорта, домовые книги, отдельные выходы, разных собственников. Считает, что площадь ее половины не может учитываться, поскольку она не является родственницей Устинкиных или Шебалиной Г.В., просто соседи, считает незаконным, что ее площадь учитывается как площадь Устинкиных.

Заслушав истцов Устинкиных, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Устинкиных обоснованы, подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно ч.2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе и путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. Постановлением <адрес> -П от ДД.ММ.ГГГГ утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в <адрес> на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

Из указанных подпрограмм следует, что органы местного самоуправления осуществляют признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, ведение их учета, признание молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме в планируемом финансовом году, участниками подпрограммы в текущем году.

Постановлением Администрации Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нязепетровском муниципальном районе <адрес> на 2011-2015 годы.

Подпрограммой муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нязепетровском муниципальном районе в 2011-2015 годы является подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

Согласно п. 2 подпрограммы, участником подпрограммы может быть молодая семья, отвечающая следующим требованиям - возраст супругов не превышает 35 лет (либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет и одного и более детей), нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Под нуждающимися в улучшении жилищных условий принимаются молодые семьи, признанные нуждающимися в соответствии с требованиями настоящей подпрограммы.

Согласно п. 20 подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимается молодая семья, признанная Администрацией Нязепетровского муниципального района нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются … члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно решению Совета депутатов Нязепетровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Нязепетровского городского поселения», установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,0 кв. м. общей площади на 1 человека.

Пунктом 22 Подпрограммы предусмотрено, что Администрации Нязепетровского муниципального района организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п. 21 Подпрограммы и в 30-дневный срок с даты представления этих документов принимают решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

В соответствии с п. 23 Подпрограммы основаниями для отказа молодой семьи участницей подпрограммы являются: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные п. 21 настоящей Подпрограммы; 2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме; 3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения).

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела, пояснений сторон следует, что ДД.ММ.ГГГГ семья Устинкиных обратилась к Главе Нязепетровского муниципального района с заявлением о признании нуждающимися в жилых помещениях по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нязепетровском муниципальном районе <адрес> на 2011-2015 годы, представив необходимые документы.

Постановлением Главы Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Устинкиной Светлане Андреевне и её семье, проживающим в <адрес>5, отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», целевой программой «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нязепетровском муниципальном районе на 2011 -2015 годы, по основанию предоставление документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе. Согласно Выписке из протокола заседания жилищной комиссии по учету, распределению, предоставлению гражданам жилищных субсидий, социальных выплат, жилых помещений по договорам специализированного и социального найма на территории Нязепетровского муниципального района <адрес> поскольку не удалось выяснить состоит ли семья Устинкиных в родственных отношениях со вторым собственником домовладения по адресу: <адрес>5, в связи с чем принималась во внимание вся площадь жилого помещения, а именно 74,00 кв.м., которая превышает учётную норму на одного человека.

В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении уровня их обеспеченности жилой площадью должна учитываться суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых ими и членами их семей по договорам социального найма или на праве собственности. Согласно п.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Молодая семья Устинкиной С.А. и Устинкина А.А. проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>5, принадлежащем на праве общей долевой собственности (1/2) матери Устинкиной С.А. –Шебалиной Г.В., в составе семьи из 4 человек (л.д. 78).

Согласно договору купли-продажи отДД.ММ.ГГГГ Шебалина Г.В. приобрела право собственности на домовладениепо адресу: <адрес>5, в 1/2 доле.

Согласно техническому паспорту жилого дома по адресу: <адрес>5, на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого дома составляет 27,7 кв.м., при этом площадь указана по части жилого дома: <адрес> (л.д. 15-19). Согласно техническому паспорту жилого дома по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ, собственником 1/2 доли является Чебыкина В.Д., общая площадь жилого дома составляет 33,8 кв.м., при этом площадь указана по части жилого дома: <адрес> (л.д. 97-100).

Аналогичные (отдельные) данные приведены в справке ОГУП «Обл. ЦТИ» по <адрес> Нязепетровский филиал (л.д. 13) с указанием о том, что отапливаемая площадь <адрес> – 23,5 кв.м., отапливаемая площадь <адрес> – 34,2 кв.м.         

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Суд установил, что третье лицо Бадьянова П.Г., являющаяся собственником 1/2 домовладения по адресу: <адрес>5, не является членом семьи заявителей Устинкиных, а также матери Устинкиной С.А. – Шебалиной Г.В., Бадьянова П.Г. и Шебалина Г.В. имеют устоявшийся порядок пользования жилым помещением, фактически домовладения являются обособленными, имеют отдельные выходы, отдельные технические паспорта, домовые книги. Согласно данным БТИ площади домовладений не равны, общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, , принадлежащего Шебалиной Г.В., составляет 27,7 кв. м. (7,7 кв.м. комната 4 + 15,8 кв.м. комната 5 + 4,2 кв.м. комната 8) (л.д. 13-об). Следовательно, обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 человека у Устинкиной С.А., Устинкина А.А. не превышает учетной нормы, установленной в Нязепетровском городском поселении (27,7 кв.м./4 = 6,925 кв.м., что менее учетной нормы 12 кв.м.).

По смыслу ст. 258 ГПК РФ основанием для удовлетворения заявленных требований является совокупность условий - это, когда имело место нарушение требований закона, а также прав и свобод и интересов гражданина.

Обжалуемое Постановление Главы Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, , которым Устинкиной С.А. и её семье необоснованно отказано в признании участником подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», целевой программой «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нязепетровском муниципальном районе на 2011-2015 годы препятствует истцам получить субсидию на приобретение или строительство жилья в соответствии с целевой программой национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», нарушает их права. Доказательств о том, что оспариваемое постановление соответствует закону, не нарушает прав Устинкиных ответчиком не представлено. Исследованные судом обстоятельства дела свидетельствуют о том, что основания для отказа семье Устинкиных в признании участником подпрограммы отсутствуют.

При указанных обстоятельствах требования Устинкиных обоснованы, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь подпрограммой «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Нязепетровском муниципальном районе в <адрес> на 2011- 2015 годы, ст.51 ЖК РФ, ст.ст. 12, 56, 198, 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать постановление Главы Нязепетровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Устинкиной Светлане Андреевне и её семье в принятии на регистрационный учет и признании нуждающимися в жилых помещениях по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» незаконным.

Обязать Главу Нязепетровского муниципального района <адрес> признать семью Устинкиных – Светланы Андреевны и Анатолия Анатольевича нуждающимися в жилых помещениях по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», и включить в список очерёдности.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд течение 10 дней.

Председательствующий Е.Б. Пирожкова