решение по делу № 2-9/2012



Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Нязепетровский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Пирожковой Е.Б.,

при секретаре ФИО7,

с участием истцов ФИО2, ФИО3,

представителя истцов адвоката ФИО9,

представителей ответчика ФИО1 муниципального района ФИО10, ФИО11,

третьего лица ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО12 Алёны Сергеевны к ФИО1 муниципального района о признании бездействия незаконным, признании семьи соответствующей предъявленным к участникам подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2012 году требованиям, возложении обязанности признать участником подпрограммы и включить вне очереди в список участников и претендентов на получение социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 и А.С. обратились в суд с иском к ФИО1 муниципального района о признании бездействия незаконным. В ходе рассмотрения исковые требования уточнили, просят признать бездействие ФИО1 <адрес> незаконным с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, признать семью ФИО2 и ФИО3 соответствующей предъявленным к участникам подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2012 году требованиям, возложить на ФИО1 муниципального района <адрес> обязанность признать семью ФИО2 и ФИО3 участницей подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2012 году и включить в число участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2012 году, возложить на ФИО1 муниципального района <адрес> обязанность восстановить право ФИО12 путем внеочередного включения в список претендентов подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на получение социальной выплаты в 2012 году.

В обоснование заявленных требований указывают, что ДД.ММ.ГГГГ решением ФИО4 районного суда <адрес> им отказано в удовлетворении их требований о признании незаконным постановления ФИО1 ФИО4 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , действий по формированию списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» по ФИО4 муниципальному району, взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в размере 381267 рублей. Судебной коллегией по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение ФИО4 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено частично, признано незаконным постановление ФИО1 ФИО4 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в признании молодой семьи участницей подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2011 году. Считают, что ответчик на данный момент по исполнению решения суда бездействует. В списке очередности на момент первоначального обращения их не восстановили, социальную выплату в 2011 году им не предоставили. Не предоставление им социальной выплаты по очередности по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» трактуют как ограничение прав граждан по признакам социальной принадлежности, выраженной в нарушении соблюдения порядка очередности. На основании изложенного просят признать бездействие ответчика незаконным, обязать включить их семью в число участников подпрограммы в 2012 году, включить их в список претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году вне очереди.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержал уточненные требования, пояснил, что подробнее требования пояснит их представитель.

В судебном заседании истица ФИО3 поддержала уточненные требования, пояснила, что подробнее требования пояснит их представитель. Также указала, что после получения решения кассационной инстанции они в ФИО1 не обращались, поскольку считали, что ФИО1 должна исполнить решение и предоставить им выплату. Им о необходимости подачи заявления и повторного сбора документов никто не пояснял, только по телефону сказали, что они остались только в списках нуждающихся. Осенью ФИО3 встретила на улице ФИО8, которая рекомендовала обратиться к секретарю жилищной комиссии Акишевой. Акишева пояснила, что им выплаты не будет. После этого ФИО12 обратились в прокуратуру, которая вынесла предписание, Администртация на основании этого вынесла постановление о включение в списки участников.

Представитель истцов адвокат ФИО9 в судебном заседании измененные требования поддержал, пояснил, что бездействие ФИО1 <адрес> заключается в том, что она вынесла постановление от ДД.ММ.ГГГГ, не указав в нём о включении либо исключении семьи ФИО12 из списка очередности, что не позволило им обжаловать постановление. Данное постановление им не вручено, только сообщено по телефону, что семья так и осталась нуждающейся. Каких-либо действий со стороны ответчиков предпринято не было, семье ФИО12 не разъяснили право нового обращения с заявлением на участие в подпрограмме. Из мотивировочной части кассационного определения следует, что семья ФИО12 была участниками подпрограммы, то есть ФИО1, не включив ФИО12 в списки участников, не исполнила кассационное определение. Также указывает, что, учитывая Списки очередности, в которых семья ФИО12 состояла по<адрес> 2011 году, семья ФИО12 должна была получить социальную выплату в 2011 году. Постановление ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , которым семья ФИО12 признана участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2011 году уже не может быть исполнено, поэтому просят возложить на ФИО1 обязанность признать семью ФИО12 соответствующей предъявленным к участникам подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2012 году требованиям, признать семью ФИО12 участницей подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2012 году и включить вне очереди в списки участников и претендентов подпрограммы на получение социальной выплаты в 2012 году. Также взыскать с ответчика судебные расходы на момент вынесения решения в сумме 6200 рублей.

Представитель ответчика ФИО1 муниципального района ФИО10 в судебном заседании показал, что требования истцов не подлежат удовлетворению, кассационное определение ФИО1 было исполнено ДД.ММ.ГГГГ – вынесено постановление о признании незаконным постановления ФИО1 ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Секретарь жилищной комиссии по телефону известила семью ФИО12 о принятом решении. После этого они должны были обратиться с новым заявлением и пакетом документов на участие в подпрограмме, но они с указанным заявлением не обращались. Участие в подпрограмме носит заявительный характе<адрес> выполнения программы такой: семьи, на основании поданных заявлений и представленных документов, последовательно признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, участниками подпрограммы и претендентами на получение выплаты. Отдельное постановление о включении в списки участников не принимается. Также полагает неподлежащим удовлетворению требование истцов о включение их в списки участников и претендентов на 2012 год, поскольку списки на 2012 год сформированы в сентябре 2011 года.

Представитель ответчика ФИО1 муниципального района ФИО5 Д.В. в судебном заседании к сказанному ФИО10 дополнил, что в декабре в связи с представлением прокурора об устранении нарушений закона вынесено Постановление ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в постановление ФИО1 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО12 были признаны участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2011 году.

Третье лицо без самостоятельных требований на стороне ответчика ФИО8 в судебном заседании пояснила, что она работает специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства, в ее обязанности согласно должностной инструкции входит осуществление работы по программе национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО4 муниципальном районе на 2011-2015 годы и подпрограммам. Требования ФИО12 считает не подлежащими удовлетворению. Семья ФИО12 признана нуждающейся в предоставлении субсидии на жилое помещение – нуждающейся в улучшении жилищных условий. В данных списках они находятся до настоящего времени. В 2010 году в связи с трудностями в финансировании выполнение подпрограммы шло не в соответствии с порядком, установленном в подпрограмме: списки участников формировались не в сентябре предшествующего года, а в августе 2010 года. В январе 2010 года на основании факсограммы Министерства строительства и архитектуры <адрес> им были представлены списки молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты. В списках было 20 семей, в том числе ФИО12. ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола жилищной комиссии ФИО1 <адрес> было вынесено постановление «О признании граждан участниками подпрограммы в 2010 году». В список участников вошло 11 семей, которые позднее получили Свидетельства на получение социальной выплаты. На 2011 год списки участников формировались в сентябре 2010 года. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 муниципального района на основании протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вынесла постановление , которым отказала семье ФИО12 в признании участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011 год в связи с превышением возраста 35 лет; и постановление «О признании граждан участниками подпрограммы в 2011 году», которым 10 семей были признаны участниками подпрограммы в 2011 году. ДД.ММ.ГГГГ Челябинский областной суд кассационным определением признал незаконным постановление . В связи с принятием новой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО4 муниципальном районе на 2011-2015 годы, в марте 2011 года вновь производилась проверка соответствия семей предъявляемым по новой подпрограмме требованиям. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан участниками подпрограммы в 2011 году» были признаны участниками подпрограммы 10 семей. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было отменено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ При разговоре в Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства <адрес> о кассационном определении ими было выражено мнение, что ФИО1 его выполнила, оснований для признания ФИО12 участниками подпрограммы не имеется, поскольку об этом в кассационном определении не указано. Постановление ФИО1 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , которым ФИО12 были признаны участниками подпрограммы в 2011 году, она считает неисполнимым, поскольку ФИО12 не писали заявление, не предоставляли документы, в отношении их не формировалось учетное дело, представлять в Министерство нечего. Муниципальная программа работает на основании областной программы и полностью опирается на федеральную. Поскольку новая подпрограмма не является продлением подпрограмм на 2002-2010 годы, семьям пришлось собирать обновленный пакет документов. Очередность списков нуждающихся была сохранена. Для защиты учетных дел молодых семей ФИО1 <адрес> ездит в Министерство строительства.

Заслушав истцов ФИО2, ФИО3, представителя истца адвоката ФИО9, представителей ответчика ФИО10, ФИО11, третье лицо ФИО8, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением ФИО1 муниципального района семье ФИО12 было отказано в признании участниками подпрограммы в связи с достижением предельного возраста. ДД.ММ.ГГГГ судебной коллегией по гражданским делам Челябинского областного суда частично отменено решение ФИО4 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным постановление ФИО1 ФИО4 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2 в признании молодой семьи участницей подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2011 году». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 муниципального района вынесла постановление , которым было отменено постановление ФИО1 ФИО4 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ на основании представления прокурора ФИО4 <адрес> ФИО1 <адрес> вынесено Постановление «О внесении изменений в постановление ФИО1 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», которым ФИО2 и его семья признаны участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2011 году.

Истцы ФИО12 заявляют требования в связи с бездействием ответчика, связанным с невключением их в списки участников программы, неполучением ими вне очереди социальной выплаты.

Муниципальная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО4 муниципальном районе <адрес> на 2011-2015 гг., подпрограммой которой является подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», действует на основании Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и Областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в <адрес> на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ФИО1 1 паспорта вновь принятой подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в <адрес> на 2011-2015 годы действует в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее именуется - федеральная подпрограмма) и не является продлением подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, принятых на территории <адрес> в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Согласно ФИО1 2 паспорта подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» Муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО4 муниципальном районе <адрес> на 2011-2015 гг. одним из основных принципов реализации подпрограммы является добровольность участия в подпрограмме молодых семей. Также согласно п.25 указанной подпрограммы, участие в подпрограмме является добровольным. Порядок признания молодой семьи участником подпрограммы установлен п.29-36 Подпрограммы. Согласно п.30 указанной подпрограммы, для участия в подпрограмме молодая семья подает в ФИО1 муниципального района определенные документы, в том числе заявление по установленной форме. В соответствии с п. 32 подпрограммы ФИО1 <адрес> организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п.30 подпрограммы. Основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы перечислены в п.33 подпрограммы.

Кроме того, вновь принятая подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011-2015 годы дополнена в сравнении с ранее действовавшей подпрограммой условием получения социальной выплаты – наличием у молодой семьи дополнительных средств, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения (п.15).

Аналогичные положения относительно порядка участия в подпрограмме установлены ФИО1 2, пунктами 15, 28, 32, 33, 35, 36 областной целевой программой «Доступное и комфортное жилье - гражданам России в <адрес> на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истцов о бездействии ФИО1 <адрес> в исполнении Определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ не нашли подтверждения при рассмотрении дела, поскольку данное определение было исполнено ДД.ММ.ГГГГ путем вынесения постановления , которым было отменено постановление ФИО1 ФИО4 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ .

Ссылки представителя истцов ФИО9 на определение кассационной инстанции в части наличия семьи ФИО12 в списках участников не обосновано, поскольку семья ФИО12 состоит в списках претендентов, что в 2009-2010 годах соответствовало включению в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не участников. Постановление о включении ФИО12 в списки участников не выносилось. Кроме того, требования о включении в списки участников не обоснованы, поскольку ФИО12 признаны участниками подпрограммы постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что участие в подпрограмме носит заявительный характер, семья ФИО12 должна была после получения определения судебной коллегии от ДД.ММ.ГГГГ подать заявление о своем желании участвовать в программе на 2011 год. Доводы истцов ФИО12 об отсутствии сообщения о необходимости заново подавать заявление, также не обоснованы, поскольку определение судебной коллегии ФИО12 получили, об отмене постановления знали, так как им об этом сообщил по телефону секретарь жилищной комиссии, программа не предусматривает извещение всех возможных претендентов на участие в программе персонально.

Согласно пояснениям третьего лица ФИО8, в связи принятием новой подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011-2015 годы, не являющейся продлением подпрограмм, действующих в 2002-2010 годах; включением в нее новых условий получения социальной выплаты, в марте 2011 года ФИО1 муниципального района семьи участников были проверены на соответствие новой программе на 2011 год. При этом заявления и учетного дела семьи ФИО12 не имелось, проверка соответствия семьи ФИО12 требованиям новой подпрограммы не производилась.

Требования истцов о включение в число участников в 2012 году также не подлежат удовлетворению, поскольку, учитывая указанный в подпрограмме заявительный характер, отсутствие заявления ФИО12 на участие в 2012 году, непредставление соответствующих документов, отсутствие оформленного учетного дела делает невозможным проверку соответствия семьи ФИО12 предъявленным к участникам подпрограммы в 2012 году требованиям, соответственно, исключает возможность признания семьи ФИО12 соответствующей требованиям, предъявленным к участникам программы в 2012 году, признания участниками программы в 2012 году и включения в число участников программы в 2012 году.

Также не обоснованы требования истцов о восстановлении нарушенного права путем внеочередного включения в список претендентов подпрограммы на получение социальной выплаты в 2012 году, поскольку в связи с отсутствием заявления не имеется фактов нарушения права, поскольку семья ФИО12 не пыталась реализовать право на получение социальной выплаты в 2012 году.

Исходя из системного толкования ст. 254-258 ГПК РФ признание бездействия незаконным возможно, если бездействие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Нарушение законодательства было устранено ДД.ММ.ГГГГ путем вынесения постановления об отмене незаконного постановления. Нарушение прав и свобод ФИО12 отсутствует, поскольку из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий семью ФИО12 не исключали, заявление на включение в списки участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2012 год ФИО12 не подавали.

При указанных обстоятельствах требования ФИО2 и ФИО3 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО12 Алёны Сергеевны к ФИО1 муниципального района <адрес> о признании бездействия ответчика незаконным с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, признании семьи ФИО2 и ФИО3 соответствующей предъявленным к участникам подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2012 году требованиям, возложении на ФИО1 муниципального района <адрес> обязанности признать семью ФИО2 и ФИО3 участницей подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2012 году и включить в число участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2012 году, возложении на ФИО1 муниципального района <адрес> обязанности восстановить право путем внеочередного включения в список претендентов подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на получение социальной выплаты в 2012 году, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца.

Председательствующий Е.Б.Пирожкова