<адрес> 03 сентября 2012 года Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Пирожковой Е.Б., при секретаре ФИО5, с участием истца ФИО1, представителя истца адвоката ФИО6, представителя ответчика ФИО7, третьего лица ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ФИО3 муниципального района <адрес> о признании постановления Администрации ФИО3 муниципального района <адрес> незаконным, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ФИО3 муниципального района <адрес> о признании постановления Администрации ФИО3 муниципального района <адрес> незаконным и включении в список молодых семей-участников подпрограммы. В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает, что в апреле-мае 2009 года она обратилась с заявлением о включении их в программу «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением ФИО2 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Постановлением ФИО2 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в принятии на учёт и признании нуждающимися в жилом помещении по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». С вынесенным ФИО2 муниципального района постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ не согласна, полагает, что данное постановление ничем не мотивировано, поэтому не может быть признано законным и обоснованным. Считает, что данным отказом ответчика нарушается Конституционный принцип равенства включения в программу. Просит признать постановление № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 муниципального района <адрес> незаконным. ФИО2 ответчика признать их участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы «Жилище». В судебном заседании истица ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что постановлением Администрации ФИО3 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с учета и исключена из списка очередности участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» как не подтвердившая право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. С данным постановлением не согласна по основаниям, приведенным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель истца ФИО6 поддержал заявленные истицей требования, указал, что в 2009 году ФИО1 обратились с заявлением о включении её семьи в программу национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе на 2008-2010 года. ДД.ММ.ГГГГ постановление ФИО2 администрации ФИО3 городского поселения <адрес> она и её дочь были приняты на регистрационный учет и признаны нуждающимися в получении социальной выплаты по программе «Обеспечение жильём молодых семей». В настоящее время действует новая программа национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе на 2011-2015 годы. В августе 2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о включении в программу «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением ФИО2 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Семья истицы состоит из двух человек: истица и её дочь. Собственного жилья не имеют, проживают в доме родителей по адресу: <адрес>. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 муниципального района <адрес> они сняты с учета и исключены из списка очередности участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», так как они не подтвердили право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме. Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что учет жилой площади был рассчитан исходя из площадей домов мамы Лаптевой Т.М. и брата Лаптева С.М., но данные дома семье ФИО1 не принадлежат. Она ведет своё хозяйство, имеет отдельный бюджет, не связанный с бюджетом матери и брата. Брат членом её семьи не является, у него своя семья, которая ведет своё отдельное хозяйство. В своем отказе ответчик не учел требования ст. 1 СК РФ, а именно понятие обособленности семей. Также указал, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ ссылка отсутствует, указано обстоятельство, не имеющееся в ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Просит признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, ФИО2 муниципального района устранить допущенное нарушение права, признать ФИО14 и членов её семьи участниками программы «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе на 2011-2015 годы. Представитель ответчика Администрации ФИО3 муниципального района <адрес> ФИО7 в судебном заседании пояснил, что исковые требования не признает, поскольку при проверке документов семьи ФИО1 было выявлено, что совместно с ней в доме зарегистрированы и другие члены семьи, у которых по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> имеются объекты недвижимого имущества. При расчете площади приходящейся на одного члена семьи учитываются площади всех совместно зарегистрированных лиц, как указано в п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской федерации. Учетная норма площади установлена в ФИО3 <адрес> в размере 12 кв.м. общей площади на 1 человека, у ФИО1 на одного члена семьи приходится 19,42 кв.м. <адрес>,2 кв.м. и у её брата, который зарегистрирован там же, есть в собственности жилой дом общей площадью 42,9 кв. м., что при сложении составляет 97,1 кв.м. У семьи ФИО1 нуждаемость в улучшении жилищных условий отсутствует. В связи с этим семья ФИО1 быта снята с учета и исключена из списка очерёдности участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в соответствии с пп.2 п. 23 муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе на 2011- 2015 годы, утвержденной постановлением администрации ФИО3 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой семьёй ФИО1 представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме. При таких обстоятельствах требования ФИО1 не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. Третье лицо ФИО8 в судебном заседании пояснила, что ФИО1 своего жилья не имеет, но в рамках программы учитывается не наличие в собственности жилья, а вся площадь по месту регистрации. По месту регистрации ФИО1 значится брат, который в собственности имеет дом, в связи с этим общая площадь жилья превышает учетную норму площади, установленную в ФИО3 <адрес> в размере 12 кв.м. Отказ основан на ч. 2 ст. 51 ЖК РФ. В судебном заседании допрошен в качестве свидетеля Лаптев С.М., который показал, что он приходится истице братом. У нее своя семья, у него своя, ведут разное домашнее хозяйство, имеют разные семейные бюджеты. Он заключил брак ДД.ММ.ГГГГ. Он зарегистрирован в доме матери, расположенном по адресу: <адрес>, с рождения, в настоящее время он проживает по <адрес>, этот дом ему подарила бабушка, в настоящее время он принадлежит ему на праве собственности. В этот дом переехал со своей семьёй весной 2012 года. С регистрационного учета из родительского дома не снимался, так как намерен продать дом, подаренный бабушкой. В судебном заседании допрошена в качестве свидетеля Лаптева Т.М., которая показала, что она приходится матерью истицы. После развода дочь на протяжении 5 лет живет в ее доме, жить ей больше негде. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ей на праве собственности. С дочерью имеют разные семейные бюджеты, материально ее семье не помогают, в огороде работают вместе. Сын в доме зарегистрирован с рождения, но с 2010 года фактически не проживает, так как женился, создал свою семью: сначала снимал квартиру, а весной 2012 года переехал жить в дом, подаренный бабушкой, который до этого времени ремонтировал. Не снимается с регистрационного учета, так как этот дом намерен продать. Заслушав истицу ФИО1, представителя истца ФИО6, представителя ответчика ФИО7, третье лицо ФИО8, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 обоснованы, подлежат удовлетворению. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно ч.2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе и путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. Постановлением <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в <адрес> на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Из указанных подпрограмм следует, что органы местного самоуправления осуществляют признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, ведение их учета, признание молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме в планируемом финансовом году, участниками подпрограммы в текущем году. Постановлением Администрации ФИО3 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная целевая программа национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе <адрес> на 2011-2015 годы. Подпрограммой муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе в 2011-2015 годы является подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Согласно п. 2 подпрограммы, участником подпрограммы может быть молодая семья, отвечающая следующим требованиям – возраст супругов не превышает 35 лет (либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет и одного и более детей), нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Под нуждающимися в улучшении жилищных условий принимаются молодые семьи, признанные нуждающимися в соответствии с требованиями настоящей подпрограммы. Согласно п. 20 подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимается молодая семья, признанная Администрацией ФИО3 муниципального района нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются … члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Пунктом 22 Подпрограммы предусмотрено, что Администрации ФИО3 муниципального района организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п. 21 Подпрограммы и в 30-дневный срок с даты представления этих документов принимают решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. В соответствии с п. 23 Подпрограммы основаниями для отказа молодой семьи участницей подпрограммы являются: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные п. 21 настоящей Подпрограммы; 2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме; 3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения). Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Из материалов дела, пояснений сторон, следует, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ее семья признаны нуждающимися в получении социальной выплаты как молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д. 9). В 2011 году ФИО1 обратилась в Администрацию ФИО3 муниципального района с заявлением о включении в программу «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением ФИО2 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», представив необходимые документы. Постановлением ФИО2 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 и её семья, проживающая в <адрес>, снята с учета и исключена из списка очередности участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе на 2011-2015 годы, по основанию предоставление документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе. Согласно Выписке из протокола заседания жилищной комиссии по учету, распределению, предоставлению гражданам жилищных субсидий, социальных выплат, жилых помещений по договорам специализированного и социального найма на территории ФИО3 муниципального района <адрес> при проверке документов семьи ФИО1 выявлено, что совместно с ее семьей в доме зарегистрированы и другие члены семьи, у которых имеются объекты недвижимого имущество, в связи с чем, при сложении всех площадей, которые имеются у лиц, зарегистрированных совместно с ФИО14, у нее получается превышение учетной площади, приходящейся на одного члена семьи. Площадь составляет 83,9 кв.м., на одного члена приходится 16,78 кв.м., что превышает установленную решением Совета депутатов ФИО3 городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории ФИО3 городского поселения» учетную норму площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади на 1 человека. Согласно выписке из домовой книги в жилом доме по адресу: <адрес>, зарегистрированы 5 человек: Лаптева Т.М., Лаптев М.Е., Лаптев С.М., ФИО1, ФИО12 (л.д. 11). Согласно Справке № ФИО3 филиала ОГУП «Обл. ЦТИ» жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит Бычковой Т.М. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.18, 25). Согласно свидетельству о заключении брака, Бычковой Т.М. после заключения брака присвоена фамилия Лаптева Т.М. (л.д. 26). Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Лаптев С.М. имеет на праве собственности жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> (л.д.14). Остальные лица, зарегистрированные в доме по адресу: <адрес>, в собственности жилья не имеют (л.д. 12, 13, 16, 17, 19, 21). В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должна учитываться суммарная общая площадь жилых помещений, занимаемых гражданами и членами их семей по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности. Из материалов дела следует, что заявитель ФИО1 состояла в браке, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), имеет дочь ФИО12,2005года рождения, зарегистрированы в доме по адресу: <адрес>, ФИО1 с 2008г., ФИО12 с 2011 г. (л.д. 11). Указанный дом принадлежит Лаптевой Т.М. на праве собственности. В указанном жилом помещении также зарегистрированы Лаптева Т.М. (собственник дома) с 1987 г., Лаптев М.Е. (муж собственника) с 1982 г., Лаптев С.М. (сын собственника) с 2003 г. Заявитель ФИО1 и ее дочь ФИО12каких-либо жилых помещений на праве собственности не имеют (л.д. 12-13, 19). Согласно п.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации членамисемьисобственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц членами егосемьидостаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (п.п. «а» п. 11). Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (п.п. «б» п.11). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (п.11). Лаптев С.М. не является лицом, указанным в пп. «а» п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, следовательно, для установления наличия или отсутствия семейных отношений между ФИО1 и Лаптевым С.М. недостаточно установления регистрации по одному адресу. Согласно справке Администрации ФИО3 городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи ФИО1 входит ФИО12 (л.д. 24). Согласно показаниям истицы ФИО1, свидетелей Лаптевой Т.М., Лаптева С.М., ФИО1 не ведет общее хозяйство с указанными лицами, кроме того, Лаптев С.М. имеет свою семью (л.д.78), указанные лица личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей друг перед другом не имеют, также отсутствует ответственность друг перед другом, ведение общего хозяйства. Исследовав представленные суду доказательства, пояснения сторон, письменные материалы дела, суд установил, что заявитель ФИО1 и ее дочь ФИО12являются отдельнойсемьей, ведут отдельное хозяйство, имеют самостоятельный бюджет, фактически членом их семьи или они членами семьи Лаптева С.М. не являются. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права, Лаптев С.М. является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку в судебном заседании установлено, что Лаптев С.М. не является членом семьи ФИО1, факт нахождения в его собственности жилого дома не влечет перерасчет площадей для определении уровня обеспеченности семьи ФИО1 в жилых помещениях. При этом и на момент подачи заявления и на момент принятия решения об исключении из состава участников ПодпрограммысемьяЛаврентьевых являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, ее жилищные условия за указанное время не изменились. Лаптев С.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>, до регистрации по указанному адресу ФИО1, а также до момента подачи ФИО1 заявления, таким образом, доводы представителя ответчика, что регистрация Лаптева С.М. осуществлена в целях получения ФИО1 субсидии, необоснованны. Исходя из числа лиц, имеющих право пользования жилым помещением в квартире по адресу: <адрес> (5 человек), на долю каждого приходится 10,84 кв. м (общая площадь с холодными пристроями 54,2 кв.м : 5) общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы (12 кв. м), установленной решением Совета депутатов ФИО3 городского поселения и позволяет признать семью ФИО14 нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, семьяЛаврентьевых в составе ФИО1, ФИО12, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной решением Совета депутатов ФИО3 городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 кв.м., и оснований для исключения ФИО1 и ее семьииз состава участников подпрограммы не имелось. По смыслу ст. 258 ГПК РФ основанием для удовлетворения заявленных требований является совокупность условий - это, когда имело место нарушение требований закона, а также прав и свобод и интересов гражданина. Обжалуемое Постановление ФИО2 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, №, которым ФИО1 и её семье необоснованно отказано в признании участником подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», целевой программой «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе на 2011-2015 годы препятствует истцам получить субсидию на приобретение или строительство жилья в соответствии с целевой программой национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», нарушает их права. Доказательств того, что оспариваемое постановление соответствует закону, не нарушает прав ФИО1 ответчиком не представлено. Бремя доказывания законности оспариваемых решений и действий, лежит на органе, должностном лице, законность чьих действий и решений оспаривается. Администрация ФИО3 муниципального района указанных требований закона не выполнила. Исследованные судом обстоятельства дела свидетельствуют о том, что основания для отказа семье ФИО14 в признании участником подпрограммы отсутствуют. При указанных обстоятельствах требования ФИО1 обоснованы, подлежат удовлетворению. Руководствуясь подпрограммой «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в ФИО3 муниципальном районе в <адрес> на 2011-2015 годы, ст.51 ЖК РФ, ст.ст. 56, 198, 254-258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать постановление ФИО2 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятии с учета и исключении из списка очередности участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» ФИО1 незаконным. ФИО2 муниципального района <адрес> поставить на учет и включить в список очередности участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» ФИО1. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Е.Б. Пирожкова