Дело № 2-253
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2010 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,
при секретаре Третьяковой О.Б.
а также с участием истца - Корнилковой С.В., представителя ответчика – Администрации Нытвенского муниципального района – Безматерных А.А., действующего на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Корнилковой С.В.
к Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края
о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма
установил:
Корнилкова С.В. обратилась в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности на Администрацию Нытвенского муниципального района предоставить ей и ее сыну (ФИО) за счет средств бюджета Пермского края жилое помещение, расположенное в поселке ..., площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование иска указывает, что является сиротой, мама умерла (Дата обезличена) года, отец - умер (Дата обезличена) года. С (Дата обезличена) года ее опекуном являлась (ФИО опекуна). От родителей никакого жилья ей не осталось, так как они проживали в доме, принадлежащем (ФИО опекуна) В настоящее время в доме по адресу: ... проживать нельзя, поэтому она проживает в ... в общежитии у двоюродной сестры вместе с семьей сестры. (Дата обезличена) года у нее родился сын- (ФИО). В льготной очереди на приобретение жилого помещения в категории дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по распоряжению главы Нытвенского муниципального района от (Дата обезличена) года она стоит под номером 268. Фактически на данный момент ей негде жить, поэтому просит предоставить ей жилое помещение в пос. Чайковская за счет средств бюджета Пермского края.
Истица Корнилкова С.В. в судебном заседании настаивает на своих требованиях,
пояснила, что в собственности жилого помещения не имеет, по договору социального найма также жилье не предоставлялось, после смерти родителей проживала по месту жительства опекуна – (ФИО опекуна) в .... Родители своего жилья не имели. В настоящее время она вместе с сыном проживает на 18 кв.м. в комнате в общежитии вместе с семьей двоюродной сестры, нуждается в жилье. В очереди на получение жилья стоит под номером 268. Зарегистрирована по адресу: ..., но в доме жить невозможно из-за его старости.
Представитель ответчика- администрации Нытвенского муниципального района Безматерных А.А. с иском не согласен, пояснил, что ответчик не обладает полномочиями обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями и такими полномочиями не наделялся в порядке, предусмотренном ч.6 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Администрация Нытвенского района является ненадлежащим ответчиком по делу. Обязанность по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жильем детей- сирот возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке. В настоящее время такого Закона Пермского края нет. В 2010 году деньги для приобретения жилья детям- сиротам не предоставлялись.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края – Кудинова Е.В. - просит рассмотреть дело без ее участия, в письменном отзыве указала, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Распределение таких средств и субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.
Правительство Пермского края осуществляет функции в части финансирования, т.е. средства краевого бюджета направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, осуществляются органами местного самоуправления, в том числе постановка на учет данной категории граждан для внеочередного получения жилого помещения. Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки. Лица, поставленные на учет по спискам детей-сирот раньше истца, обладают одинаковыми с ним правами. Предоставление жилого помещения Корнилковой С.В. без учета очередности нарушит права указанных лиц.
Порядок обеспечения жилой площадью определен Указом губернатора от 22.06.2000 г. № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области о социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Правительство Пермского края свои обязательства выполняет в полном объеме. Обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм гарантировано только самим детям-сиротам, но не распространено на членов их семьи.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. (в ред. от 17.12.2009 г.) № 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статья 4 ФЗ № 159-ФЗ устанавливает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 159-ФЗ данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Ст. 49 ЖК РФ определяет основания предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма, определяется исходя из нормы предоставления жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. (в ред. от 01.11.2008 г.) № 1939-419 принят в целях реализации полномочий Пермской области по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 6 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно со ст. 8 Закона Пермской области № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные данным Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.
Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 г. утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Данное Положение принято в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение.
П.. 1 Положения определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.2. Положения перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платежными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края.
Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.
Согласно п. 3 Положения, учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170.
Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья (п. 5 Положения).
Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края ( п.7 Положения).
В соответствии с п. 8 Положения, органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением определенных данным пунктом условий. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
Постановлением главы администрации Нытвенского муниципального района утвержден Порядок использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нытвенского муниципального района.
Таким образом, средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям –сиротам.
Корнилкова С.В. родилась (Дата обезличена) г. (л.д.15). Ее родители : мать (ФИО 1) – умерла (Дата обезличена) года, отец - (ФИО 2) умер (Дата обезличена) года (л.д.5,6).
Постановлением органа по опеке и попечительству администрации города Перми № 3434 от 19.10.2005 года над несовершеннолетней Корнилковой С.В. установлено попечительство, попечителем назначена (ФИО опекуна)(л.д.7).
Комиссией по жилищным сертификатам Нытвенского муниципального района Корнилкова С.В. поставлена в льготную очередь на получение жилого помещения под номером 268 (л.д.9).
(Дата обезличена) года Корнилкова С.В. родила сына – (ФИО) (л.д.10).
Сообщениями из Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и ГУП «ЦТИ Пермского края» Нытвенский филиал подтверждается, что к у Корнилковой С.В. в собственности объектов недвижимости не имеется.
Согласно решения комиссии по жилищным сертификатам от (Дата обезличена) г. по распоряжению главы Нытвенского муниципального района Корнилкова С.В. поставлена в очередь на получение жилья под номером 268 (л.д.268).
Согласно справке администрации Чайковского сельского поселения Корнилкова С.В. зарегистрирована в доме по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности (ФИО опекуна) (л.д.4,14).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Корнилкова С.В.
является лицом из числа детей-сирот, жилого помещения не имеет, при изъятии из семьи жилое помещение за ней не закреплялось, проживает в общежитии с родственниками, обращалась в администрацию Нытвенского муниципального района с заявлением о предоставлении жилого помещения, с (Дата обезличена) г. состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, в настоящее время стоит в очереди под номером 268. Следовательно, Корнилкова С.В. имеет право на получение жилой площади вне очереди.
В соответствии с действующим законодательством, обязанность органов исполнительной власти обеспечить вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от каких-либо условий, например таких, как отсутствие свободного жилья, неосуществление строительства нового жилищного фонда, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений.
Таким образом, ответчик должен исполнить свои обязательства по осуществлению преданных ему государственных полномочий независимо от каких-либо условий, но с соблюдением действующего законодательства.
До изъятия из семьи Корнилкова С.В. проживала на ст. Чайковская, она состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещениях в администрации Нытвенского муниципального района, поэтому обязанность обеспечить ее жилым помещением должна быть возложена на ответчика.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация Нытвенского муниципального района не наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями после окончания учебных заведений, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью возложена на органы местного самоуправления. Во исполнение данного положения на уровне Пермского края принят ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих аналогичную обязанность органов исполнительной власти обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, в частности, Закон Пермского края № 1939-419 от 29.12.2004 г. «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, которым утверждено Положение, определяющее порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 4 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.199 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета, не допускается.
Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона области 3 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативно-правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Порядок обеспечения жилой площадью определен Указом губернатора от 22.06.2000 г. № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п.
Таким образом, вышеуказанными нормативно-правовыми актами органам исполнительной власти переданы полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203, субсидии предоставляются только при наличии нормативно-правовых актов субъектов РФ, предусмотренных данным пунктом. Соответствующие нормативно-правовые акты на уровне Пермского края разработаны.
С учетом изложенного суд удовлетворяет исковые требования, обязывает ответчика предоставить жилое помещение Корнилковой С.В. за счет средств бюджета Пермского края, поскольку в соответствии с Федеральным Законом № 159 –ФЗ финансирование дополнительных гарантий относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
Суд отказывает Корнилковой С.В. в удовлетворении требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения с учетом Корнилкова Ильи Сергеевича, поскольку законодательством, регулирующим порядок обеспечения детей-сирот жилой площадью (Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, Жилищным Кодексом РФ), не предусмотрено распределение денежных средств на членов семей этих граждан.
Довод ответчика о том, что предоставляя жилое помещение Корнилковой С.В. нарушаются права граждан, которые находятся в очереди на получении жилья, суд считает несостоятельным, поскольку в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилье Корнилковой С.В. должно быть предоставлено вне очереди и данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от времени включения в список вне очередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Администрацию Нытвенского муниципального района Пермского края предоставить Корнилковой С.В., (Дата обезличена) года рождения, уроженке ст. ... за счет средств бюджета Пермского края жилое помещение, расположенное в поселке ..., площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Отказать Корнилковой С.В. в удовлетворении требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения с учетом (ФИО)
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения- (Дата обезличена) года.
Судья Л.В.Завертяева