о признании незаконным бездействия администрации Чекменевского с/поселения по организации в границах поселения электроснабжения населения



Дело № 2-571/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2010 г. г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Нагорновой Н.Л.,

с участием заместителя прокурора Нытвенского района Сайфутдинова Ю.Н.,

заинтересованных лиц - представителя администрации муниципального образования «Чекменевское сельское поселение» Кобелева А.А., действующего на основании Устава,

представителя администрации МО «Нытвенское городское поселение» Чичева Т.Г., действующего по доверенности,

представителя ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» филиала Пермэнерго Скоморохова Я.М., действующего по доверенности,

представителя администрации Нытвенского муниципального района Безматерных А.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей д. Жарено Чекменевского сельского поселения Нытвенского муниципального района, о признании незаконным бездействия администрации Чекменевского сельского поселения по организации в границах поселения электроснабжения населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нытвенского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей д. Жарено Чекменевского сельского с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чекменевского сельского поселения по организации в границах поселения электроснабжения населения.

В обоснование требований прокурор указал следующее.

Администрация муниципального образования «Чекменевское сельское поселение» не исполняет возложенную на неё действующим законодательством обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, что выразилось в следующем.

(Дата обезличена) в прокуратуру Нытвенского района поступила жалоба (ФИО свидетеля1) об отказе в восстановлении линии электропередач до д. Жарено, Чекменевского сельского поселения.

В ходе проведенной проверки установлено, что в 2001 году в результате неправомерных действий неустановленных лиц было прекращено электроснабжение д. Жарено, Чекменевского сельского поселения. Неправомерные действия выразились в похищении проводов с линии электропередачи, находившейся в 2001 году на балансе МУП «Городские электрические сети». С 2001 года и по настоящее время жители д. Жарено неоднократно обращались с заявлениями о восстановлении электроснабжения в органы местного самоуправления, в том числе в администрацию Нытвенского муниципального района, администрацию Чекменевского сельского поселения, а также в иные организации и органы власти. Вместе с тем, с 2001 года по настоящее время электроснабжение в данном населенном пункте восстановлено не было.

Установлено в ходе проверки, что основной причиной неисполнения органами местного самоуправления обязанности по организации электроснабжения жителей д. Жарены является отсутствие необходимых финансовых средств.

На момент проверки было установлено, что в д. Жарено, Чекменевского сельского поселения проживают жители, в том числе имеющие регистрацию. Так, в соответствии с информацией, предоставленной администрацией Чекменевского сельского поселения, в течение 2008, 2009, 2010 годов в д. Жарено два человека имеют регистрацию по месту жительства, два человека имеют регистрацию по месту пребывания, шесть человек проживает без регистрации.

В соответствии со ст.2 Устава Чекменевского сельского поселения, д. Жарено входит в состав Чекменевского сельского поселения.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), организация в границах поселения электроснабжения населения относится к вопросам местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст.6 Устава Чекменевского сельского поселения, организация в границах поселения электроснабжения населения также отнесена к вопросам местного значения Чекменевского сельского поселения.

Согласно ст.4 Устава Чекменевского сельского поселения, структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Чекменевского сельского поселения; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Чекменевского сельского поселения.

В соответствии с ч.1 ст.37 Устава Чекменевского сельского поселения, организует электроснабжение населения поселения администрация поселения. Данные полномочия администрация поселения, в соответствии с ч.4 ст.36 Устава, осуществляет за счет средств бюджета поселения.

В соответствии с ч.1 ст.23 Устава Чекменевского сельского поселения, к исключительным полномочиям Совета депутатов Чекменевского сельского поселения относится утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, при этом использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Согласно ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов системы РФ.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ).

Таким образом, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, то есть обеспечение жителей д. Жарено электроснабжением, не может находиться в зависимости от неисполнения администрацией Чекменевского сельского поселения собственных обязательств по формированию бюджета.

Бездействием администрации Чекменевского сельского поселения нарушены законные интересы и права жителей д. Жарено, то есть неопределенного круга лиц, в том числе права на жилище и его безопасность, право на получение коммунальных услуг надлежащего качества, право на сохранность имущества и другие права и законные интересы.

Факт бездействия администрации Чекменевского сельского поселения установлен и подтверждается длительным периодом отсутствия электроснабжения д. Жарено, неоднократным намерением органов местного самоуправления в течение длительного времени предусмотреть данное расходное обязательство в местном бюджете и фактическим отсутствием финансирования данного обязательства.

Факт нарушения прав и законных интересов жителей д. Жарено установлен и подтверждается их многочисленными обращениями с 2001 года и по настоящее время в органы местного самоуправления, органы государственной власти, иные организации.

На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чекменевское сельское поселение» по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязать администрацию муниципального образования «Чекменевское сельское поселение» в течение 30 дней устранить допущенные нарушения действующего законодательства, а именно организовать электроснабжение населения в д. Жарено Чекменевского сельского поселения.

В судебном заседании прокурор Сайфутдинов Ю.Н. уточнил требования, просит при возложении на администрацию Чекменевского сельского поселения обязанности устранить допущенные нарушения законодательства установить срок 90 дней. На уточненных требованиях настаивает, пояснил, что в ходе проведения проверки по жалобе (ФИО свидетеля1) прокуратурой района выявлено нарушение законодательства, а именно: с 2001 г. жители д. Жарено не обеспечены электроснабжением. Действующее законодательство обязывает администрацию Чекменевского сельского поселения обеспечить население поселения электроэнергией. Считает, что администрация Чекменевского сельского поселения бездействует, допускает нарушение требований действующего законодательства.

Представитель администрации Чекменевского сельского поселения Кобелев А.А. с заявлением не согласен, пояснил, что на балансе поселения электролиния д. Жарено не состоит, в бюджете поселения денежные средства на восстановление электролинии не заложены. Не согласен с тем, что в отсутствии электроснабжения в д. Жарено виновато Чекменевское поселение, электролиния была разворована еще в 2001 г., по вопросу восстановления электролинии обращался с письмами в различные инстанции, но ответов не получал,

Представитель заинтересованного лица – ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» филиал Пермэнерго Скоморохов Я.М. требования прокурора поддержал, дал пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве л.д. 37), а также пояснил, что воздушная линия в д. Жарено была обесточена и разграблена, поэтому сотрудниками Пермэнерго была демонтирована трансформаторная подстанция, принадлежащая Пермэнерго. Со стороны ОАО МРСК Урала направлялось письмо главе администрации Чекменевского поселения с предложением восстановить эту линию в счет арендных платежей, но ответа не поступило.

Представитель заинтересованного лица – администрации Нытвенского городского поселения Чичев Т.Г. просит принять решение по делу на усмотрение суда, пояснил, что Федеральный закон № 131-ФЗ четко разграничил полномочия между муниципальным районом и поселениями, обеспечить электроснабжение населения – это обязанность поселения, при рассмотрении дела необходимо выяснить, имеется ли у поселения техническая возможность обеспечить население электроэнергией.

Представитель заинтересованного лица – администрации Нытвенского муниципального района Безматерных А.А. просит принять решение по делу на усмотрение суда, пояснил, что в соответствии со ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ обязанность обеспечить жителей д. Жарено электроэнергией лежит на администрации Чекменевского сельского поселения. Также пояснил, что в Нытвенском муниципальном районе все воздушные линии, техническое оборудование объединены в единый электротехнический комплекс, который передан в аренду ОАО МРСК Урала, в составе этого комплекса воздушной линии до д. Жарено не имеется, арендные платежи поступают в консолидированный бюджет, а потом распределяются по бюджетам поселений. Считает, что 90 суток - недостаточный срок для устранения нарушений законодательства с учетом требований Бюджетного кодекса РФ и ФЗ № 94. Также пояснил, что в 2001 г. воздушной линией до д. Жарено распоряжалось МУМ «Горэлектросети», которое в 2004 г. ликвидировано, воздушная линия до д. Жарено на баланс Нытвенского района не переходила. В настоящее время имеется несколько вариантов решения вопроса по обеспечению жителей д. Жарено электроэнергией: за счет арендных платежей, поступающих от ОАО МРСК Урала; в числе инвестиционных работ, проводимых ОАО МРСК Урала в рамках договора аренды; за счет софинансирования части расходов из других бюджетов.

Представитель заинтересованного лица – Совета депутатов Чекменевского сельского поселения – в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав прокурора, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Ч. 1 ст. 11 ГПК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав. Так, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 г., в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ч. 3 ст. 35 вышеуказанного ФЗ, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с п3. Постановления Пленума ВС РФ, на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. № 2 « О практике рассмотрения к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно п. 2. Постановления Пленума ВС РФ, по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В п. 24 Постановления Пленума ВС РФ указано, что, исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Как пояснил прокурор в судебном заседании, его обращение в суд обусловлено защитой прав неопределенного круга лиц – жителей д. Жарено. При этом в заявлении указано, в чем заключается нарушение прав указанных лиц. Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Бездействие администрации района было выявлено прокуратурой района в ходе проведения прокурорской проверки по заявлению (ФИО свидетеля1), поступившей в прокуратуру района (Дата обезличена) г.

Таким образом, срок обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействий администрации Чекменевского сельского поселения прокурором района соблюден.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Чекменевское сельское поселение», принятого решением Совета депутатов Чекменевского сельского поселения № 6 от 21.11.2005 г., к вопросам местного значения Чекменевского сельского поселения относятся, в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ст. 4 Устава Чекменевского сельского поселения, структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования – Совет депутатов Чекменевского сельского поселения, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация Чекменевского сельского поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Устава Чекменевского сельского поселения, к полномочиям администрации поселения относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Согласно ст. 2 устава, д. Жарено входит в состав Чекменевского сельского поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Устава Чекменевского сельского поселения, к исключительным полномочиям Совета депутатов относится утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Справкой администрации Чекменевского сельского поселения подтверждается, что в период с 2008 г. по настоящее время в д. Жарено 6 человек проживают без регистрации, 2 человека имеют регистрацию по месту жительства, 2 человека имеют регистрацию по месту пребывания л.д. 12-13).

В материалах дела имеется копия заявления (ФИО свидетеля1) в прокуратуру Пермского края по вопросу восстановления линии электропередач в д. Жарено л.д. 14-15).

Приложенными к заявлению документами подтверждается, что в ноябре 2001 г. демонтировано оборудование, обеспечивающее подачу электроэнергии в д. Жарено л.д. 18), с этого времени жители д. Жарено обращались в различные инстанции: администрацию Нытвенского района л.д. 20, 21, 27, 28-29, 33-34), МУП «Городские электрические сети» л.д. 25, 26) губернатору Пермского края л.д. 24), администрацию Чекменевского сельсовета л.д. 30),

В письменном отзыве администрации Чекменевского сельского поселения указано, что линия электропередач до д. Жарено на балансе Чекменевского сельсовета, Чекменевского сельского поселения не стояла, материалы и оборудование после демонтажа хранятся в МУП «Нытвенские коммунальные городские сети». Администрация Чекменевского сельского поселения неоднократно обращалась за помощью в восстановлении электролиний в 2009-2010 г. к директору «Пермэнерго», главному инженеру по ЦЭС, но ответов не поступало л.д. 41).

К отзыву приложены копии обращений главы администрации Чекменевского сельского поселения на имя директора «Пермэнерго», начальника участка Нытвенских электрических сетей, главы администрации Нытвенского муниципального района от 01.10.2009 г., 23.03.2010 г., 23.07.2010 г., по вопросу восстановления либо строительства линии электропередач до д. Жарено, а также по вопросу местонахождения демонтированного оборудования л.д. 42-45).

Справкой администрации Чекменевского сельского поселения от 08.09.2010 г. подтверждается, что линия электропередач д. Жарено на балансе не значится и законом пермского края № 3396-794 от 18.12.2006 г. «О разграничении имущества, находящегося в собственности Нытвенского района» в казну Чекменевского сельского поселения не передавалась л.д. 60).

18.05.2010 г. главе администрации Чекменевского сельского поселения Кобелеву А.А. направлено письмо из ОАО МРСК Урала с предложением решить вопрос по строительству воздушных линий до д. Жарено за счет арендных платежей по электросетевому комплексу МУП Нытва л.д. 16).

Письмом ОАО МРСК Урала от 14.04.2010 г. подтверждается, что в 2001 г. с воздушной линии д. Жарено неизвестными лицами были срезаны провода, о чем подано заявление в ОВД, в целях разграбления оборудование было демонтировано и перевезено на хранение в Нытвенский РЭС (район электрических сетей). При выезде на место установлено, что для подачи электроэнергии жителям д. Жарено необходимо строительство воздушных линий ВЛ-40 кв. длиной 1210 м и ВЛ-0,4 кв. длиной 1450 м. В настоящее время возможны 2 варианта решения вопроса л.д. 17).

Свидетели (ФИО свидетеля2), (ФИО свидетеля1), (ФИО свидетеля3) в судебном заседании пояснили, что проживают в д. Жарено в летний период, зимой в деревне проживать невозможно из-за отсутствия электричества, которое отключено в сентябре 2001 г. из-за кражи проводов. По вопросу восстановления электроснабжения обращались в различные инстанции, но до настоящего времени вопрос не решен. Считают, что права жителей деревни нарушены, но администрация Чекменевского сельского поселения собственными силами решить данную проблему не сможет.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что с 2001 г. в д. Жарено отсутствует электроснабжение. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями прокурора, заинтересованных лиц, показаниями свидетелей, материалами дела. Тем саамы на протяжении длительного времени нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей д. Жарено, в том числе право на безопасность, на обеспечение сохранности имущества, на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Факт бездействия администрации Чекменевского сельского поселения установлен в судебном заседании, бездействие администрации подтверждается длительным периодом отсутствия электроснабжения в д. Жарено, неоднократным намерением органа местного самоуправления в течение длительного периода времени предусмотреть в местном бюджете данного расходного обязательства и фактическим отсутствием финансирования данного обязательства.

Тот факт, что глава администрации Кобелев А.А. неоднократно обращался с письмами в различные инстанции (администрацию района, ОАО Пермэнерго), не свидетельствует о том, что администрация Чекменевского сельского поселения принимала активные действия по обеспечению электроснабжения жителей д. Жарено и данные действия достаточны для решения вопроса по организации электроснабжения д. Жарено.

Довод представителя администрации Чекменевского сельского поселения об отсутствии в бюджете поселения денежных средств не может быть принят судом во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 03.10.2003 г.)

В соответствии со ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов системы РФ.

Учитывая изложенное, у суда не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете Чекменевского сельского поселения денежных средств на организацию электроснабжения в д. Жарено освобождает ее от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции.

Довод представителя администрации Чекменевского сельского поселения о том, что линия электропередач на балансе не стоит, также не может быть принят судом во внимание, поскольку предметом судебного разбирательства является бездействие администрации Чекменевского сельского поселения по организации электроснабжения населения д. Жарено, прокурором не выдвигается требование о восстановлении старой ЛЭП либо принятии ее на баланс поселения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Чекменевского сельского поселения, в нарушение возложенной на нее федеральным и местным законодательством обязанности по организации в границах поселения электроснабжения населения, допускает бездействие, не принимая мер по организации электроснабжения населения в д. Жарено Чекменевского сельского поселения.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании представителем администрации Чекменевского сельского поселения не представлено достаточно доказательств законности непринятия администрацией поселения мер по обеспечению электроснабжения населения в д. Жарено.

На основании изложенного, заявление прокурора Нытвенского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

Решая вопрос об установлении срока, необходимого для устранения нарушений действующего законодательства администрацией Чекменевского сельского поселения, суд полагает необходимым с учетом требований действующего законодательства и объема действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод населения д. Жарено установить срок в размере 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 258, 194-198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чекменевское сельское поселение» по организации в границах поселения электроснабжения населения.

Обязать администрацию муниципального образования «Чекменевское сельское поселение» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения действующего законодательства, а именно организовать электроснабжение населения в д. Жарено Чекменевского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Волкова