О возложении обязанности



Дело № 2-185/2011 решение не вступило в законную силу

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

9 марта 2011 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Постниковой И.В.,

с участием заместителя прокурора Нытвенского района Сайфутдинова Ю.Н.,

представителя ответчика - администрации Нытвенского городского поселения Чичева Т.Г., действующего по доверенности,

представителя третьего лица - ТСЖ «Спектр» Подгайного В.М., действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нытвенского городского поселения о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопроводных сетей,

установил:

Прокурор Нытвенского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к администрации Нытвенского городского поселения о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопроводных сетей, а именно наружного газопровода от места врезки в существующий газопровод до места соединения с первым запорным устройством сетей газораспределения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. (подземный газопровод - ввод низкого давления) и протяженностью <данные изъяты> м. (фасадный газопровод).

В судебном заседании прокурор Сайфутдинов Ю.Н. иск поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Нытвенского городского поселения - Чичев Т.Г. с иском не согласен, дал пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица - ООО Строительно-монтажный трест № 6 - в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменный отзыв, в котором указал, что заявление прокурора поддерживает в полном объеме.

Представитель третьего лица - Краснокамский филиал ЗАО «Фирма Уралгазсервис» - просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - ТСЖ «Спектр» - Подгайный В.М. с иском согласен, пояснил, что является председателем ТСЖ «Спектр», не момент ввода дома в эксплуатацию газопровод на праве собственности за кем-либо закреплен не был, жильцы дома неоднократно обращались в администрацию городского поселения по вопросу принятия газопровода в собственность поселения, но ситуация так и не изменилась. Данный газопровод не имеет собственника, жильцы дома в соответствии с законодательством не вправе иметь в собственности газопровод, ни СМТ № 6, ни Уралгазсервис не считают себя собственниками данного газопровода. ТСЖ было вынуждено заключить с Уралгазсервис договор на техническое обслуживание газопровода и оплачивать содержание данного газопровода, который не принадлежит ТСЖ, иначе дом просто будет отключен от газа. Из-за отсутствия у газопровода собственника никто не контролирует его состояние, что создает опасность не только для жильцов дома, но и для жителей всего города, т.к. рядом находятся здания <данные изъяты>, поэтому на данной улице всегда большое движение.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Ч. 1 ст. 11 ГПК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав. Так, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 г., в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ч. 3 ст. 35 вышеуказанного ФЗ, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как пояснил прокурор в судебном заседании, его обращение в суд обусловлено защитой прав неопределенного круга лиц - жителей Нытвенского городского поселения. При этом в заявлении указано, в чем заключается нарушение прав указанных лиц. Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

17.09.2003 г. постановлением Правительства РФ № 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с п.4 указанного постановления, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ.

В соответствии с п.5 постановления, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в РФ представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ, в собственности муниципальных районов, городских и сельских поселений и городских округов может находиться соответствующее имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц поселений.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность включения в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества, в том числе сетей газопровода.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Нытвенское городское поселение», к вопросам местного значения Нытвенского городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ст. 40 Устава МО «Нытвенское городское поселение», администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган Нытвенского городского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 41 Устава, администрация поселения обеспечивает исполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения по реализации вопросов местного значения; организует электро-, тепло-, газо-, водоснабжение населения поселения и водоотведение.

В силу требований ст.36 Жилищного кодекса РФ и п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, указанный участок сети наружного газопровода не может входить в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 9 этих же Правил внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Согласно ст. 1 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 вышеуказанного ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно п.п. «в» п. 1 Приложения № 1 к ФЗ № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей». В соответствии с п. 5 Правил, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыве- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно п. 44 вышеуказанных Правил, эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.

При этом в соответствии с п.п. «и» п. З Правил охраны газораспределительных сетей, под эксплуатационной организацией газораспределительной сети понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9 утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления. Раздел 1 «Общие положения» содержит понятия основных терминов.

Так, газораспределительная сеть определена как технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления;

наружный газопровод - это подземный, наземный и надземный газопровод, проложенный вне зданий до отключающего устройства перед вводным газопроводом или до футляра при вводе в здание в подземном исполнении;

распределительный газопровод - газопровод газораспределительной сети, обеспечивающий подачу газа от источника газоснабжения до газопроводов-вводов к потребителям газа;

газопровод-ввод - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства перед вводным газопроводом или футляром при вводе в здание в подземном исполнении;

вводной газопровод - участок газопровода от установленного снаружи отключающего устройства на вводе в здание, при его установке снаружи, до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания.

Указанные Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления разработаны также с учётом требований Федерального от 21.07.97 № 116-ФЗ № «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 1.1.1 указанных Правил).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с преамбулой ФЗ № 68-ФЗ, действие данного нормативного акта распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселений.

Таким образом, указанный наружный газопровод протяженностью <данные изъяты> м. (подземный газопровод-ввод низкого давления) и протяженностью <данные изъяты> м (фасадный газопровод), являясь опасным производственным объектом, подпадает под предмет регулирования перечисленных нормативных правовых актов, соответственно по отношению к данному объекту должны выполняться предусмотренные данными нормативными правовыми актами требования безопасности, несоблюдение которых является угрозой для жизни, здоровья и имущества граждан, то есть неопределенного круга лиц.

Председатель ТСЖ «Спектр» Подгайный В.М. дважды обращался в администрацию Нытвенского городского поселения по вопросу определения собственника газопровода, питающего газом жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 8-9).

Администрацией НГП даны ответы о том, что газопровод принадлежит либо строительной организации, либо лицам, оплатившим строительство данного газопровода. Нежелание оформлять данный газопровод как недвижимое имущество в свою собственность не влечет прекращения обязанностей собственника этого газопровода и не свидетельствует о том, что газопровод должен быть поставлен на баланс администрации (л.д. 10- 12).

В материалах дела имеются копии заявлений председателя ТСЖ «Спектр» в прокуратуру Нытвенского района по вопросу отсутствия собственники газопровода, питающего газом жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 13-16).

По результатам проверки прокуратурой района внесено представление главе администрации Нытвенского городского поселения с требованием принять меры к устранению нарушений законодательства (л.д. 45-52).

Подземный газопровод-ввод, а также фасадный и внутридомовой газопровод для газопотребления <данные изъяты>квартирного жилого дома по адресу: <адрес>, приняты в эксплуатацию, что подтверждается актами приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-21).

Из паспорта газопровода № следует, что протяженность подземного газопровода составляет <данные изъяты> м., надземного - <данные изъяты> м и <данные изъяты> м, всего <данные изъяты> м. (л.д. 42).

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и ТСЖ <адрес> заключен договор на техническое обслуживание газопроводов, газового оборудования в соответствии с перечнем (л.д. 25-28), с ДД.ММ.ГГГГ данный договор расторгнут.

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и ТСЖ «Спектр» заключен договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (л.д. 30-34).

Сообщением из <данные изъяты> подтверждается, что подземный газопровод-ввод низкого давления введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ Строительство велось <данные изъяты>», заказчиком являлось ООО «СМТ № 6». Данный объект не стоит на балансе ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и не принадлежит данной организации на праве собственности (л.д. 36).

ООО «СМТ № 6» сообщает, что газопровод-ввод низкого давления для газопотребления жилого <адрес> в собственности ООО «СМТ № 6» не находится, на момент ввода дома в эксплуатацию данный газопровод не находился в чьей-либо собственности, при вводе дома в эксплуатацию все исполнительная документация по газопроводу была передана в администрацию <адрес>. ООО «СМТ № 6» не намерено приобрести право собственности на данный газопровод, кроме того, ранее также не предпринималось каких-либо действий по регистрации права (л.д. 43).

Из сообщения <данные изъяты> следует, что по вопросу технической инвентаризации недвижимого имущества - газопровода низкого давления, расположенного по адресу: <адрес>, никто не обращался, технический паспорт на данный объект в архиве отсутствует (л.д. 37).

<данные изъяты> сообщают, что газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, на балансе данный предприятий не состоит (л.д. 38-39).

В собственности <данные изъяты> данный газопровод также не находится (л.д. 40).

Сообщением из <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что записи о регистрации права на объект недвижимого имущества - газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, в ЕГРП не имеется (л.д. 41).

В письменном отзыве администрации Нытвенского городского поселения указано, что газопровод принадлежит строительной организации, выступившей заказчиком его строительства. Нежелание оформлять данный газопровод как недвижимое имущество в свою собственность либо осуществить его передачу в муниципальную собственность не влечет прекращения обязанностей собственника этого газопровода и не свидетельствует о том, что газопровод должен быть муниципальным, кроме того, в данном случае прокурор не может обращаться в иском в интересах неопределенного круга лиц, просят в удовлетворении иска прокурора отказать (л.д. 57-).

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, был сдан в эксплуатацию. До сдачи указанного дома в эксплуатацию застройщиком дома - ООО «Строительно-монтажный трест № 6» - не были оформлены какие-либо документы о передаче линии газопровода, идущей от существующего газопровода до указанного дома, в собственность органов местного самоуправления, либо иной организации.

По информации <данные изъяты>, <данные изъяты>, права на указанный участок сети газопровода за кем-либо не зарегистрированы.

Застройщик дома - ООО «Строительно-монтажный трест № 6» - фактически от права владения, пользования и распоряжения участком указанного газопровода отказался, совершив действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, а именно: газопровод фактически был построен и сдан в эксплуатацию еще в 2007 году, с этого времени каких-либо требований относительно данного имущества застройщиком не предъявлялось, в том числе в переписке с администрацией поселения и ТСЖ «Спектр». Данное обстоятельно подтверждается также письмом ООО «Строительно-монтажный трест № 6» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).

Факт отсутствия собственников указанного участка сети наружного газопровода негативно влияет на надежность и качество оказываемых жильцам дома коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью жителей дома, их имуществу. Кроме того, отсутствие собственника указанного наружного газопровода создает угрозу возникновения в границах всего поселения чрезвычайных ситуаций, то есть создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что указанный газопровод является бесхозяйной недвижимой вещью, расположен в административных границах муниципального образования «Нытвенское городское поселение», поэтому в соответствии с действующим законодательством и исходя из интересов населения Нытвенского городского поселения, администрации Нытвенского городского поселения надлежит совершить действия, предусмотренные ч. 3 ст. 225 ГК РФ - обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества вышеуказанного газопровода.

Также суд учитывает, что кроме органа местного самоуправления, законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, которые вправе подать указанное заявление, поскольку из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Данное положение закона имеет императивный характер, т.е. предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

Довод представителя ответчика о том, что в соответствии со ст. 236 ГК РФ корреспондируют с нормами ст. 225, 226 ГК РФ, но в отличие от них рассматривают особенности отказа от права собственности как основания прекращения права собственности, а не права приобретения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Возложить на администрацию Нытвенского городского поселения обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопроводных сетей, а именно наружного газопровода от места врезки в существующий газопровод до места соединения с первым запорным устройством сетей газораспределения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. (подземный газопровод - ввод низкого давления) и протяженностью <данные изъяты> м. (фасадный газопровод).

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Волкова