О возложении обязанности



Дело № 2-429/2011                  

                                                      

                                                           Р Е Ш Е Н И Е
                                               Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года                                                                                           г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Постниковой И.В.,

с участием заместителя прокурора Нытвенского района Сайфутдинова Ю.Н.,

представителя третьего лица - ТСЖ «Спектр» Подгайного В.М., действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нытвенского городского поселения о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество газопроводную сеть,

                                                      установил:

Прокурор Нытвенского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к администрации Нытвенского городского поселения о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопроводных сетей, а именно наружного газопровода от места врезки в существующий газопровод до места соединения с первым запорным устройством сетей газораспределения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. (подземный газопровод - ввод низкого давления) и протяженностью <данные изъяты> м. (фасадный газопровод).

В судебном заседании прокурор Сайфутдинов Ю.Н. уточнил исковые требования, просит возложить на администрацию Нытвенского городского поселения обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество газопроводную сеть, а именно наружный газопровод от места врезки в существующий газопровод до места соединения с первым запорным устройством сетей газораспределения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. (подземный газопровод - ввод низкого давления).

Прокурор Сайфутдинов Ю.Н. уточненные исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Нытвенского городского поселения - Чичев Т.Г. с иском не согласен, дал пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве, также пояснил, что до настоящего времени разрешение на ввод дома в эксплуатацию приостановлено, копии всей технической документации, необходимой для ввода дома в эксплуатацию, находится в администрации, технического и кадастрового паспорта на газопровод не было.

Представитель третьего лица - ООО Строительно-монтажный трест - заявление прокурора поддержал в полном объеме, пояснил, что дом был принятии в эксплуатацию, техническая документация передана в <данные изъяты> и <данные изъяты>, нарушение требований ст. 55 Градостроительного кодекса РФ не влияет на приемку газопровода. Стройка проводилась в рамках долевого участия, окончательной целью было построить дом для дольщиков, по всем коммуникациям были соблюдены технические условия. Трест не намерен оформлять газопровод в свою собственность. Все необходимое было выполнено: газопровод запроектирован, выдано техническое условие, оно выполнено, разрешение на ввод газопровода получено, техническая документация передана в техническую организацию и в администрацию НГП.

Представитель третьего лица - Краснокамский филиал ЗАО «Фирма Уралгазсервис» - просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица - ТСЖ «Спектр» - Подгайный В.М. с иском согласен, пояснил, что является председателем ТСЖ «Спектр», на момент ввода дома в эксплуатацию газопровод на праве собственности за кем-либо закреплен не был. Подземный газопровод не имеет собственника, жильцы дома в соответствии с законодательством не вправе иметь в собственности газопровод. ТСЖ было вынуждено заключить с Уралгазсервис договор на техническое обслуживание газопровода и оплачивать содержание данного газопровода, который не принадлежит ТСЖ, иначе дом просто будет отключен от газа, акт границы ответственности не подписан, т.к. он противоречит постановлению Правительства РФ . Акт ввода в эксплуатацию был подписан, т.е. дом был принят. Из-за отсутствия у газопровода собственника никто не контролирует его состояние, что создает опасность не только для жильцов дома, но и для жителей всего города, т.к. на данной улице всегда большое движение.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Ч. 1 ст. 11 ГПК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав. Так, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 г., в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ч. 3 ст. 35 вышеуказанного ФЗ, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как пояснил прокурор в судебном заседании, его обращение в суд обусловлено защитой прав неопределенного круга лиц - жителей Нытвенского городского поселения. При этом в заявлении указано, в чем заключается нарушение прав указанных лиц. Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

17.09.2003 г. постановлением Правительства РФ № 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с п.4 указанного постановления, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ.

В соответствии с п.5 постановления, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в РФ представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ, в собственности муниципальных районов, городских и сельских поселений и городских округов может находиться соответствующее имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц поселений.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность включения в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества, в том числе сетей газопровода.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Нытвенское городское поселение», к вопросам местного значения Нытвенского городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ст. 40 Устава МО «Нытвенское городское поселение», администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган Нытвенского городского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 41 Устава, администрация поселения обеспечивает исполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения по реализации вопросов местного значения; организует электро-, тепло-, газо-, водоснабжение населения поселения и водоотведение.

В силу требований ст.36 Жилищного кодекса РФ и п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, указанный участок сети наружного газопровода не входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 9 этих же Правил, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Согласно ст. 1 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 вышеуказанного ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно п.п. «в» п. 1 Приложения № 1 к ФЗ № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей». В соответствии с п. 5 Правил, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыве- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно п. 44 вышеуказанных Правил, эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.

При этом в соответствии с п.п. «и» п. З Правил охраны газораспределительных сетей, под эксплуатационной организацией газораспределительной сети понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9 утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления. Раздел 1 «Общие положения» содержит понятия основных терминов.

Так, газораспределительная сеть определена как технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления;

наружный газопровод - это подземный, наземный и надземный газопровод, проложенный вне зданий до отключающего устройства перед вводным газопроводом или до футляра при вводе в здание в подземном исполнении;

распределительный газопровод - газопровод газораспределительной сети, обеспечивающий подачу газа от источника газоснабжения до газопроводов-вводов к потребителям газа;

газопровод-ввод - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства перед вводным газопроводом или футляром при вводе в здание в подземном исполнении;

вводной газопровод - участок газопровода от установленного снаружи отключающего устройства на вводе в здание, при его установке снаружи, до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания.

Указанные Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления разработаны также с учётом требований Федерального от 21.07.97 № 116-ФЗ № «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 1.1.1 указанных Правил).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с преамбулой ФЗ № 68-ФЗ, действие данного нормативного акта распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселений.

Таким образом, указанный наружный газопровод протяженностью <данные изъяты> м. (подземный газопровод-ввод низкого давления) и протяженностью <данные изъяты> м (фасадный газопровод), являясь опасным производственным объектом, подпадает под предмет регулирования перечисленных нормативных правовых актов, соответственно по отношению к данному объекту должны выполняться предусмотренные данными нормативными правовыми актами требования безопасности, несоблюдение которых является угрозой для жизни, здоровья и имущества граждан, то есть неопределенного круга лиц.

Председатель ТСЖ «Спектр» Подгайный В.М. дважды обращался в администрацию Нытвенского городского поселения по вопросу определения собственника газопровода, питающего газом жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 8-9).

Администрацией НГП даны ответы о том, что газопровод принадлежит либо строительной организации, либо лицам, оплатившим строительство данного газопровода. Нежелание оформлять данный газопровод как недвижимое имущество в свою собственность не влечет прекращения обязанностей собственника этого газопровода и не свидетельствует о том, что газопровод должен быть поставлен на баланс администрации (л.д. 10- 12).

В материалах дела имеются копии заявлений председателя ТСЖ «Спектр» в прокуратуру Нытвенского района по вопросу отсутствия собственники газопровода, питающего газом жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 13-16).

По результатам проверки прокуратурой района внесено представление главе администрации Нытвенского городского поселения с требованием принять меры к устранению нарушений законодательства (л.д. 45-52).

Подземный газопровод-ввод, а также фасадный и внутридомовой газопровод для газопотребления <данные изъяты>-квартирного жилого дома по адресу: <адрес>, приняты в эксплуатацию, что подтверждается актами приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ Из актов следует, что генеральным подрядчиком являлся <данные изъяты>» (л.д. 18-21).

На схеме сварных стыков выхода из земли к жилому дому отражено место расположения запорного устройства <данные изъяты> - на фасаде дома (л.д. 24).

Из паспорта газопровода следует, что протяженность подземного газопровода составляет <данные изъяты> м., надземного - <данные изъяты> м и <данные изъяты>, всего <данные изъяты> м. (л.д. 42).

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и ТСЖ <адрес> заключен договор на техническое обслуживание газопроводов, газового оборудования в соответствии с перечнем (л.д. 25-28), с ДД.ММ.ГГГГ данный договор расторгнут.

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и ТСЖ «Спектр» заключен договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (л.д. 30-34).

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Фирмой «Уралгазсервис» и ТСЖ «Спектр» в лице председателя Подгайного В.М. заключен договор на техническое обслуживание подземного газопровода, в приложении к договору указан объем работ (л. д. 147-148).

В судебном заседании обозрен материал проверки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению собственников жилья по адресу: <адрес>, на действия должностных лиц. В возбуждении уголовного дела отказано по п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

В материале проверки имеется ответ за запрос из администрации Нытвенского городского поселения, где указано, что администрация Нытвенского городского поселения в лице <данные изъяты> ФИО4 выдала разрешение на ввод в эксплуатацию жилого <адрес> в <адрес> на основании визуального осмотра объекта и представленных документов, в т.ч. исполнительной документации на подземный газопровод (л.д. 11-13 отк. материал).

Актом от ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе представителя заказчика - <данные изъяты> и представителя генподрядчика <данные изъяты>» общестроительные работы по строительству жилого дома приняты от генподрядчика для дальнейшего предъявления приемочной комиссии (л.д. 25 отк. материал).

Директором <данные изъяты> подано заявление помощнику главы администрации Нытвенского городского поселения по вопросам градостроительства ФИО4 о соответствии параметров возведенного объекта капитального строительства проектной документации, технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения: водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, телефонизацию) имеются (л.д. 24 отк. материал).

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Нытвенского городского поселения поступило заявление директора <данные изъяты> о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством жилого дома (л.д. 109 отк. материал).

В этот же день администрацией Нытвенского городского поселения выдано разрешение на ввод в эксплуатацию <данные изъяты>- квартирного жилого <адрес> в <адрес> (л.д. 110 отк. материал).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством градостроительства и развития инфраструктуры пермского края проведена проверка соблюдения администрацией Нытвенского городского поселения законодательства о градостроительной деятельности, о чем составлен акт, выявлены нарушения положений ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ (л.д. 137-139), ДД.ММ.ГГГГ администрации Нытвенского городского поселения выдано предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности (л.д. 140).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Нытвенского городского поселения приостановлено действие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданное ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д. 141-142).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ директору <данные изъяты>» администрацией Нытвенского городского поселения направлялись предписания об устранении нарушений (л.д. 143-144).

ДД.ММ.ГГГГ заключен новый договор на техническое обслуживание подземного газопровода (л.д. 150-152).

Акт границы ответственности по содержанию и эксплуатации газопровода низкого давления был подписан главным инженером Краснокамского филиала ЗАО «ФУГС» и председателем ТСЖ <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 154).

ДД.ММ.ГГГГ из Краснокамского филиала ЗАО «ФУГС» дан ответ председателю ТСЖ «Спектр» на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в точке врезки запроектированного газопровода по <адрес>, в существующую газораспределительную сеть <адрес> отключающее устройство не предусмотрено (л.д. 155).

Исполнительная документация по строительству жилого дома передана в администрацию Нытвенского городского поселения, что подтверждается реестрами (л.д. 158-162, 164).

Сообщением из Краснокамского филиала ЗАО «Фирма Уралгазсервис» подтверждается, что подземный газопровод-ввод низкого давления введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ Строительство велось <данные изъяты>», заказчиком являлось ООО «СМТ ». Данный объект не стоит на балансе ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и не принадлежит данной организации на праве собственности (л.д. 36).

ООО «СМТ » сообщает, что газопровод-ввод низкого давления для газопотребления жилого <адрес> в собственности ООО «СМТ » не находится, на момент ввода дома в эксплуатацию данный газопровод не находился в чьей-либо собственности, при вводе дома в эксплуатацию все исполнительная документация по газопроводу была передана в администрацию <адрес>. ООО «СМТ » не намерено приобрести право собственности на данный газопровод, кроме того, ранее также не предпринималось каких-либо действий по регистрации права (л.д. 43).

Из сообщения <данные изъяты> следует, что по вопросу технической инвентаризации недвижимого имущества - газопровода низкого давления, расположенного по адресу: <адрес>, никто не обращался, технический паспорт на данный объект в архиве отсутствует (л.д. 37).

<данные изъяты>» и <данные изъяты> сообщают, что газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, на балансе данный предприятий не состоит (л.д. 38-39).

В собственности МО «Нытвенское городское поседение» данный газопровод также не находится (л.д. 40).

Сообщением из УФРС по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что записи о регистрации права на объект недвижимого имущества - газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, в ЕГРП не имеется (л.д. 41).

В письменном отзыве администрации Нытвенского городского поселения указано, что газопровод принадлежит строительной организации, выступившей заказчиком его строительства. Нежелание оформлять данный газопровод как недвижимое имущество в свою собственность либо осуществить его передачу в муниципальную собственность не влечет прекращения обязанностей собственника этого газопровода и не свидетельствует о том, что газопровод должен быть муниципальным, кроме того, в данном случае прокурор не может обращаться в иском в интересах неопределенного круга лиц, просят в удовлетворении иска прокурора отказать (л.д. 57).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

П. 8, 9 данных Правил при заключении договора на поставку газа для коммунально-бытовых нужд граждан необходимо наличие акта об определении границ раздела собственности.

Согласно письма Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18629-СК/14 <О разъяснении по вопросу ответственности за обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме>, данный акт должен быть приложен к договору.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что работает начальником Нытвенского участка Краснокамского филиала ЗАО «Фирма «Уралгазсервис», все распределительные газопроводы, которые построены до ДД.ММ.ГГГГ., находятся в собственности ЗАО «Уралгазсервис», а вновь строящиеся - на балансе тех организаций, за счет которых они построены. Договор на техническое обслуживание всегда заключается после подписания акта приемки газопровода, только после подписания договора на техническое обслуживание подается газ. Договор на ТО заключается, как правило, с собственником газопровода. Уже существующий газопровод, от которого подведен газ к дому, находится в собственности «Уралгазсервис», запорное устройство расположено только на фасаде дома. На обслуживание взят подземный газопровод протяженностью <данные изъяты> м. - от места врезки в существующий газопровод до запорного устройства на фасаде здания, и фасадный газопровод, не имеющий запорных устройств, заключено <данные изъяты> договора - на подземный и фасадный газопровод, отключающее устройство относится к подземному газопроводу. Фасадный газопровод стоит на балансе ТСЖ. На сегодняшний день акт границ ответственности по подземному газопроводу не подписан.

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, был сдан в эксплуатацию. До сдачи указанного дома в эксплуатацию застройщиком дома - ООО «Строительно-монтажный трест » - не были оформлены какие-либо документы о передаче линии газопровода, идущей от существующего газопровода до указанного дома, в собственность органов местного самоуправления, либо иной организации.

По информации управления ФРС по Пермскому краю, администрации Нытвенского городского поселения, <данные изъяты>, права на указанный участок сети газопровода за кем-либо не зарегистрированы.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Строительство жилого дома и необходимой инфраструктуры по адресу: <адрес> осуществлялось ООО « СМТ » в рамках ФЗ № 214-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с привлечением денежных средств граждан, т.е. вело не для себя.

Таким образом, доводы ответчика о том, что спорное имущество является собственностью ООО «СТМ », не могут быть приняты во внимание.

Застройщик дома - ООО «Строительно-монтажный трест » - фактически от права владения, пользования и распоряжения спорным имуществом - участком подземного газопровода отказался, совершив действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, а именно: газопровод фактически был построен и сдан в эксплуатацию еще в ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени каких-либо требований относительно данного имущества застройщиком не предъявлялось, в том числе в переписке с администрацией поселения и ТСЖ «Спектр». Данное обстоятельно подтверждается также письмом ООО «Строительно-монтажный трест » от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).

Кроме того, необходимо отметить, что приобретению права собственности на соответствующие объекты застройщиком препятствуют нормы п. 1 ст. 218 ГК РФ, в силу которых лицо, создавшее новую вещь, приобретает на нее право собственности при условии, что эта вещь создана им для себя. Между тем у застройщика отсутствует самостоятельный имущественный интерес в приобретении права собственности на создаваемый им объект. Его интерес в отношениях по долевому участию в строительстве заключается в получаемой им разнице между себестоимостью строительства и сумме средств (иного имущества), полученных от долевых участников последнего.

При принятии дома в эксплуатацию право собственности на газопровод не было надлежащим образом оформлено за кем-либо.

В настоящее время между ЗАО «Фирма «Уралгазсервис» и ТСЖ «Спектр» заключен договор на техническое обслуживание подземного газопровода. Как пояснили в судебном заседании представитель ТСЖ «Спектр» Подгайный В.М. и свидетель ФИО7, без подписания данного договора невозможна подача газа в жилой дом и поэтому председатель ТСЖ был вынужден данный договор подписать. При этом акта разграничения границы ответственности на сегодняшний день не подписан.

В связи с тем, что при строительстве дома были допущены нарушения требований проекта, собственники жилых помещений в доме по адресу: <адрес>, обратились в Нытвенский районный суд с иском к ООО «СМТ » об устранении недостатков, выявленных в ходе эксплуатации жилого дома. Решением Нытвенского районного суда от 31.08.2010 г., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены. При этом из содержания решения и из пояснений представителя ТСЖ «Спектр» Подгайного В.М. следует, что нареканий по качеству работ по газоснабжению от жильцов дома не имеется.

На момент приемки дома в эксплуатацию технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения: водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, телефонизацию имелись, в администрацию НГП представлена техническая документация, что подтверждается материалами дела (л.д. 107-110 отказного материала, л.д. 157-166 дело ).

В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Законодательством предусмотрена обязательность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ - т.е. после 31.01.1998 г. (п. 2 ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество вытекает и из ст. 131 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ № 122-ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела право собственности на спорный объект недвижимости за кем-либо в установленном законом порядке не зарегистрировано, т.е. спорное имущество является бесхозяйной недвижимой вещью. Согласно п. 2, 5, 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, указанный участок подземного газопровода не входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

Факт отсутствия собственников подземного газопровода негативно влияет на надежность и качество оказываемых жильцам дома коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью жителей дома, их имуществу. Кроме того, отсутствие собственника указанного наружного газопровода создает угрозу возникновения в границах всего поселения чрезвычайных ситуаций, то есть создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что указанный газопровод является бесхозяйной недвижимой вещью, расположен в административных границах муниципального образования «Нытвенское городское поселение», поэтому в соответствии с действующим законодательством и исходя из интересов населения Нытвенского городского поселения, администрации Нытвенского городского поселения надлежит совершить действия, предусмотренные ч. 3 ст. 225 ГК РФ - обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества вышеуказанного газопровода.

Также суд учитывает, что кроме органа местного самоуправления, законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, которые вправе подать указанное заявление, поскольку из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Данное положение закона имеет императивный характер, т.е. предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

Довод представителя ответчика о том, что в соответствии со ст. 236 ГК РФ корреспондируют с нормами ст. 225, 226 ГК РФ, но в отличие от них рассматривают особенности отказа от права собственности как основания прекращения права собственности, а не права приобретения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд

                                                    р е ш и л:

Возложить на администрацию Нытвенского городского поселения обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество газопроводную сеть, а именно наружный газопровод от места врезки в существующий газопровод до места соединения с первым запорным устройством сетей газораспределения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. (подземный газопровод - ввод низкого давления).

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                      Л.В. Волкова