Дело № 2-514/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июля 2011 года г. Нытва Нытвенский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волковой Л.В., при секретаре Постниковой И.В., с участием представителя истца Балуевой А.В., действующей по доверенности, представителей ответчика Щукиной Н.В., Пономаренко Г.А., действующих по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к Управляющей компании Обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ООО «Альтернатива», выразившихся в нарушении Закона «О защите прав потребителей», установил: ЗТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обратился в суд с иском к УК ООО «Альтернатива» о признании действия ООО «Альтернатива», выразившегося в непредставлении информации для потребителей о реализуемой услуге с нарушением законодательства - ст. 7, 10 ФЗ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, возложении на ООО «Альтернатива» обязанности прекратить нарушение прав потребителей, выразившееся в непредставлении информации для потребителей о реализуемой услуге, возложении на ООО «Альтернатива» обязанности в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации. В судебном заседании истец исковые требования поддержала по доводам искового заявления, пояснила, что основанием для обращения в суд явились обращения жителей г. Нытва ФИО1 и ФИО2, были выявлены нарушения прав потребителей на получение информации о предоставляемых услугах, от других жителей г. Нытва жалобы на ООО «Альтернатива» не поступали, ответчик нарушает ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей», п. 42 постановления Правительства РФ № 307, п. 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в суд обратились, т.к. действиями УК ООО «Альтернатива» нарушаются права потребителей как наименее защищенного слоя населения и в целях предупреждения нарушений в будущем. Представитель ответчика Щукина Н.В. с иском не согласна, поддержала возражения, указанные в письменном отзыве. Представитель ответчика Пономаренко Г.А. с иском не согласна, пояснила, что работает в ООО «Альтернатива» начальником отдела по работе с потребителями, договора управления однотипные, в них предусмотрено право управляющей компании извещать население об изменениях тарифов через СМИ, сама управляющая компания тарифы не устанавливает, т.к. тарифы на коммунальные услуги устанавливает РЭК, эти тарифы публикуются в газете, а собственники жилья устанавливают тарифы на содержание общего имущества, текущий и капитальный ремонт. Не отрицает, что на обращения ФИО1 и ФИО2 ответили с нарушением срока, но на обращения других граждан отвечают своевременно, а от указанных граждан поступает в среднем по 2 заявления в неделю, случае отказа в предоставлении информации не было. Считает, что ООО «Альтернатива» на нарушает права граждан на получение информации. Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему. Из преамбулы ФЗ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребителем в соответствии с вышеуказанным законом является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. По исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; Статья 1 ФЗ от 07.02.1992 N 2300-1 устанавливает, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законамии принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 8 вышеуказанного закона, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ № 2300-1, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. 2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. 3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. В соответствии со ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей», государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством РФ. 2. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают: проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам); выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам); обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей. Согласно ст. 46 ФЗ № 2300-1, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Согласно п. 6.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", при рассмотрении дел данной категории необходимо иметь в виду, что, исходя из ст. 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Под управляющей организацией, согласно п. 2, понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК Российской Федерации (далее - договор управления). Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. В соответствии с п. 3 Стандарта, управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. П. 5 Стандарта устанавливает, что управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде. 21. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации. В соответствии с п. 23 Стандарта, в письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, в адрес которой направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть заявления, а также указывается способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю). П. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, устанавливает, что информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором). Согласно ст. 17 ФЗ № 2300-1, защита прав потребителей осуществляется судом. ДД.ММ.ГГГГ в ЗТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю поступило обращение от жителя <адрес> ФИО1 о нарушении прав потребителей ООО «Альтернатива» (л.д. 13). По результатам рассмотрения обращения директор ООО Альтернатива» ФИО3 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, поскольку не представлена необходимая и достоверная информация об оказываемых коммунальных услугах, а именно: до потребителей, проживающих в <адрес> не доведена информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов, которая направляется исполнителем потребителям (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вносится плата за коммунальные услуги по новым тарифам, что является нарушением ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей», назначено наказание в виде предупреждения (л.д. 14-20). Также ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Альтернатива» направлено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (л.д. 12). ДД.ММ.ГГГГ в ЗТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю поступили обращения от жителя <адрес> ФИО1, жителя <адрес> ФИО2 о нарушении прав потребителей ООО «Альтернатива» (л.д. 22-23). По результатам рассмотрения обращения ООО «Альтернатива» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, поскольку ООО «Альтернатива» допустило нарушение прав потребителей в части непредставления необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, а именно: на письменные обращения ФИО1 и ФИО2 ответы даны с нарушением срока, что является нарушением ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей», назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 24-30). Также ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Альтернатива» направлено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (л.д. 21). Согласно Устава ООО «Альтернатива», общество осуществляет следующие виды деятельности: управление эксплуатацией жилого фонда, техническое содержание, эксплуатацию, ремонт текущий и капитальный жилых и нежилых помещений, и др. (л.д. 33-37). Ответчиком представлен письменный отзыв, в котором указано, что ООО «Альтернатива» предоставляет потребителям информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, в отношении обращений ФИО1 и ФИО2 допущены нарушения сроков, но по обращениям иных потребителей ответы направляются своевременно, ответ на представление в Роспотребнадзор направлен, доказательств нарушения прав и законных интересов граждан истцом не представлено. В договоре управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> предусмотрено, что управляющая компания обязана своевременно информировать собственников и пользователей помещений об изменении тарифов на коммунальные услуги через СМИ в сроки, определенные действующим законодательством РФ (п. ДД.ММ.ГГГГ). ООО «Альтернатива» имеет сайт в Интернете, что подтверждается распечаткой. Ответчиком представлены выкопировки из газеты «Нытвенские уездные ведомости», в которых опубликованы тарифы на коммунальные услуги, утвержденные РЭК Пермского края. В материалах дела имеются также копии многочисленных обращений жителей г. Нытва ФИО1 и ФИО2 в ООО «Альтернатива» и ответы на них, на обращения от ДД.ММ.ГГГГ №, № от ДД.ММ.ГГГГ №, № ответы даны с нарушением срока. Также установлено, что за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Альтернатива» от указанных граждан поступило 9 обращений. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в управлении ООО «Альтернатива» находится 135 многоквартирных домов, около 8 000 платежных документов об оплате жилищно-коммунальных услуг направляется ежемесячно потребителям. Основанием для обращения в суд с иском стали проверки по заявлениям двух потребителей: ФИО1 и ФИО2 Обращений от других жителей г. Нытва на нарушение их прав управляющей компанией ООО «Альтернатива» в Роспотребнадзор не поступало. По конкретным фактам ЗТО Управления Роспотребнадзора проверки уже проводились, за конкретные нарушения директор ООО «Альтернатива» и само юридическое лицо к ответственности привлечены. Представители ответчика пояснили, что доступ к информации обеспечен всеми предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 способами, за последние 2 месяца от ФИО1 поступило более 20 обращений, считают данные действия злоупотреблением правами. В договорах управления предусмотрено, что управляющая компания обязана своевременно информировать собственников и пользователей об изменении тарифов на коммунальные услуги через СМИ. Данное условие не противоречит действующему законодательству. Информация о тарифах публикуется в газете «Нытвенские уездные ведомости», которая является официальным печатным изданием МО «Нытвенское городское поселение», также публикуется в сети Интернет. Доказательств того, что ответчиком нарушаются права неопределенного круга потребителей, предусмотренные ст. 7, 10 ФЗ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в деле не имеется, по конкретным двум фактам меры приняты, выявленные нарушения устранены. Суд полагает, что действия ответчика в отношении двух потребителей нельзя расценить как существенное нарушение закона в отношении неопределенного круга потребителей. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: Отказать Западному территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в удовлетворении требований к Управляющей компании Обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива» о признании действия ООО «Альтернатива», выразившегося в непредставлении информации для потребителей о реализуемой услуге с нарушением законодательства - ст. 7, 10 ФЗ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, возложении на ООО «Альтернатива» обязанности прекратить нарушение прав потребителей, выразившееся в непредставлении информации для потребителей о реализуемой услуге, возложении на ООО «Альтернатива» обязанности в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Л.В. Волкова