Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Нытвенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Волковой Л.В., при секретаре ФИО4, с участием заявителя ФИО2, представителя заявителя ФИО6, представителя администрации Шерьинского сельского поселения ФИО7, действующей по доверенности, рассмотрев гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения должностного лица, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица, просит признать незаконным решение главы администрации Шерьинского сельского поселения ФИО5 об отказе в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. незаконным, возложить обязанность на администрацию Шерьинского сельского поселения снять несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с регистрационного учета по адресу: <адрес>. ФИО2 в судебном заседании на заявлении настаивает, пояснил, что после расторжения брака с ФИО3 договорились, что сын будет проживать с ней, ребенок остался прописанным в его доме. Дом, в котором проживает сейчас ФИО3, принадлежал ранее ей, а потом она оформила дарение дома отцу ФИО9, считает, что если ребенок проживает с матерью в доме ФИО9, то должен там и прописаться. Представитель заявителя ФИО6 заявление поддержала, пояснила, что при разводе местом жительства ребенка было определено место жительства матери, в доме отца ребенок не живет. Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена о дне и месте рассмотрения заявления, со слов участников процесса, поясняла им, что не может явиться в суд в связи с занятостью на работе, направила письменный отзыв, в котором указал, что с заявлением ФИО2 не согласна. Представитель администрации Шерьинского сельского поселения ФИО7, с заявлением не согласна, представила письменный отзыв. Суд, заслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, считает заявление ФИО8 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ). Согласно ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ (ст. 3 закона). В соответствии со ст. 6 ФЗ №, гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию. Согласно п. 28 Правил, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. В соответствии с п. 31 вышеуказанных Правил, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета. Приказом ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно п. 78 Регламента, в случае прибытия несовершеннолетних граждан вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства в жилые помещения государственного, муниципального и специализированного жилищного фонда регистрация детям осуществляется независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении. Регистрация по месту пребывания и по месту жительства несовершеннолетних граждан к родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), проживающим в жилых помещениях, принадлежащих иным гражданам на праве собственности, осуществляется независимо от их согласия (п. 80 Регламента). Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ). В силу ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя (ч. 1 ст. 70 ЖК РФ). Из указанных правовых норм следует, что несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение. При этом закон не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого то или иное лицо может быть признано вселенным. В силу ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма. Обязанность государственной регистрации по месту жительства распространяется и на несовершеннолетних, не достигших 14 лет, защита прав и интересов которых в этот период, согласно ст. 64 СК РФ, возлагается на их родителей, являющихся законными представителями своих детей и выступающих в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий. Закон N 5242-1 не содержит ограничений в части регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства родителей или одного из них. В этой связи регистрация производится по выбору самих родителей или лиц, их заменяющих. В судебном заседании установлено, что несовершеннолетний ФИО1 зарегистрирован в спорном жилом помещении, отец ребенка - ФИО2 не возражал против регистрации ребенка на указанной жилой площади. Таким образом, родители ребенка определили место его проживания на жилой площади отца. ДД.ММ.ГГГГ администрация Шерьинского сельского поселения, защищая права несовершеннолетнего, отказала ФИО2 в снятии с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: <адрес>, несовершеннолетнего ФИО1 Георгия. В ответе указано, что иного жилья в собственности или пользовании ребенок не имеет, в собственности или пользовании матери ФИО1 Георгия жилья также не имеется (л.д. 7). Согласно свидетельства о рождении, родителями ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются ФИО2 и ФИО3 (л.д. 8). Из справок администрации Шерьинского сельского поселения следует, что ФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес>, ФИО2 и несовершеннолетний ФИО1 зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 5-6),собственником жилого помещения по адресу: <адрес> является ФИО9 Из представленного администрацией Шерьинского сельского поселения отзыва следует, что в администрацию поступало заявление ФИО2 в свободной форме о снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего сына ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. В снятии с учета ему было отказано, т.к. снятие с регистрационного учета по месту жительства согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в пределах РФ производится в случае изменения места жительства на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства (заявление о регистрации ФИО1 по новому месту жительства не поступало) или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства, но т.к. ФИО1 несовершеннолетний, заявление от его матери также не поступало. Выписать ребенка без регистрации по иному месту жительства не могут. Свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12 пояснили, что несовершеннолетний ФИО1 после развода родителей проживает с матерью ФИО3, к отцу ФИО2 приходит только в гости. Таким образом, администрация Шерьинского сельского поселения, отказывая ФИО2 в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ФИО1, исходила из принципа соблюдения прав ребенка, полагая, что права несовершеннолетнего будут ущемлены, поскольку ФИО3 - мать ребенка - в собственности и пользовании жилья не имеет, другого жилья в собственности или пользовании у несовершеннолетнего ФИО1 также не имеется. Суд считает данные доводы обоснованными. На основании изложенного, суд на находит оснований для признания решения главы администрации Шерьинского сельского поселения ФИО5 об отказе в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. незаконным. Таким образом, оснований для удовлетворения заявления ФИО2 не имеется. Руководствуясь ст.ст. 258, 194-198, 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Отказать ФИО2 в удовлетворении заявления о признании решения главы администрации Шерьинского сельского поселения ФИО5 об отказе в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. незаконным, возложении обязанности на администрацию Шерьинского сельского поселения снять несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с регистрационного учета по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Л.В. Волкова