Дело № 2-871/2011 Р Е Ш Е Н И Е 26 декабря 2011 года г. Нытва Нытвенский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волковой Л.В., при секретаре Постниковой И.В., с участием помощника прокурора Нытвенского района Щукиной Л.В., истца Еговцевой Ю.И., представителя ответчика - администрации Нытвенского муниципального района - Безматерных А.А., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах Еговцевой Ю.И., к администрации Нытвенского муниципального района о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставлении благоустроенного жилого помещения, установил: Прокурор Нытвенского района обратился в суд в интересах Еговцевой Ю.И. с заявлением к администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение, расположенное <адрес> не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям Еговцевой Ю.И. <данные изъяты> В судебном заседании прокурор Щукина Л.В. уточнила п. 2 исковых требований, просит возложить на администрацию Нытвенского муниципального района обязанность предоставить на условиях социального найма жилое помещение, расположенное <адрес>, площадью 33 квадратных метра, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, Еговцевой Ю.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели. Прокурор Щукина Л.В. в судебном заседании на иске настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец Еговцева Ю.И. исковые требования поддержала, пояснила, <данные изъяты> Представитель ответчика Безматерных А.А. просит в удовлетворении иска отказать, представил письменный отзыв. Представитель третьего лица - Правительства Пермского края - просит рассмотреть дело без его участия, направил письменный отзыв, просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 49-51). Представитель третьего лица - Министерства социального развития Пермского края отделения - просит рассмотреть дело без его участия, прости отказать в удовлетворении иска, поддерживает возражения Правительства Пермского края (л.д. 24). Представитель третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края - просит рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв (л.д. 54-55). Суд, заслушав прокурора, истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Статья 10 ФЗ № 159-ФЗ гласит, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе, и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством: выдача областных жилищных сертификатов, предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством. Анализ изложенного дает основания для вывода о том, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа этих детей, не имеющим закрепленного жилого помещения, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди и непосредственно по окончании пребывания в образовательном учреждении и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области о социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 закона № 2621-580). Статья 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. (в ред. от 27.12.2009 г.) № 131-ФЗ определяет структуру органов местного самоуправления. Так, в соответствии с п. данной 1 данной статьи, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 1 ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ст. 5 и 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма является расходными обязательствами субъектов РФ. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с указанным Положением приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договора социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городским округам Пермского края. Во исполнение указанного постановления Правительства Пермского края администрацией Нытвенского района принято постановление от 30.07.2009 г. № 48 «Об утверждении порядка использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нытвенского муниципального района». В соответствии с п. 1, данный Порядок определяет механизм формирования и представления сведений о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Нытвенского муниципального района, а также правила использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на территории Нытвенского муниципального района. Согласно ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан. Правительством Пермского края по запросу суда представлено Соглашение о предоставлении в 2011 г. субсидии из федерального бюджета бюджету Пермского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (л.д. 71-78). В информации, представленной Законодательным собранием Пермского края, указано, что закон Пермского края о передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам не принимался, Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 64-65). Из копии паспорта и свидетельства о рождении следует, что Еговцева Ю.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются (ФИО отца) и (ФИО матери) (л.д. 7, 10). Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец по решению Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д. 11-12). ДД.ММ.ГГГГ за Еговцевой Ю.И. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> В материалах дела имеется копия заявления Еговцевой Ю.И. прокурору Нытвенского района о нарушении ее прав на жилье (л.д. 8) Распоряжением главы администрации № 1209-р от 28.07.2005 г. (ФИО свидетеля № 1) освобождена от обязанностей попечителя над Еговцевой Ю.И., попечителем назначена (ФИО свидетеля №2) (л.д. 15). Еговцева Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ обучается в <данные изъяты> Согласно справки из администрации <адрес>, Еговцева Ю.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>. <данные изъяты> Из сообщения <адрес> филиала ГУП ЦТИ, <адрес> отдела Росррестра следует, что за Еговцевой Ю.И. <данные изъяты> За (ФИО отца), (ФИО матери) каких-либо объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д. 59). Из <адрес> реестра информация о правах (ФИО отца), (ФИО матери) не представлено в связи с недостаточностью данных для идентификации субъектов права (л.д.60-61). В отделе опеки и попечительства ТУ Минсоцразвития <адрес> личного дела Еговцевой Ю.И. не имеется (л.д. 66). В архивный отдел <адрес> личное дело на хранение не поступало (л.д. 67). Еговцева Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Заключением межведомственной комиссии <адрес> данный дом признан непригодным для проживания, износ дома составляет 70 % (л.д. 17-20). В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Еговцева Ю.И. не значится (л.д. 79-86). ДД.ММ.ГГГГ администрацией Нытвенского муниципального района Еговцевой Ю.И. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свидетель (ФИО свидетеля № 1) в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поясняла, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась опекуном Еговцевой Ю.И., после смерти матери Еговцевой Ю.И, умершей в ДД.ММ.ГГГГ девочка проживала в родителями ее отца по <адрес> дом был в плохом состоянии. В ДД.ММ.ГГГГ после того, как отца Еговцевой Ю.И. лишили родительских прав, она обращалась в опеку по вопросу выделения девочке жилья, ей разъяснили, что если какое-нибудь жилье освободится, от оно будет ей предоставлено. Свидетель (ФИО свидетеля №2) в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поясняла, что Еговцева Ю.И. является ее сестрой, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась ее попечителем. В ДД.ММ.ГГГГ обращалась с письменным заявлением в отдел опеки об обеспечении Еговцевой Ю.И. жильем, заявление у нее приняли, но сказали, что очередь большая и маловероятно, что сестре предоставят жилье. Ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР устанавливает, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали; Согласно ст. 38 ЖК РСФСР, норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении". П. 2 Правил устанавливает, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения (п. 3). Согласно п. 4 Правил, учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам (п. 5 Правил). Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, ведется по отдельному списку (п. 11). Из п. 14 и 15 Правил следует, что жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья. ДД.ММ.ГГГГ за Еговыцевой Ю.И. было закреплено жилое помещение по <адрес> на тот момент в доме проживало 4 человека - Еговцева Ю.И., ее сестра (ФИО свидетеля №2) и их бабушка и дедушка, площадь дома составляет 31,2 кв.м., т.е. меньше нормы на 1 человека, установленной ст. 38 ЖК РСФСР. Суд считает, что в архивной выписке ошибочно указана площадь дома 37 кв.м., т.к. в свидетельстве о праве собственности, в решении межведомственной комиссии площадь данного дома указана 31,2 кв.м., истец и свидетель (ФИО свидетеля №2) пояснили, что дом не перестраивался, площадь дома не менялась. Суд считает, что при таких обстоятельствах Еговцева Ю.И. должна была быть признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья. Также суд считает, что с возникновением у Еговцевой Ю.И. права собственности на 1/6 долю жилого дома по <адрес> площадью менее учетной нормы она, тем не менее, не перестала нуждаться в предоставлении жилого помещения, не утратила право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, и право стоять в списке детей-сирот, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату возникновения права собственности) в доме было прописано 4 человека и площадь на 1 человека составляла менее 9 кв.м. (исходя из общей площади дома - 31,2 кв.м.). Данный размер жилплощади установлен Постановлением Администрации Нытвенского района от 04.12.2002 N 1965 "Об установлении минимального размера жилой площади для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Кроме того, суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ опекун истца (ФИО свидетеля № 1) обращалась в районную администрацию по вопросу выделения жилья истцу, ДД.ММ.ГГГГ попечитель истца (ФИО свидетеля №2) также обращалась с письменным заявлением в отдел опеки об обеспечении жильем истца, ее заявление было принято и дан устный ответ о том, что она будет включена в очередь. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Еговцева Ю.И. должна была быть поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в предоставлении жилого помещения, самое позднее, с ДД.ММ.ГГГГ со дня приобретения права собственности на 1/6 долю в жилом доме по адресу: <адрес> Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Постановлением Главы Администрации Нытвенского муниципального района от 25.10.2006 N 39 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения для целей учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Аналогичные положения содержатся в ст. 3 Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", согласно которым нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма признаются граждане: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 4 данного закона, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, с введением в действие ЖК РФ и с принятием ряда нормативно-правовых актов Пермского края (в. т.ч. закона № 2694-601) Еговцева Ю.И. не утратила право на обеспечение жильем как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. При таких обстоятельствах тот факт, что Еговцева Ю.И. своевременно не была включена в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, не может влиять на ее право быть обеспеченной жильем в льготном порядке. По достижении Еговцевой Ю.И. 18 лет попечительство над ней прекращено. Тот факт, что в настоящее время истец обучается в образовательном учреждении, не может расцениваться как отсутствие у нее права на получение жилого помещения вне очереди, поскольку обязанность предоставить ей жилое помещение вне очереди возникла у администрации Нытвенского муниципального района с момента окончания попечительства. Из анализа положений ст. 57 ЖК РФ, ст. 20 ГК РФ, статей 6 и 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 4 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г., следует, что в Пермском крае постановка на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, возможна как по месту жительства, так и по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на администрацию Нытвенского муниципального района в силу п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, поскольку эти полномочия делегированы органам местного самоуправления Правительством Пермского края. Жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Нытвенского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст. 5 и 8 ФЗ № 159-ФЗ м п. 8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. До получения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, Еговцева Ю.И. проживала на <адрес>, должна была состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Нытвенского муниципального района, поэтому обязанность обеспечить ее жилым помещением должна быть возложена на ответчика. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Еговцева Ю.И. обладает статусом лица из числа детей-сирот, жилое помещение, доля которого имеется в собственности у нее, признано непригодным для проживания, опекун и попечитель Еговцевой Ю.И. обращались в администрацию Нытвенского района по вопросу обеспечения ее жильем, однако, на учет как лицо, нуждающееся в получении жилого помещения, включена не была в нарушение требований жилищного законодательства. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений. Оценивая изложенное, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что Еговцева Ю.И. должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать Еговцеву Ю.И. <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ Возложить на администрацию Нытвенского муниципального района обязанность предоставить на условиях социального найма жилое помещение, расположенное на территории Нытвенского муниципального района Пермского края, площадью 33 квадратных метра, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, Еговцевой Ю.И. <данные изъяты> за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.В. Волкова
Именем Российской Федерации