дело № 2- 167/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации гор. Нытва 12 марта 2012 года Нытвенский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Корнева П.И., при секретаре Шеховцовой Н.Ю., с участием представителя заявителя Кускова Л.С., действующего на основании доверенности, представителя МУ «Нытвенский районный комитет по управлению имуществом» Аликиной Т.Л., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зрячих Ю.В. к МУ «Нытвенский районный комитет по управлению имуществом» об оспаривании решения органа местного самоуправления и понуждении совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л : В Нытвенский районный суд с заявлением о признании незаконным отказа МУ «Нытвенский районный комитет по управлению имуществом» о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> и понуждении совершить определенные действия, обратился Зрячих Ю.В. Представитель лица обратившегося в суд Кусков Л.С. требования поддержал в полном объеме, полагает, что в ходе решения вопроса об отказе в предоставлении земли нарушена процедура и положения ст. ст. 29, 34 ЗК РФ, ущемлены права гражданина, просит заявление удовлетворить полностью. Представитель МУ «Нытвенский районный комитет по управлению имуществом» заявление не признала в полном объеме, считает отказ в предоставлении земельного участка обоснованным. Администрация Уральского городского поселения просит рассмотреть дело без участия представителя, вынести решение на усмотрение суда. Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему. В качестве доказательств суду представлены документы подтверждающие факт обращения Зрячих Ю.В. в муниципальные органы с заявлением, ответы, документы подтверждающие право собственности на землю, договор купли - продажи недвижимости, паспорт на участок, ситуационный план, решение Нытвенского районного суда от 31.10.2011 года, решение Земского собрания Нытвенского муниципального района (л.д.6-28). Также судом изучены и оглашены материалы гражданского дела № 2-858/2011. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), (ст. 249 ГПК РФ). На основании ст.11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Статьей 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В пункте 2 указанной статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Положением «Об управлении и распоряжении землями, находящимися в собственности и (или) в ведении муниципального образования «Нытвенский муниципальный район» ( далее положение) утвержденным решением Земского собрания Нытвенского муниципального района от 26 октября 2009 года № 714 определены процедуры и критерии предоставления участков гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством. Судом установлено, что указанной выше нормой определена последовательность совершения действий уполномоченных органов по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством. На основании заявления заинтересованного лица либо обращения органа государственной власти, который наделен полномочиями по предоставлению земельных участков, орган местного самоуправления обязан утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, которая является основанием для проведения за счет заявителя межевания, государственного кадастрового учета земельного участка и решения вопроса о предоставлении либо отказе в предоставлении земли. Заявитель обратился в орган уполномоченный распоряжаться землями в Нытвенском муниципальном районе 21 июня 2011 года, просил предоставить ему участок для целей не связанных со строительством по адресу: <адрес>, указав предполагаемый размер площади и адрес объекта. Получив ответ от 18.08.2011 года на обращение, действия руководителя комитета по имуществу обжаловал в суд, который принял решение об удовлетворении заявления в полном объеме. 19 декабря 2011 года в адрес Зрячих Ю.В. во исполнение решения Нытвенского районного суда от 31.10.2011 года МУ повторно направлен мотивированный ответ, в котором указано, что в выделении земельного участка вновь следует отказать. В судебном заседании представителем юридического лица, действия которого обжалуются, суду не представлены доказательства того, что в ходе рассмотрения обращения Зрячих Ю.В. комитетом были исполнены требования, регламентированные ст. 34 ЗК РФ. Так п.7 положения определены критерии предоставления участков гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством. Однако в нем отсутствует ряд процедур предусмотренных ст. 34 ЗК РФ. В силу преимущества норм ЗК РФ суд руководствуется положениями закона. Не смотря на то, что заявителю дан мотивированный отказ в предоставлении объекта недвижимости, это было сделано преждевременно, без выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и получения результатов проведения межевания за счет заявителя. Фактически участок не образован, поэтому оснований для отказа в предоставлении объекта недвижимости определенного ст. 11.1 ЗК РФ у уполномоченного органа не имелось, решение вопроса о предоставлении (отказе) может и должно быть принять лишь после выполнения всех указанных выше требований, предусмотренных ст. 34 ЗК РФ. При этом Зрячих Ю.В. не смог в полной мере реализовать свои права связанные с процедурой предоставления ему земли. В связи с тем, что в ходе судебного заседания установлены нарушения норм ЗК РФ, уполномоченным органом, которые привели к нарушению прав заявителя, действия МУ «Нытвенский районный комитет по имуществу» об отказе в предоставлении Зрячих Ю.В. земельного участка следует признать незаконными и обязать уполномоченный орган выдать заявителю утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, заявление Зрячих Ю.В. удовлетворить в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным отказ МУ «Нытвенский районный комитет по управлению имуществом» от 19.12.2011 года в удовлетворении заявления от 21 июня 2011 года о предоставлении Зрячих Ю.В. земельного участка размером 600 кв.м., примыкающего со стороны насыпи бывшей железнодорожной ветки к принадлежавшему заявителю земельному участку по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством, а именно для обустройства прохода и проезда к принадлежащему земельному участку и жилому дому по адресу: <адрес>. Обязать МУ «Нытвенский районный комитет по управлению имуществом» устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя и выдать Зрячих Ю.В. утвержденную схему расположения истребуемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Решение в течение одного месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд со дня его оглашения. Судья П.И. Корнев