дело №2-552/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 6 июля 2012 года гор. Нытва Нытвенский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Корнева П.И., при секретаре Шпигарь Ю.Н., с участием помощника прокурора Нытвенского района Дерешок Ю.В., представителя администрации Нытвенского городского поселения Чичева Т.Г., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Нытвенского филиала ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю Денисовой В.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нытвенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Нытвенского городского поселения Пермского края в части непринятия мер по определению мест для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ и количества таких мест по согласованию с Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю и понуждении администрации Нытвенского городского поселения Пермского края определить места и их количество для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, предоставляемых каждым работодателем на территории Нытвенского городского поселения по согласованию с Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, у с т а н о в и л : Прокурор Нытвенского района Пермского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Нытвеского городского поселения Пермского края в части непринятия мер по определению мест для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ и количества таких мест по согласованию с Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю и понуждении администрации Нытвенского городского поселения Пермского края определить места и их количество для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, предоставляемых каждым работодателем на территории Нытвенского городского поселения по согласованию с Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю. В судебном заседании прокурор требования указанные в иске поддержала и указала, что в ходе проведенной прокурорской проверки в деятельности администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края были выявлены нарушения требований уголовно- исполнительного законодательства, а именно: рассмотрение вопросов о количестве рабочих мест для осужденных к исправительным работам должно проходить предварительное согласование между органом местного самоуправления, уголовно- исполнительной инспекцией до принятия и издания правового акта, места должны быть определены в определенном количестве, просит заявление удовлетворить с учетом уточненных требований. Представитель администрации требования прокурора не признал и пояснил, что муниципалитет не бездействовал, сделаны запросы в организации принято постановление, УИИ были направлены осужденные согласно списка в организации указанные в нормативном акте полагает, что определение количества мест у каждого работодателя в обязанность администрации не входит, просит в удовлетворении заявления отказать. Представитель УИИ считает, что заявление является обоснованным, т.к. администрация не согласовала места отбывания наказания в виде исправительных работ с Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, количество мест в организации не определено, поэтому инспекция не располагая числом вакансий направляет для отбывания наказания лиц, которым работодатели отказывают. Суд, выслушав прокурора представителей заинтересованных лиц, приходит к следующему. Сторонами в качестве доказательства представлены: обращения начальника Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, предписания, копии приговоров, постановления администрации Нытвенского городского поселения, информация о постановке на учет осужденных, отзывы, ответы работодателей, извлечения из устава (л.д. 6-31, 44-50). В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии ч.1 ст. 19 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В силу ст.43 УК РФ к лицу, признанному виновным в совершении преступления, применяется наказание, которое является мерой государственного принуждения, наказание назначается по приговору суда. Уголовный кодекс РФ в качестве одного из видов наказаний предусматривает исправительные работы. Исправительные работы по смыслу уголовного законодательства включают следующие основные элементы: принудительное привлечение к труду; привлечение к труду лиц, не имеющих основного места работы; отбывание наказания в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим исправительные работы, в районе места жительства осужденного. Этот вид наказания теперь назначается осужденному, не имеющему основного места работы, и отбывается в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим это наказание, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 Аналогичные требования, обязывающие орган местного самоуправления определять места отбывания наказания лицам, осужденным к исправительным работам, установлены ст. 39 УИК РФ. Согласно п. 3 ст. 8 Устава МО, установлено, что органы местного самоуправления муниципального района могут наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации - федеральными законами и законами, отдельными государственными полномочиями. Приказом Министерства юстиции РФ № 142 от 20 мая 2009 года утверждена инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (далее приказ). Так п. 64 приказа установлено, что для исполнения наказания в виде исправительных работ инспекция согласовывает предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ. В пункте 70 указано, что по окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному предписание о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ. При определении осужденному места отбывания наказания инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, состояние здоровья, профессию, в отношении несовершеннолетнего - возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства. Таким образом, обязанность по приведению приговора суда в исполнение в случае назначения осужденному наказания в виде исправительных работ, наряду с уголовно-исполнительной инспекцией, возложена и на органы местного самоуправления. Для организации отбывания наказания в виде исправительных работ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, куда включают списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым могут быть направлены осужденные для заключения трудовых договоров. Таким образом, место отбывания наказания может быть у любого работодателя - физического лица и юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 11 ТК). На каждого из них распространяются конституционные гарантии и положения трудового законодательства. Указанные нормативные акты принимаются органами местного самоуправления согласно ст. 39 УИК. Полномочие издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 ТК. Из материалов дела следует, что в 2012 году принято постановление № 6 от 12.01.2012 года МО Нытвенское городское поселение определены места отбывания наказаний в виде исправительных работ, указан перечень организации. Как установлено в судебном заседании, предварительно вопрос об определении мест отбывания наказания в виде исправительных с уголовно-исполнительной инспекцией не согласовывался, количество рабочих мест также не определялось и не согласовывалось. Доказательств обратного, в обоснование своей позиции администрация не представила. Вместе с тем, нормами действующего законодательства на муниципальные образования возложена обязанность по приведению приговора суда в исполнение в случае назначения осужденному наказания в виде исправительных работ, установлено предварительное согласование с уголовно-исполнительными инспекциями. Суд считает, что определение количества мест в организации является необходимостью, т.к. при определении места отбытия наказания инспекция должна учитывать в т.ч. преступление, за которое лицо было осуждено, его место жительства, состояние здоровья, профессию, в отношении несовершеннолетнего - возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства. Отсутствие определенного количества мест у конкретного работодателя их не согласование с УИИ приводит к отказам в трудоустройстве лиц осужденных к исправительным работам, при этом не реализуется принцип неотвратимости наказания, нарушениям требований норм УК РФ и УИК РФ. При вышеизложенных обстоятельствах, а также с учетом анализа правовых норм с системным толкованием конституционных положений, общепризнанными нормами и принципами международного права, позволяет суду сделать вывод о бездействии администрации поселения, выразившееся в непринятии мер по определению мест для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ и количества таких мест по согласованию с Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю. Поэтому необходимо удовлетворить требования прокурора в полном объеме и обязать администрацию Нытвенского городского поселения Пермского края по согласованию с Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю определять места и их количество для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, предоставляемых каждым работодателем на территории Нытвенского городского поселения. На основании ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации Нытвенского городского поселения Пермского края в части непринятия мер по определению мест для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ и количества таких мест по согласованию с Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю. Обязать администрацию Нытвенского городского поселения Пермского края по согласованию с Нытвенским филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю определять места и их количество для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, предоставляемых каждым работодателем на территории Нытвенского городского поселения. Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения. Судья П.И. Корнев