Дело № 2-701/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 сентября 2012 года Нытвенский районный суд Пермского края В составе председательствующего судьи Кургульской С.Н. С участием помощника прокурора Нытвенского района Дашкиной Н.В. При секретаре Сериной Н.И., А также с участием главы администрации Чайковского сельского поселения Суворова В.К. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПРОКУРОРА Нытвенского района к ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и администрации Чайковского сельского поселения об обязании возобновить подачу электрической энергии на котельную и обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территории поселения, У с т а н о в и л: Прокурор Нытвенского района обратился в суд с иском, требуя: - признать незаконными действия ОАО «Пермская энергосбытовая компания» по прекращению поставки электроэнергии на котельную ст. Чайковская, Нытвенского района; - обязать ОАО «Пермская энергосбытовая компания»» возобновить подачу электрической энергии на котельную, расположенную по адресу: ул. Строительная, 3, ст. Чайковская, Нытвенского района; - признать незаконным бездействие администрации Чайковского сельского поселения, в части непринятия мер по вопросу местного значения поселения по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, в том числе принятия мер по организации обеспечения теплоснабжением потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; - обязать администрацию Чайковского сельского поселения обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территории поселения, в том числе принять меры по организации обеспечения теплоснабжением потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Исковые требования прокурора мотивированы следующим. В прокуратуру Нытвенского района поступила информация главы администрации Чайковского сельского поселения об отключении электроэнергии на котельной, расположенной по адресу: ул. Строительная, 3, ст. Чайковская, Нытвенского района, в связи с наличием задолженности обслуживающей организации ООО «Тепломонтаж» перед ОАО «Пермская энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию. В ходе проверки установлено, что 01.07.2008 между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и ООО «Тепломонтаж» заключен договор энергоснабжения № 3906. В связи с образовавшейся задолженностью за потребленную энергию в размере 143256,11 руб. 30.07.2012 на объектах ООО «Тепломонтаж», расположенных на территории Чайковского сельского поселения, было введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии. Указанная задолженность образовалась за период с апреля по июнь 2012 года. По информации администрации Чайковского сельского поселения и как установлено в ходе проверки, в результате отключения электроэнергии на котельной приостановлен процесс подготовки котельной и существующих сетей к отопительному периоду 2012-2013гг., а также отключена химическая защита газопровода высокого и среднего давления, что может повлечь аварийную ситуацию на нем. Складывается угроза несвоевременной подготовки и начала отопительного сезона на ст. Чайковская. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в соответствии в п. 2 которых определен перечень обстоятельств, при наступлении любого из которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. Вместе с тем, Приложением к постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утвержден перечень категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. В данный перечень включены, в том числе, государственные органы, медицинские и образовательные учреждения. При заключении договора электроснабжения № 3906 от 01.07.2008 между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и ООО «Тепломонтаж» уровень технологической и аварийной брони согласован не был, однако данное обстоятельство не является основанием для нарушения требований Постановления Правительства РФ № 442, запрещающих ограничение режима потребления электроэнергии не ниже аварийной брони для указанных выше потребителей. Несмотря на то, что ОАО «Пермская энергосбытовая компания» имеет реальную возможность решить вопрос о взыскании сумм задолженности с организации-должника в судебном порядке, оно применило такой способ самозащиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи. Поэтому действия ОАО «Пермская энергосбытовая компания» следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Аналогичное положение содержится в ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе технологически необоснованное прекращение производства товара, если размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства. Кроме того, статьями 486, 523 и 546 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, в т.ч. за неоднократное нарушение сроков оплаты потребителем полученных им энергоресурсов, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Пунктом 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.01.1998г. № 1 (далее Порядок прекращения и ограничения ТЭР), в свою очередь предусмотрено, что при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. В то же время п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.01.1998г. № 1 (далее Порядок прекращения и ограничения ТЭР), предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Однако в данном случае такая подача обеспечена быть не может. Отключение электрической энергии газовой котельной повлечет прекращение в одностороннем порядке договоров энергоснабжения с добросовестными плательщиками-гражданами в нарушении ст. 546 ГК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, что предполагает инициативу поселения, содействие тому, чтобы обслуживание населения было организовано на достаточном уровне. Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определены полномочия органов местного самоуправления поселений в сфере теплоснабжения, к которым относится в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжением потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. Пунктом 2.6.3 Правил установлено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ к 15 сентября. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции. Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции). Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования. Согласно п. 2.6.13. Правил в летний период должны быть проведены работы по подготовке оборудования к отопительному периоду, однако до настоящего времени указанные работы не проведены, что может негативно повлиять на начало отопительного сезона, либо который может не начаться в установленные сроки. Неисполнение своих обязанностей ООО «Тепломонтаж», в том числе перед поставщиками энергоресурсов, не исключает ответственность администрации Чайковского сельского поселения за исполнении обязанностей по организации водо- тепло-, электроснабжения жителей поселения, предусмотренных действующим законодательством. Администрацией сельского поселения не были использованы все исчерпывающие меры по защите прав жителей ст. Чайковская, в том числе, такие как обращение в судебные инстанции с требованием надлежащего исполнения ООО «Тепломонтаж» своих обязанностей, постановка вопроса о расторжении концессионного соглашения и передаче объектов ЖКХ иной организации. Таким образом, бездействие администраций Чайковского сельского поселения с 30.07.2012 является незаконным. Отсутствие с началом отопительного сезона теплоснабжения у граждан (объектов социального значения), своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, что является нарушением права человека и гражданина, которые являются высшей ценностью и гарантированы государством в Конституции РФ. В результате незаконных действий ОАО «Пермэнергосбыт» без горячего водоснабжения и отопления могут остаться жилые дома и объекты социальной сферы ст. Чайковская Нытвенского района в зимний период. Электроэнергия является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды и теплоэнергии жителям поселка, прекращение ее подачи на котельную исключает возможность обеспечения водой и отоплением граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, а также создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Таким образом, прекращение подачи электрической энергии со стороны ОАО «Пермэнергосбыт» в ООО «Тепломонтаж» путем прекращения электроэнергии на котельной, находящейся по адресу: Нытвенский район, ст. Чайковская, ул. Строительная, 3 в связи с неоплатой счетов за потребленную тепловую энергию противоречит действующему законодательству и нарушает права граждан, проживающих на территории ст. Чайковская Нытвенского муниципального района, в том числе объектов социальной сферы. В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Чайковского сельского поселения для пресечения незаконных действий ОАО «Пермская энергосбытовая компания» по полному ограничению режима потребления электрической энергии, а также бездействий администрации Чайковского сельского поселения. Для предотвращения угрозы возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний граждан, учитывая, что при этом нарушены права человека и гражданина, которые являются высшей ценностью и гарантированы государством в Конституции РФ, считаю необходимым принять меры по обеспечению иска в виде немедленного возобновления поставки электрической энергии на ст. Чайковская, Чайковского сельского поселения, Нытвенского района. В судебном заседании исковые требования поддержала помощник прокурора Нытвенского района Дашкина Н.В. Глава Чайковского сельского поселения Суворов В.К. иск прокурора признал и пояснил, что им принимаются все меры к своевременному обеспечению теплоэнергией жителей поселения. Представитель ОАО «Пермская энергосбытовая компания» в судебное заседание не явился, возражений по иску ответчиком не представлено. Конкурсный управляющий ООО «Тепломонтаж» Манин А.А. в письменном отзыве исковые требования прокурора поддержал. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению на основании статьи 10 ГК РФ. В заявлении прокурором сделан подробный анализ Федеральных законов и нормативных актов, обязывающих ответчиков осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать законные интересы жителей Чайковского сельского поселения, имеющих право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (ст.ст.41, 42 Конституции РФ). Суд находит подлежащим удовлетворению ходатайство прокурора об обращении к немедленному исполнению решение в части обязания ответчика ОАО «Пермская энергосбытовая компания» возобновить подачу электрической энергии на котельную, расположенную по адресу ул.Строительная, 3, ст. Чайковская, Нытвенского района, поскольку замедление его исполнения может привести к срыву начала отопительного сезона на территории Чайковского сельского поселения. Руководствуясь ст.ст.194-198, 212 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: . Признать незаконными действия ОАО «Пермская энергосбытовая компания» по прекращению поставки электроэнергии на котельную ст. Чайковская, Нытвенского района; Обязать ОАО «Пермская энергосбытовая компания»» возобновить подачу электрической энергии на котельную, расположенную по адресу: ул. Строительная, 3, ст. Чайковская, Нытвенского района; Признать незаконным бездействие администрации Чайковского сельского поселения, в части непринятия мер по вопросу местного значения поселения по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, в том числе принятия мер по организации обеспечения теплоснабжением потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; Обязать администрацию Чайковского сельского поселения обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территории поселения, в том числе принять меры по организации обеспечения теплоснабжением потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; Решение в части обязания ОАО «Пермская энергосбытовая компания» возобновить подачу электрической энергии на котельную, расположенную по адресу ул.Строительная, 3, ст. Чайковская, Нытвенского района, обратить к немедленному исполнению. Решение в целом может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его вынесения. Судья С.Н. Кургульская