Дело № 12-32 - 2012 РЕШЕНИЕ 04 апреля 2012 года г. Нытва Судья Нытвенского районного суда Пермского края Завертяева Л.В. при секретаре Веселковой Ю.А., с участием заявителя Щипицина В.И., представителя заинтересованного лица - Безматерных В.В., действующего по доверенности, рассмотрев жалобу должностного лица - заместителя директора по АХЧ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» Щипицына В.И. на постановление главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Дорофеева А.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, установил: ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенной плановой выездной проверки инспектором 21-ОНД по Нытвенскому, Карагайскому и Оханскому муниципальным районам в отношении должностного лица - заместителя директора по АХЧ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» Щипицина В.И. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен факт нарушения им Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г., а именно: выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, влекущие административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ: - На противопожарных люках чердачных помещений не указана информация о месте хранения ключей. - Неисправно устройство для самозакрывания противопожарных дверей на втором этаже, в проеме, разделяющем старое и новое здание на пожарные отсеки; дверей в коридоре на первом этаже у центрального входа; дверей в лестничной клетке на втором этаже, в которой расположен расширительный бак. Постановлением главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - заместитель директора по АХЧ МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» Щипицин В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере № руб. Щипицин В.И. обратился с жалобой на вышеуказанное постановление, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в текущем учебном году школа не раз проверялась сотрудниками 21 -ОНД на предмет пожарной безопасности и каких-либо замечаний по поводу соблюдения правил пожарной безопасности не поступало. Он был принят в школу на должность зам. директора уже после того, как школа была принята к 2011-2012 году Заявитель Щипицин В.И. в судебном заседании настаивает на удовлетворении своей жалобы, пояснил, что со ДД.ММ.ГГГГ в школе не работает, был на основании приказа директора школы в октябре 2012 года назначен ответственным за пожарную безопасность, но обучение не проходил, не знал о том, что на люке чердачной двери необходимо написать, где хранятся ключи; устройства для самозакрывания дверей, указанные в протоколе, были сломаны учащимися накануне проверки, у него не было денег, чтобы их отремонтировать, хотя обращался к директору. Все указанные в протоколе недостатки были сразу же устранены, указание о месте хранения ключей напечатал в этот же день и повесил, на следующий день на всех дверях установил пружины. Представитель заинтересованного лица Безматерных В.В. считает постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица законным и обоснованным, представил отзыв в письменном виде. Суд, заслушав участников процесса,исследовав материалы дела, установил следующее. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 и введенные в действие с 30 июня 2003 года, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ определено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица. В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Плановая выездная проверка в отношении МБОУ ООШ № 1 г. Нытва проведена в соответствии с ч. 9 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Информация о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей размещена на сайте МЧС России. Нарушений законности при проведении проверки в МБОУ ООШ № 1 г. Нытва судом не установлено. С распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки заместитель директора по АХЧ Щипицин В.И. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, проверка проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в присутствии директора школы Матросова А.О., заместителя директора по АХЧ Щипицина В.И., копия акта вручена Матросову А.О.. Проверка проводилась в сроки, указанные в распоряжении о проведении проверки. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п. 15). Нарушение должностным лицом - заместителем директора по АХЧ МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» Щипициным В.И. правил пожарной безопасности фактически имело место, это подтверждается имеющимися в деле доказательствами в их совокупности: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, его действия правильно квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора по АХЧ Щипицин В.И. назначен ответственным за пожарную безопасность. Таким образом, являясь на момент проведения проверки и выявления нарушений заместителем директора по АХЧ МБОУ ООШ № 1 г. Нытва, будучи наделенным определенными полномочиями, Щипицин В.И. подлежит административной ответственности именно как должностное лицо. В судебном заседании заявитель Щипицин В.И. фактически не оспаривал нарушения, указанные в постановления № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Устранение нарушений после проведения проверки само по себе не влияет на наличие на момент проверки в действиях должностного лица -заместителя директора по АХЧ МБОУ ООШ № 1 г. Нытва Щипицина В.И. состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КОАП РФ, а также на законность постановления по делу об административном правонарушении, поскольку на момент проведения проверки нарушения ППБ имелись и они зафиксированы в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Учитывая, что при назначении наказания по ч. 1 ст. 20.4 должностное лицо не мотивировало, почему назначено наказание именно в виде штрафа, а также учитывая степень тяжести и количество допущенных нарушений Правил пожарной безопасности, принимая во внимание, что при выявлении нарушений Правил пожарной безопасности Щипицин В.И. принял меры для их устранения и на момент рассмотрения жалобы они все устранены, суд полагает возможным изменить постановление в части назначенного по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наказания и назначить наказание в виде предупреждения. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд Решил: Постановление главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Дорофеева А.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - заместителя директора по АХЧ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 1 г. Нытва Щипицына В.И. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить, признать должностное лицо - заместителя директора по АХЧ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» Щипицына В.И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья Л.В.Завертяева