Дело № 12-67/2012 РЕШЕНИЕ 25 июня 2012 года г. Нытва Судья Нытвенского районного суда Пермского края Волкова Л.В. при секретаре Постниковой И.В., с участием заявителя Матросова А.О., представителя заинтересованного лица - 21-ОНД по Нытвенскому, Карагайскому и Оханскому муниципальным районам - Безмаетрных В.В., действующего по доверенности, рассмотрев жалобу должностного лица - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» на постановление главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Дорофеева А.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва», установил: ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенной плановой выездной проверки государственным инспектором Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальным районов по пожарному надзору в отношении юридического лица - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут в помещениях МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва», расположенных по адресу: г. Нытва, ул. Чкалова, 22 директор школы, являясь должностным лицом, нарушил требования пожарной безопасности: - директор и зам. по АХЧ не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. (НПБ "обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" п.п. 2. 4. 31, 36); - на противопожарных люках чердачных помещений не указана информация о месте хранения ключей (ППБ 01-03 п. 44); - неисправно устройство для самозакрывания противопожарных дверей на втором этаже, в проеме, разделяющем старое и новое здание на пожарные отсеки; дверей в коридоре на первом этаже у центрального выхода; дверей в лестничной клетке на втором этаже,в которой расположен расширительный бак (ТШБ 01-03 п. 53: (СНиП 21.01-97 п.6.18*); - в чердачном помещении отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости EI 60. с уплотнением в притворах и с устройством для самозакрывания в проеме противопожарной стены, возведенной на всю высоту здания, разделяющей старое и новое здание на пожарные отсеки (СНиП 21.01-97 п.5.14. 5.17:7.18); - в коридоре на первом этаже старого (основного) корпуса в проеме противопожарной стены, возведенной на всю высоту здания и разделяющей здание на пожарные отсеки, установлены не противопожарные двери. Требуются двери с пределом огнестойкости EI 60. с уплотнением в притворах и с устройствами для самозакрывания (СНиП 21.01-97 п.5.14. 5.17; СНиП 2.08.02-89*(2003)п.1.14; - в коридоре на втором этаже старого (основного) корпуса в проеме противопожарной стены, возведенной на всю высоту здания и разделяющей здание на пожарные отсеки, установлены не противопожарные двери. Требуются двери с пределом огнестойкости EI 60. с уплотнением в притворах и с устройствами для самозакрывания (СНиП 21.01-97 п.5.14. 5.17; СНиП 2.08.02-89* (2003) п. 1.14-). Постановлением главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере № руб. Должностное лицо - директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» Матросов А.О. обратился с жалобой на вышеуказанное постановление, просит постановление отменить. Заявитель Матросов А.О. в судебном заседании жалобу поддержал, пояснил, что вопрос по установке противопожарных дверей на 1 и 2 этажах решается еще с 2008 г., когда было вынесено предписание контролирующего органа. Поскольку он работает в должности директора с октября 2011 гг., его вины в том, что до настоящего времени противопожарные двери не установлены, не имеется, в настоящее время решается вопрос об установлении данных дверей. Обучение по противопожарному минимуму он прошел ДД.ММ.ГГГГ, но удостоверение было выдано ему позднее. В связи с тем, что самое основное нарушение было допущено еще до назначения его директором школы, полагает возможным расценить правонарушение как малозначительным и прекратить производство по делу. Постановление в отношении юридического лица - МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» о привлечении к административной ответственности им не обжаловалось. Представитель заинтересованного лица Безматерных В.В. с жалобой не согласен, пояснил, что поскольку нарушения имелись, директором школы данные нарушения не отрицаются, от постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» является законным и обоснованным, нарушение правил пожарной безопасности нельзя расценивать как малозначительное, последняя плановая проверка в школе № 1 проводилась в 2006 г., по результатам проверки было выдано предписание. Суд, заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 и введенные в действие с 30 июня 2003 года, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Плановая выездная проверка в отношении МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» проведена в соответствии с ч. 9 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Информация о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей размещена на сайте МЧС России. С распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки директор школы ознакомлен. Согласно распоряжения, проверка проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в присутствии директора и зам. директора по АХЧ, копия акта проверки директором школы получена. Проверка проводилась в сроки, указанные в распоряжении о проведении проверки. Нарушение должностным лицом - директором МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» правил пожарной безопасности фактически имело место, это подтверждается имеющимися в деле доказательствами в их совокупности: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении №, иными материалами дела. Как протокол об административном правонарушении, так и акт проверки являются в силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении. В соответствии с приказом Управления образования администрации Нытвенского района № от ДД.ММ.ГГГГ Матросов А.О. принят на работу в МОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нытва директором. Свидетель ФИО Свидетеля в судебном заседании пояснил, что им была проведена плановая выездная проверка в МБОУ ООШ № 1 г. Нытва, выявлены нарушения правил пожарной безопасности, по результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Также пояснил, что на чердак он не поднимался, в акте и в протоколе со слов директора и его заместителя по АХЧ указал, что противопожарная дверь в проеме противопожарной двери отсутствует. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п. 15). В соответствии с ч. 1-4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В судебном заседании заявитель Матросов А.О. пояснил, что на чердаке в противопожарной стене, разделяющей старое и новое здание, вообще отсутствует дверной проем. Инспектор, проводивший проверку, не может утверждать, имеется ли в стене проем и установлена ли там какая-либо дверь. Поскольку презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, на судей, соответствующие органы и должностных лиц, и этот порядок в данном случае не соблюден, суд полагает, что вина должностного лица не установлена. Таким образом, нарушение требований пожарной безопасности, указанное в п. 4 постановления: отсутствие в чердачном помещении противопожарной двери с пределом огнестойкости EI 60. с уплотнением в притворах и с устройством для самозакрывания в проеме противопожарной стены, возведенной на всю высоту здания, разделяющей старое и новое здание на пожарные отсеки, - подлежит исключению из постановления главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Дорофеева А.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ Матросов А.О. прошел обучение по пожарно-техническому минимуму, подтверждается копией удостоверения, выданного негосударственным образовательным учреждением повышения квалификации «Школа управления» ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании пояснениями заявителя и свидетеля установлено, что на момент проведения проверки (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ) Матросову А.О. данное удостоверение еще не было выдано, оно было получено им позднее. На момент рассмотрения дела - ДД.ММ.ГГГГ - копия удостоверения была представлена должностному лицу Матросовым А.О. вместе с объяснениями по делу об административном правонарушении. На основании изложенного, суд считает, что из постановления главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Дорофеева А.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подлежит исключению указание в п. 1 на то обстоятельство, что директор не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Частичное устранение нарушений после проведения проверки само по себе не влияет на наличие на момент проверки в действиях должностного лица состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КОАП РФ, а также на законность постановления по делу об административном правонарушении, поскольку на момент проведения проверки нарушения ППБ имелись и они зафиксированы в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Доводы заявителя о том, что он назначен на должность директора школы в октябре 2011 г. и не должен нести ответственность за нарушения, которые возникли до его назначения на должность, не имеют юридического значения. Поскольку нарушения Правил пожарной безопасности на момент проверки имелись, в действиях должностного лица - директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции. На основании вышеизложенного, постановление главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Дорофеева А.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» Матросова А.О. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере № рублей суд считает законным и обоснованным, наказание соответствующим закону. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд Решил: Постановление главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Дорофеева А.Н. № ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» Матросова А.О. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере № рублей изменить, исключить указанные в п. 1 и 4 постановления нарушения правил пожарной безопасности: - «директор не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре»; - «в чердачном помещении отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости EI 60, с уплотнением в притворах и с устройством для самозакрывания в проеме противопожарной стены, возведенной на всю высоту здания, разделяющей старое и новое здание на пожарные отсеки». В остальной части постановление главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Дорофеева А.Н. № ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г. Нытва» Матросова А.О. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере № рублей оставить без изменения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья Л.В. Волкова