Дело № 2-374/2010
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г. Няндома 27 августа 2010 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е. Н.,
при секретаре Холматовой С.С.,
с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Коньковой Н.А.,
представителя администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Самусевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении, в срок до 01 сентября 2011 года.
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области Кочкин Д. В. обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее - администрация МО «Няндомский муниципальный район») в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении путем строительства новых дошкольных образовательных учреждений, открытия дополнительных мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях в срок до 01 сентября 2011 года.
В обоснование заявления указал, что администрацией МО «Няндомский муниципальный район» не обеспечено надлежащим образом предоставление общедоступного дошкольного образования. На учете для устройства в дошкольные образовательные учреждения города Няндома по состоянию на 31.12.2009 г. состояло 499 человек, 01.05.2010 г. – 719 детей, из них 171 человек имеют право на льготное устройство. Из 719 человек, находящихся в очереди, 115 детей старше 3 лет, 604 – младше 3 лет. Таким образом, наблюдается тенденция роста количества детей, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях. В городе сложилась неблагополучная обстановка с распределением детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения. Со стороны граждан в прокуратуру района в 2010 году поступило 2 устных обращения граждан, которым отказано в устройстве детей в дошкольное образовательное учреждение в связи с отсутствием в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях свободных мест; также письменное обращение по данному вопросу поступало в прокуратуру Архангельской области от жителей мкр. Каргополь-2 г. Няндома. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Няндомский муниципальный район» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома и возложить на администрацию МО «Няндомский муниципальный район» обязанность по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении путем строительства новых дошкольных образовательных учреждений, открытия дополнительных мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях в срок до 01 сентября 2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Конькова Н.А. Н.А. представила заявление об изменении заявленных требований, согласно которому исполняющий обязанности прокурора просит признать незаконными бездействие администрации МО «Няндомский муниципальный район» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Няндома и обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении в срок до 01 сентября 2011 года, дополнительно пояснила, что принятых ответчиком мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома недостаточно. В настоящее время в детских дошкольных образовательных учреждениях города наблюдается превышение предельных нормативов наполняемости групп, имеются очереди на зачисление детей в дошкольные учреждения, большое количество детей нуждается в устройстве в детские сады, указанные факты свидетельствуют о бездействии ответчика.
Представитель администрации МО «Няндомский муниципальный район» Самусева Е.В. с заявлением исполняющего обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области не согласилась, представила в судебное заседание отзыв, в обоснование которого привела следующие доводы. За период с 2006 по 2007 год введено дополнительно 95 мест в следующих детских дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) района: ДОУ №2 «Сказка», ДОУ №5 «Светлячок», ДОУ №10 «Улыбка», структурные подразделения «Детский сад» Лепшинской СШ, Воезерской СШ, ОШ №4 были созданы 6 групп для детей раннего возраста (90 мест), реорганизована социальная группа в группу общеразвивающейся направленности (дополнительно 5 мест). С 2008 по 2010 год введено дополнительно на 01.06.2010 - 91 место; по итогам 2010 г. планируется 111 мест. В 2008 году реорганизовано 5 коррекционных групп различной направленности, что составляет 40 дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях. В 2009 году реорганизована 1 группа, в количестве 20 мест в ДОУ №9 «Родничок», в 2010 году 1 группа на 15 мест. Реорганизованы две логопедические группы в группы общеразвивающейся направленности в ДОУ №8 «Звездочка». Постановлением главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» №1718 от 01.10.2009 утверждена муниципальная целевая программа «Развития системы дошкольного образования Няндомского района на 2009-2011 годы» в рамках которой предусмотрено выполнение проектной сметной документации для строительства в городе 12-группового детского сада на 250 мест. Ведется усиленная работа по передаче здания Няндомского детского дома в муниципальную собственность, с целью создания в нем детского дошкольного учреждения на 75 мест. Органом местного самоуправления Няндомского района в пределах возложенных на них полномочий, ведется постоянная, планомерная работа по обеспечению доступности дошкольного образования в районе и увеличения количества мест в детских дошкольных образовательных учреждениях. По состоянию на 23 августа 2010 года очередность граждан на обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях составляет: дети от 0 до 1,5 лет – 292 человека; дети от 1,5 лет – 296 человек. Кроме того, считает, что прокурором пропущен установленный статьей 256 ГПК РФ срок для обращения в суд по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления. Просит заявление прокурора Няндомского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление исполняющего обязанности прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействиями) органа местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Подавая заявление, исполняющий обязанности прокурора обосновал обращение в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 43 Конституции РФ провозглашено право каждого гражданина на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Орган местного самоуправления вправе создавать муниципальные образовательные учреждения.
В соответствии со статьей 15 Областного закона от 23 сентября 2004 года №258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» статусом муниципального района наделяется Няндомский район, в состав Няндомского муниципального района входит городское и сельские поселения.
Из пункта 11 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Няндомский муниципальный район» к вопросам местного значения Няндомского района относятся организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Няндомского района л.д. 57-83).
Доводы исполняющего обязанности прокурора Няндомского района Д. В. Кочкина о бездействии администрации МО «Няндомский муниципальный район» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома суд признает убедительными и нашедшими подтверждение в материалах дела.
Согласно копии справки, предоставленной заместителем начальника управления образования администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» №192 от 23 марта 2010 года, количество детей, нуждающихся в дошкольном образовательном учреждении в городе Няндома по состоянию на 31.12.2009 года составляет 458 человек, по состоянию на 15.03.2010 года – 591 ребенок л.д. 6).
В соответствии со справкой заместителя начальника территориального отдела в Каргопольском и Няндомском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, в 2008 г. число нуждающихся в устройстве в ДОУ составило 412 детей, численность детей в дошкольных учреждениях: по нормативами – 1291 человек, по факту – 1660 человек, процент перегрузки – 28,58 %, в 2009 г. число нуждающихся в устройстве в ДОУ составило 458 детей; численность детей в дошкольных учреждениях: по нормативами – 1261 человек, по факту – 1689 человек, процент перегрузки – 34 % л.д. 7)
Факты, указанные в справке заместителя начальника территориального отдела в Каргопольском и Няндомском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, подтверждаются представленными в суд актами проверок и актами по результатам мероприятий по надзору л.д. 8-11, 12-20)
Как следует из письма главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» на имя заместителя губернатора по Архангельской области Дементьева А.А. по состоянию на 23 августа 2010 года очередность граждан на обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях составляет: дети от 0 до 1,5 лет – 292 человека; дети от 1,5 лет – 296 человек л.д. 91)
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в пункте 1 постановления № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц.
Суд, проверив доказательства, предоставленные сторонами, приходит к выводу, что администрация МО «Няндомский муниципальный район» не исполняет обязанности, возложенные на нее законом, так как не организовала надлежащим образом, деятельность по решению вопросов местного значения в сфере образования в части предоставления нуждающимся малолетним гражданам общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» №1718 от 01 октября 2009 года утверждена прилагаемая муниципальная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования Няндомского района на 2009-2001 годы», согласно которой в перечень основных мероприятий программы, в том числе входят: изготовление проектно-сметной документации для строительства детского сада; реконструкция помещений в МДОУ №9 «Центр развития ребенка «Родничок», с целью создания дополнительных групп л.д. 37-41).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на территории города Няндома превышены предельные нормативы наполняемости групп дошкольных образовательных учреждений города, существуют очереди на зачисление детей в дошкольные учреждения, большое количество детей нуждаются в устройстве в указанные учреждения, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления – администрации МО «Няндомский муниципальный район» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома, которое суд признает незаконным.
Доводы представителя администрации МО «Няндомский муниципальный район» и представленные им документы л.д. 25-55, 87-92) о принятии мер, направленных на развитие системы дошкольного образования и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей на территории города Няндома, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований исполняющего обязанности прокурора, поскольку эти меры не привели к надлежащей организации и обеспечению всех нуждающихся малолетних дошкольным образованием на территории города Няндома.
Заявление администрации МО «Няндомский муниципальный район» о том, что исполняющим обязанности прокурора Няндомского района пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, является несостоятельным, поскольку бездействие ответчика в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома носит длящийся характер, указанное бездействие имеет место и на момент рассмотрения дела.
В связи с тем, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена законом к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования, то при таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении.
Конкретные меры по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования орган местного самоуправления должен определить самостоятельно.
В соответствии с пунктом 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С учетом изложенного, государственная пошлина с администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Няндомского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении, в срок до 01 сентября 2011 года, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Няндома для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении, в срок до 01 сентября 2011 года.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба или представление в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Няндомский районный суд.
Мотивированное решение составлено 31 августа 2010 года.
Судья
Няндомского районного суда Е. Н. Воропаев