Решение по делу №2-397 об организации надлежащего водоснабжения населения



Дело № 2-397/10

РешениеИменем Российской Федерации

г. Няндома 30 сентября 2010 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

при секретаре Холматовой С.С.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Хильченко А.Ю.,

представителя ответчика /ФИО1/,

представителя третьего лица муниципального предприятия «Водоканал МО «Няндомский район» /ФИО2/,

представителя третьего лица ООО «Няндомские коммунальные системы» /ФИО4/,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Няндомского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности по организации надлежащего водоснабжения населения Няндомского городского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности по организации надлежащего водоснабжения населения Няндомского городского поселения.

В обоснование иска указал, что в результате проведенных прокуратурой Няндомского района проверок по жалобам граждан на некачественное предоставление услуги по холодному водоснабжению установлено, что в жилых помещениях на верхних этажах многоквартирных домов холодная вода подается с перебоями либо отсутствует по причине введения открытым акционерным обществом «Архэнергосбыт» Плесецкое межрайонное отделение (далее – ОАО «Архэнергосбыт») ограничений энергоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры общества с ограниченной ответственностью «Няндомские коммунальные системы» (далее – ООО «НКС»). Тем самым нарушаются жилищные права граждан, в том числе, права на предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения надлежащего качества. Просил обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» организовать надлежащее водоснабжение населения Няндомского городского поселения, в том числе, своевременную подачу (подвоз) питьевой воды в необходимых объемах ко всем жилым домам, в которых возникают перебои с водоснабжением либо прекращено водоснабжение.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Хильченко А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив, что просит обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» организовать надлежащее водоснабжение населения Няндомского городского поселения, в том числе, своевременную подачу (подвоз) питьевой воды в необходимых объемах ко всем жилым домам, в которых возникают перебои с водоснабжением либо прекращено водоснабжение в срок до 01 ноября 2010 года. Дополнительно пояснил суду, что в соответствии с концессионным соглашением от 25 марта 2010 года, заключенным между администрацией муниципального образования «Няндомское» и ООО «НКС», последнее должно было в срок до 01 июня 2010 года реконструировать систему коммунальной инфраструктуры, расположенную на территории муниципального образования «Няндомское». До настоящего времени данное условие, указанное в соглашении, не выполнено. Кроме того, в акте обследования давления холодного водоснабжения на вводе в дом от 08 июля 2010 года давление составляет ниже установленной нормы в связи с ограничением энергоснабжения в этот день. В соответствии с актом, составленным по результатам обследования 28 сентября 2010 года, давление холодного водоснабжения соответствует норме, так как 28 сентября 2010 года ограничение энергоснабжения не производилось. Однако ОАО «Архэнергосбыт» сообщило, что, начиная с 01 октября 2010 года будет вновь производить отключение энергоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры ООО «НКС», что свидетельствует о невыполнении обязанности по организации надлежащего водоснабжения населения со стороны администрации муниципального образования «Няндомское».

Представитель ответчика по доверенности /ФИО1/ с исковыми требованиями не согласилась, считает, что прокурор обратился в защиту прав и законных интересов определенного круга лиц, так как поступившие в прокуратуру Няндомского района жалобы касались конкретных домов. Пояснила суду, что администрация муниципального образования «Няндомское» надлежащим образом организовала водоснабжение населения города Няндомы, создав ООО «НКС», заключив с ним концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры от 25 марта 2010 года. Представила акт обследования давления в системе холодного водоснабжения на вводе в жилые многоквартирные дома от 28 сентября 2010 года, которым установлено, что давление соответствует установленным нормам. Кроме того, администрация муниципального образования «Няндомское» осуществляет контроль за исполнением обязательств, взятых ООО «НКС» по концессионному соглашению, в том числе, путем направления в адрес ООО «НКС» писем с просьбой устранения выявленных нарушений. Администрация муниципального образования «Няндомское» обращалась к губернатору Архангельской области с просьбой оказать содействие в решении вопроса о прекращении введения ограничений и отключения от энергоснабжения скважин ООО «НКС».

Представитель третьего лица муниципального предприятия «Водоканал МО «Няндомский район» по доверенности /ФИО2/ частично согласился с исковыми требованиями, дополнительно пояснив суду, что изначально заключение концессионного соглашения между администрацией муниципального образования «Няндомское» и ООО «НКС» не могло обеспечить организацию надлежащего водоснабжения населения города Няндомы, так как ООО «НКС» имеет значительную кредиторскую задолженность, является нерентабельным предприятием.

Представитель третьего лица ООО «Няндомские коммунальные системы» по доверенности /ФИО4/ пояснил суду, что низкое давление холодной воды в многоквартирных домах возникло по причине отключения энергоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры ООО «НКС» ОАО «Архэнергосбыт» в связи с задолженностью ООО «НКС» перед последним. В настоящий момент между организациями ведутся переговоры, ООО «НКС» предоставило график погашения задолженности от 17 сентября 2010 года, однако ОАО «Архэнергосбыт» сообщило, что, начиная с 01 октября 2010 года будет вновь производить отключение энергоснабжения, так как отсутствует поручительство администрации МО «Няндомское» об исполнении предоставленного графика погашения задолженности. Кроме того, реконструкция системы коммунальной инфраструктуры, расположенной на территории муниципального образования «Няндомское», не проведена в связи с необходимостью первоначального погашения задолженности по оплате энергоснабжения перед ОАО «Архэнергосбыт».

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Няндомского района подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2, части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг. Никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, статьей 7 Устава муниципального образования «Няндомское» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации Приказом Госстроя России утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализаций от 30 декабря 1999 года № 168.

Согласно пункту 2.10.1 названных правил водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пункт 3 вышеуказанных Правил определяет коммунальные услуги надлежащего качества как коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Согласно пунктам 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Приложением № 1 к Правилам предусмотрена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.

Согласно пунктам 85, 86 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 167 от 12 февраля 1999 года, при систематических перебоях в водоснабжении из-за недостаточной мощности водопровода организация водопроводно-канализационного хозяйства по согласованию с органами местного самоуправления и местными службами госсанэпиднадзора организует подачу питьевой воды в отдельные районы населенного пункта по графикам с обязательным оповещением абонентов о режимах ее отпуска. При полном прекращении подачи питьевой воды в населенный пункт или отдельные его районы независимо от причин, вызвавших его, организация водопроводно-канализационного хозяйства принимает меры по обеспечению временного водоснабжения населения.

Суд, проверив доказательства, предоставленные сторонами, приходит к выводу, что администрация муниципального образования «Няндомское» не организовала надлежащим образом возложенную на нее законом обязанность по организации водоснабжения населения Няндомского городского поселения, в том числе своевременную подачу питьевой воды в необходимых объемах ко всем жилым домам, в которых возникают перебои с водоснабжением либо прекращено водоснабжение.

Так, свидетель /ФИО3/ пояснила суду, что работает в ООО «НКС» в должности контроллера. Участвовала при обследовании давления холодного водоснабжения 08 июля 2010 года, 28 сентября 2010 года. С актом обследования давления холодного водоснабжения на вводе в дом от 08 июля 2010 года частично согласна, пояснив, что замеры по домам № № 22, 20 по ул. 60 лет Октября, 4а, 23, 17б, 41, 52 по ул. Ленина, 45 по ул. Леваневского не производились. Показатели по другим домам занижены, так как 08 июля 2010 года ОАО «Архэнергосбыт» вводило ограничение энергоснабжения. 28 сентября 2010 года участвовала в обследовании давления холодного водоснабжения, с показателями согласна, так как 28 сентября 2010 года ограничений энергоснабжения не производилось.

Как следует из материалов дела, граждане неоднократно (26.06.2010 г., 28.06.2010 г., 13.07.2010 г.) л.д. 6, 7) обращались в прокуратуру Няндомского района с жалобами на отсутствие холодной воды в жилых помещениях. По поступившим жалобам прокуратура Няндомского района организовала проверки, в ходе которых установлено, что нарушаются права граждан на предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения надлежащего качества. ОАО «Архэнергосбыт» вводит ограничения энергоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры ООО «Няндомские коммунальные системы» ввиду имеющейся задолженности за поставленную электроэнергию. Актом обследования давления холодного водоснабжения на вводе в дом от 08 июля 2010 года установлено, что в домах № № 20, 22 по ул. 60 лет Октября, 45 по ул. Леваневского, 17б, 16а, 4а, 20, 18а, 22, 23, 18 по ул. Строителей, 41, 52 по ул. Ленина давление холодного водоснабжения на вводе в дом не соответствует нормативным показателям л.д. 5).

ОАО «Архэнергосбыт» регулярно извещает администрацию муниципального образования «Няндомское» о вводимых ограничениях энергоснабжения объектов ООО «Няндомские коммунальные системы» (15.07.2010 г., 29.06.2010 г., 21.04.2010 г., 25.02.2010 г., 03.02.2010 г., 15.01.2010 г.), однако подвоз воды к жилым домам не организуется л.д. 8, 9, 10).

В соответствии с пунктом 2.26 Строительных норм и правил 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства 27 июля 1984 года № 123, минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м. В часы минимального водопотребления напор на каждый этаж, кроме первого, допускается принимать равным 3 м.

Таким образом, давление холодной воды на вводе в пятиэтажный дом на верхнем этаже должно составлять 26 м., или 2,6 кгс/см2.

Согласно акту обследования давления в системе холодного водоснабжения от 08 июля 2010 года показатели давления ниже установленной нормы (от 1 кгс/см2 до 1,8 кгс/см2).

Акт обследования давления в системе холодного водоснабжения на вводе в жилые многоквартирные дома от 28 сентября 2010 года, представленный ответчиком, не свидетельствует о соблюдении нормативов давления холодной воды, так как составлен в период, когда отключение энергоснабжения не проводилось.

Как следует из пункта 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В исковом заявлении прокурор обосновал обращение в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.

В силу вышеуказанного довод представителя ответчика по доверенности /ФИО1/ о том, что круг лиц по данному исковому заявлению определен, суд считает несостоятельным.

Довод ответчика о том, что администрация муниципального образования «Няндомское» организовала надлежащее водоснабжение населения города Няндома, создав ООО «НКС», заключив с ним концессионное соглашение нельзя признать состоятельным, так как в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ, пунктом 53 концессионного соглашения от 25 марта 2010 года концедент осуществляет контроль, в том числе, и за исполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, указанной в соглашении. В соответствии с пунктом 4.1 Устава ООО «Няндомские коммунальные системы» муниципальное образование «Няндомское» является участником Общества. Однако администрацией муниципального образования «Няндомское» мер по урегулированию отношений между ООО «НКС» и ОАО «Архэнергосбыт» с целью организации надлежащего водоснабжения Няндомского городского поселения, реконструкции коммунальной инфраструктуры, расположенной на территории города, не предпринимается.

Поскольку организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по решению вопросов местного значения, то при таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» обеспечить надлежащую организацию водоснабжения населения Няндомского городского поселения.

Согласно статье 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Деятельность органов местного самоуправления осуществляется на основе определенных методов управления, имеющих универсальное значение и применяемых для достижения поставленных целей, надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на них законом. Таким образом, способы, средства и приемы, направленные на организацию надлежащего водоснабжения населения Няндомского городского поселения, администрация муниципального образования «Няндомское» избирает самостоятельно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Няндомского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности по организации надлежащего водоснабжения населения Няндомского городского поселения, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» организовать надлежащее водоснабжение населения Няндомского городского поселения, в том числе, своевременную подачу (подвоз) питьевой воды в необходимых объемах ко всем жилым домам на территории Няндомского городского поселения, в которых возникают перебои с водоснабжением либо прекращено водоснабжение в срок до 01 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05.10.2010 года.

Председательствующий подпись

Е.Н. Воропаев