Дело № 2-313/2010
Решениеименем Российской Федерации
г. Няндома 06 октября 2010 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Макарова М.В.,
при секретаре Холматовой С.С.,
с участием ответчика /ФИО1/,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к руководителю ликвидационной комиссии /Организация1/ /ФИО1/ о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в суд с иском к руководителю ликвидационной комиссии /Организация1/ /ФИО1/ о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам.
В обоснование исковых требований истец указал, что /Организация1/ зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.2004 года.
30.05.2005 г. в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица /Организация1/ на основании протокола /Номер обезличен/ от /Дата обезличена/ года общего собрания учредителей общества.
29.07.2008 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о формировании ликвидационной комиссии названного юридического лица и назначении ликвидатора на основании протокола /Номер обезличен/ от /Дата обезличена/ г. общего собрания учредителей общества.
В соответствии со ст. 3 Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. /Организация1/ обладает указанными признаками.
Пункт 2 ст. 9 Закона о банкротстве устанавливает, что должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения кредиторов в полном объеме. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее, чем через месяц, с даты возникновения соответствующих обязательств.
При этом, в соответствии со ст. 224 Закона о банкротстве, если обстоятельство недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов обнаружено после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии, обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом возложена на собственника, учредителя (участника) или руководителя должника. Если указанное обстоятельство обнаружено после создания ликвидационной комиссии данная обязанность возлагается на ликвидационную комиссию.
Руководитель ликвидационной комиссии /ФИО1/ не обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании юридического лица банкротом. Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд приводит к наступлению в качестве специальной меры субсидиарной ответственности: по обязательствам должника, возникшим после истечения срока для направления заявления должника; по неудовлетворенным требованиям кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей должника.
В силу п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, указанных в ст. 9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность на лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд.
В законе о банкротстве в качестве общей санкции за нарушение его норм предусмотрено возмещение убытков. Подобная ответственность возлагается на руководителя должника или учредителя (участника) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, членов органов управления должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора). Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности.
Налоговым органом были вынесены постановления /Номер обезличен/ от 22.09.2006 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 04.12.2006 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 24.01.2007 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 25.10.2007 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 29.01.2008 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 22.07.2008 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 29.07.2008 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 16.09.2008 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 27.01.2009 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 14.04.2009 года на сумму ..., /Номер обезличен/ от 21.10.2009 года на сумму ... о взыскании налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика-организации, которое было направлено в службу судебных приставов по Няндомскому району и плательщику. Службой судебных приставов по Няндомскому району вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства, направленные в адрес взыскателя и должника. По постановлениям /Номер обезличен/ вынесены постановления об окончании исполнительного производства в связи с актом о невозможности взыскания.
Задолженность /Организация1/ по налогам (штрафам, пеням) на 26.08.2009 г. составляет .... Налоговый орган полагает, что данная задолженность может быть взыскана с ликвидатора в порядке субсидиарной ответственности.
Просит взыскать с ответчика - руководителя ликвидационной комиссии /Организация1/ /ФИО1/ в порядке субсидиарной ответственности ... задолженности по налогам, пени (штрафам) /Организация1/, в том числе по налогам - ..., пени – ..., штрафным санкциям – ....
Представитель истца /ФИО2/ в судебное заседание не явилась, представила заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
В судебном заседании ответчик /ФИО1/ иск не признал, суду пояснил, что около 6 лет назад, даты не помнит, он приехал в г. Няндому искать работу, направился на /завод/. Там он встретил знакомого по имени /Имя1/, фамилии его не знает, с которым он однажды был в одной компании в Моше, куда /Имя1/ приезжал по своим делам. /Имя1/ сообщил ему, что открывается новая организация, нужен третий человек в качестве учредителя этой организации, для чего нужны были только данные его паспорта и подпись на нескольких документах. При этом /Имя1/ пообещал ему работу водителем в этой организации. Он согласился и подписал документы.
/Имя1/ оставил ему номер телефона, по которому его можно будет найти. Он несколько раз звонил /Имя1/ насчет работы, но тот говорил, что пока работы нет. За это время он устроился на другую работу. Примерно через полгода /Имя1/ уехал из Няндомы, он его больше не видел.
После этого он какие-либо документы в отношении /Организация1/ не подписывал, в каких-либо собраниях учредителей /Организация1/ не участвовал. Руководителем ликвидационной комиссии он не являлся. Каких-либо документов в отношении /Организация1/ он в налоговую инспекцию не сдавал. Документы о ликвидационной комиссии /Организация1/, которые имеются в деле, подписаны не им, а другим лицом, кем конкретно, он не знает.
Примерно с 2008 или 2009 года несколько раз приходили документы на его домашний адрес о наличии задолженности по налогам у /Организация1/ Документы были адресованы ему как председателю ликвидационной комиссии. В налоговую инспекцию он не обращался для выяснения данных обстоятельств.
Иск он не признает, так как не являлся руководителем ликвидационной комиссии /Организация1/ Просит в удовлетворении иска отказать, взыскать с истца расходы по оплате почерковедческой экспертизы в размере ....
В силу ч.ч. 3, 5 ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 3 Закон о банкротстве, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В соответствии с п.2 ст. 9 Закона о банкротстве заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
В силу ст. 224 Закона о банкротстве в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При обнаружении данных обстоятельств, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.
В судебном заседании установлено, что /Организация1/ зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.2004 года.
30.05.2005 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица /Организация1/ на основании протокола /Номер обезличен/ от /Дата обезличена/ года общего собрания учредителей.
29.07.2008 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о формировании ликвидационной комиссии названного юридического лица и назначении ликвидатора на основании протокола /Номер обезличен/ от /Дата обезличена/ г. общего собрания учредителей /Организация1/
На основании протокола /Номер обезличен/ Общего собрания участников /Организация1/ от /Дата обезличена/ года /ФИО1/ был назначен руководителем ликвидационной комиссии /Организация1/», как участник общества. На него возложена обязанность, представить в налоговый орган все необходимые документы для процедуры по проведению ликвидации организации.
От имени /ФИО1/ 22 июля 2008 года в налоговый орган было предоставлено уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего») /Организация1/», вх. /Номер обезличен/ (форма № Р15002).
Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)» /Организация1/ от 22 июля 2008 года, вх. /Номер обезличен/ (форма № Р15002); сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем /Организация1/ (форма № Р115002) соответствуют форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, для данного вида документов. Однако, в нарушение п. 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 439 от 19.06.2002, указанные документы, представленные в регистрирующий орган, удостоверены подписью уполномоченного лица, подлинность которой не засвидетельствована в нотариальном порядке.
Суд считает обоснованными доводы ответчика /ФИО1/ о том, что протокол /Номер обезличен/ Общего собрания участников /Организация1/» от /Номер обезличен/ года; уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении (ликвидатора) конкурсного управляющего /Организация1/» от /Дата обезличена/ года; сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем /Организация1/» (форма № Р115002) он не подписывал и в налоговый орган не предоставлял, в связи с чем исковые требования о взыскании с него задолженности по налогам, пени, штрафам незаконны.
Довод /ФИО1/ о том, что протокол /Номер обезличен/ Общего собрания участников /Организация1/ от /Дата обезличена/ года; уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)» /Организация1/ от /Дата обезличена/ года; сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем /Организация1/ (форма № Р115002) им не подписывались, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Как следует из заключения эксперта Архангельской ЛСЭ Минюста России /Номер обезличен/ от 09 сентября 2010 г. подписи от имени /ФИО1/, расположенные: в протоколе /Номер обезличен/ Общего собрания участников /Организация1/ от /Дата обезличена/ года; в уведомлении о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего») /Организация1/ от /Дата обезличена/ года, вх. /Номер обезличен/ (форма № Р15002); в сведениях о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем /Организация1/ (форма № Р115002), выполнены не /ФИО1/, а другим лицом с подражанием образцам его подписи.
Заключение эксперта суд считает обоснованным. Каких-либо противоречий в выводах эксперта суд не усматривает.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что протокол /Номер обезличен/ Общего собрания участников /Организация1/ от /Дата обезличена/ года; уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) /Организация1/ от /Дата обезличена/ года, вх. /Номер обезличен/ (форма № Р15002); сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем /Организация1/ (форма № Р115002) не подписаны /ФИО1/, его подпись на данных документах выполнена другим лицом, поэтому перечисленные документы являются недостоверными.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не предоставила доказательств, подтверждающих подлинность подписи /ФИО1/ в протоколе /Номер обезличен/ Общего собрания участников /Организация1/ от /Дата обезличена/ года; в уведомлении о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, в назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) /Организация1/ от /Дата обезличена/ года, в сведениях о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем /Организация1/.
При таких обстоятельствах, суд полагает в удовлетворении иска к /ФИО1/ отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку иск удовлетворению не подлежит, то в пользу ответчика подлежат взысканию с истца понесенные им процессуальные издержки, состоящие из расходов на проведение экспертизы в сумме ... копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к руководителю ликвидационной комиссии /Организация1/ /ФИО1/ о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу /ФИО1/ судебные расходы на проведение почерковедческой экспертизы в размере ....
На решение могут быть поданы кассационная жалоба или представление в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Няндомский районный суд.
Мотивированное решение составлено 11 октября 2010 года.
Судья М.В. Макаров