Решение по делу №2-327 о возложении обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны



Дело №2-327/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Няндома 15 сентября 2010 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Макарова М.В.,

при секретаре Сметаниной В.М.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Коньковой Н.А,

представителя ответчика – /Предприятие1/ /ФИО1/,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к /Предприятие1/», к /Учреждение1/ о возложении обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины /Номер обезличен/, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ...,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением к /Предприятие1/ о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) артезианской скважины /Номер обезличен/, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ....

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Няндомского района проведена проверка соблюдения /Предприятие1/ законодательства в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой. В ходе проверки выявлено, что /Предприятие1/ имеет лицензию на право пользования недрами /Номер обезличен/ от 13.02.2007 и осуществляет деятельность, связанную, в том числе, с обеспечением питьевой водой населения. Срок окончания действия лицензии 12.02.2017 года. Участок недр находится в ..., ... .... Водозабор ведется одиночными водозаборными скважинами. Участок недр имеет статус горного отвода – ЗСО 1 пояса. Согласно лицензии участок недр, на котором расположены скважины, имеет статус горного отвода – ЗСО 1 пояса. Требования, предъявляемые к данным зонам, /Предприятие1/ не соблюдены. В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02) организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Однако, в ходе проверки установлено, что проект ЗСО артезианской скважины /Номер обезличен/, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ... /Предприятие1/ не разработан. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные нарушения недопустимы, поскольку в свою очередь создают угрозу здоровью населения. Просит обязать ответчика – /Предприятие1/ разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины /Номер обезличен/, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ... в срок до 01.12.2010 года.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена /Учреждение1/

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Конькова Н.А. заявленные исковые требования уточнила, просит обязать надлежащего ответчика - /Предприятие1/ или /Учреждение1/ - разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины /Номер обезличен/, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ... в срок до 01.12.2010 года, поскольку постановлением главы администрации Архангельской области № 465 от 05 ноября 2001 года обязанность разрабатывать проекты зоны санитарной охраны артезианской скважины также возложена и на органы местного самоуправления. В обоснование заявленных требований привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика /Предприятие1/ /ФИО1/ иск признал полностью, суду пояснил, что указанная артезианская скважина расположена в ..., на территории .... Она передана /Предприятие1/ в оперативное управление для эксплуатации с целью оказания услуги по водоснабжению населения. Предприятие имеет лицензию на пользование недрами. До 1996 года собственником скважины являлось /Предприятие2/ которое передало ее /Учреждение1/. Документов о наличии проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины не имелось. Под скважину выделен земельный участок площадью 100 квадратных метров. Их предприятием был оформлен паспорт на скважину. До настоящего времени проект зоны санитарной охраны артезианской скважины не разработан. Ими была установлена организация, которая может изготовить указанный проект. В ближайшее время туда будет сделана соответствующая заявка. Он признает, что на /Предприятие1/ как эксплуатирующую артезианскую скважину организацию возлагается обязанность разработать проект зоны санитарной охраны.

Представитель ответчика /Учреждение1/ /ФИО2/ в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, ответчиком по делу считает /Предприятие1/, просит предоставить данному предприятию срок для разработки проектов зон санитарной охраны до 31.12.2011 года.

Представитель третьего лица – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах /ФИО3/ в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Конькову Н.А., пояснения представителя ответчика /Предприятие1/ /ФИО1/, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Как следует из положений ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон №52 – ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их СЗЗ, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила

Из положений ст. 19 Закона №52 – ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствие п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Согласно ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон №7-ФЗ), размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст.52 Закона №7 - ФЗ в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

Законом №52-ФЗ определены государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В целях предупреждения вредного воздействия промышленных предприятий на здоровье населения и исполнения требований Постановления Главного Санитарного врача Российской федерации введены правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110-02.

В судебном заседании установлено, что /Предприятие1/ имеет лицензию на право пользования недрами /Номер обезличен/ от 13.02.2007 и осуществляет деятельность, связанную, в том числе, с обеспечением питьевой водой населения. Срок окончания действия лицензии 12.02.2017 года. Участок недр находится в .... Водозабор ведется одиночными водозаборными скважинами. Участок недр имеет статус горного отвода – ЗСО 1 пояса.

Согласно лицензии участок недр, на котором расположены скважины, имеет статус горного отвода – ЗСО 1 пояса. /Предприятие1/ не разработан проект ЗСО артезианской скважины /Номер обезличен/, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., /Предприятие1/

Из справки о результатах проверки соблюдения /Предприятие1/ законодательства в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой от 20 мая 2010 года следует, что прокуратурой Няндомского района выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допускаемые ответчиком. Проект зоны санитарной охраны артезианской скважины /Номер обезличен/, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ...», /Предприятие1/ не разработан л.д.12). Данные нарушения ранее были выявлены территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах в ходе проведения мероприятий по надзору, по результатам которых был составлен акт от 31.01.2009 года.

Доводы ответчика /Учреждение1/», приведенные в отзыве на исковое заявление, о том, что разработку проекта ЗСО на артезианские скважины должны производить /Предприятие1/», суд признает обоснованными по следующим основаниям.

Как следует из 1.15. СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Согласно представленным документам Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства природных ресурсов экологии РФ Северное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 13 февраля 2007 года /Предприятие1/ выдана лицензия /Номер обезличен/ на право пользования недрами, согласно которой, /Предприятие1/ разрешается в период до 12 февраля 2017 года осуществлять добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов ... л.д.11).

Пунктом 5.4 статьи 5 Устава /Предприятие1/ к видам деятельности предприятия наряду с прочими отнесено также водоснабжение.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих наличие у него указанного проекта.

Учитывая изложенное, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что действующее законодательство обязанности по осуществлению организации разработки проекта ЗСО и выполнение санитарных мероприятий в пределах ее поясов возлагает на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем.

По мнению суда, надлежащим ответчиком по делу является /Предприятие1/», как организация, осуществляющая эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Наличие у ответчика лицензии на право пользования недрами /Номер обезличен/ от 13.02.2007, в том числе и артезианской скважиной /Номер обезличен/, расположенной по адресу: ..., из которой производится добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов, предусматривает необходимость разработки проекта ЗСО артезианской скважины, в связи с чем, исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с положениями ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, согласно которой в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, суд принятое решение не мотивирует.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к /Предприятие1/ удовлетворить.

Обязать /Предприятие1/ разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины /Номер обезличен/, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., в срок до 01 декабря 2010 года.

Взыскать с /Предприятие1/ государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в сумме 200 (Двести) рублей 00 копеек.

В удовлетворении иска прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к /Учреждение1/ отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2010 года.

Судья М.В. Макаров