Дело №2-282/2010
РешениеИменем Российской Федерациигород Няндома 12 октября 2010 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Епишина В.А.,
при секретаре Росковой О.В.,
с участием истца /ФИО1/,
представителя ответчика - муниципального казенного унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» /ФИО5/,
представителя ответчика - Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области /ФИО4/,
третьего лица /ФИО3/,
представителя третьего лица Рудыка Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску /ФИО1/ к муниципальному казенному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», Управлению Федеральной миграционной службы по Архангельской области о возложении обязанности произвести регистрацию по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
/ФИО1/ обратилась в суд с иском к паспортному столу муниципального казенного унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее паспортный стол МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район») о признании записи от ДД.ММ.ГГГГ о снятии её с регистрационного учета по адресу: <адрес>, недействительной, а также об установлении обязанности произвести запись о её регистрации в указанном жилом помещении.
В обоснование исковых требований истец указала, что она проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, совместно с мужем и детьми. Указанная квартира является муниципальной собственностью. По данному адресу она была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ её без согласия сняли с регистрационного учета. Заявление о снятии с регистрационного учета она не писала. ДД.ММ.ГГГГ в паспортный стол МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» она не приходила. С ДД.ММ.ГГГГ она состоит в браке с /ФИО3/ После ссоры с мужем она ушла из дома, на следующий день обнаружила, что у неё отсутствует паспорт. ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов муж вернул ей паспорт и сообщил, что выписал её из квартиры. После этого она обнаружила в паспорте отметку о снятии её с регистрационного учета. Считает, что её незаконно сняли с регистрационного учета. Кроме того, в заявлении о снятии с регистрационного учета её фамилия указана неправильно как /Фамилия2/ вместо /Фамилия1/, отчество указано как /Отчество2/ вместо, /Отчество1/, также имеется ошибка в наименовании места её рождения. Просит признать запись от ДД.ММ.ГГГГ о снятии её с регистрационного учета по адресу: <адрес>, недействительной; обязать паспортный стол МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» произвести запись о регистрации её по адресу: <адрес>.
В предыдущем судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец /ФИО1/ уточнила исковые требования, просит признать запись от ДД.ММ.ГГГГ о снятии её с регистрационного учета по адресу: <адрес>, недействительной; обязать муниципальное казенное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее - МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район») произвести запись о регистрации её по адресу: <адрес>.
Определением судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 20 августа 2010 года в качестве соответчика по делу было привлечено Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области (далее - УФМС по Архангельской области).
В судебном заседании истец /ФИО1/ от исковых требований в части признания записи от ДД.ММ.ГГГГ о снятии её с регистрационного учета по адресу: <адрес>, недействительной отказалась, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение суда. Уточнила исковые требования, просит обязать надлежащего ответчика произвести регистрацию ее по месту жительства по адресу: <адрес>. В обоснование привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что заявление о снятии ее с регистрационного учета в спорном жилом помещении ни ДД.ММ.ГГГГ, ни ДД.ММ.ГГГГ она не писала. Кто писал от ее имени заявления, она не знает. Полагает, что с регистрационного учета ее мог снять бывший муж, так как между ними произошла ссора. В настоящее время она не может проживать в спорном жилом помещении, поскольку у нее отсутствует регистрация. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области /ФИО4/ в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что при снятии истца с регистрационного учета по месту жительства из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, работниками отделения УФМС России по Архангельской области в Няндомском районе была проявлена невнимательность, не были сверены паспортные данные /ФИО1/ с данными заявления о снятии ее с регистрационного учета.
Из положений ч.3 ст.173 ГПК РФ следует, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Статьей 54 ГПК РФ предусмотрено, что представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
Согласно доверенности от 05 октября 2010 года, выданной Управлением Федеральной миграционной службы по Архангельской области на имя /ФИО4/, последней не предоставлено право на признание иска. В связи с чем, суд не принимает признание иска, о чем судом 12 октября 2010 года вынесено определение.
Представитель ответчика - муниципального казенного унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» /ФИО5/ исковые требования не признала, суду пояснила, что МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком, поскольку регистраций и снятием граждан с регистрационного учета указанное предприятие не занимается. МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» производит лишь первичный учет граждан, который включает в себя прием и оформление документов для последующей передачи в отделение УФМС России по Архангельской области в Няндомском районе, которое и осуществляет регистрацию, снятие с регистрационного учета граждан. Заявление о снятии с регистрационного учета подается в двух экземплярах один остается в МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район, а другой направляется в отделение УФМС России по Архангельской области в Няндомском районе. При принятии заявлений /ФИО1/ работник паспортного стола сверил схожесть фотографии в паспорте с девушкой, которая пришла для оформления заявления о снятии с регистрационного учета. По причине загруженности работник паспортного стола пропустила расхождения паспортных данных /ФИО1/ и данных, указанных в заявлении. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица – администрации муниципального образования «Няндомское» /ФИО6/ в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, согласно которому полагает разрешение дела оставить на усмотрение суда, возражений не имеет. Просит рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо /ФИО3/ с иском не согласился, пояснил, что снятие /ФИО1/ с регистрационного учета произведено законно, поскольку последняя добровольно снялась с регистрационного учета. Считает, что в настоящее время /ФИО1/ не может быть зарегистрирована в спорном жилом помещении, поскольку брак между ними расторгнут.
Представитель третьего лица Рудык Н.А. с иском не согласился, полагает, что /ФИО1/ добровольно снялась с регистрационного учета.
Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, третьего лица, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
В соответствии со ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Частями 1,2 статьи 69 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с ч.1 ст.70 Жилищного кодекса РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей.
В судебном заседании установлено, что /ФИО3/ является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором № социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ним и МУП «Няндомская жилищная компания» муниципального образования «Няндомское» (л.д.16-17).
Истец /ФИО1/, находясь в зарегистрированном браке с нанимателем, вселилась в указанное жилое помещение, зарегистрировавшись ДД.ММ.ГГГГ в нем в установленном законом порядке, что подтверждается заявлениями нанимателя /ФИО3/ и истца /ФИО1/ о регистрации последней по месту жительства (л.д.53-54).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что порядок регистрации истца в спорном жилом помещении нарушен не был.
Вселившись в указанную квартиру и проживая в ней в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, истец /ФИО1/ приобрела все права и обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К таким правам относится и право на проживание в жилом помещении.
В соответствии со свидетельством о расторжении брака серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Няндомским территориальным отделом агентства ЗАГС Архангельской области брак, заключенный между /ФИО3/ и /ФИО1/, прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № Няндомского района Архангельской области (л.д.155).
Согласно ч.4 ст.69 Жилищного кодекса РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 (ред. от 18 июля 2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Из статьи 7 Закона следует, что снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в том числе в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства.
В соответствии с п.2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 (далее - Правила) органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
Согласно п.4 Правил ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
В судебном заседании установлено, что регистрационный учет на территории города Няндомы и Няндомского района Архангельской области осуществляет Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области в лице структурного подразделения - отделения УФМС России по Архангельской области в Няндомском районе, при этом, приемом документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, для последующей передачи в отделение УФМС России по Архангельской области в Няндомском районе занимается МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район».
Согласно агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МП «РЭС» МО «Няндомское», (именуемым по договору – принципал), и МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район», (именуемым по договору – агент), последнее обязано совершать комплекс услуг гражданам МО «Няндомское» по регистрационному учету в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 (л.д.131-135).
Из доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МП «РЭС» МО «Няндомское» уполномочивает МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» совершать комплекс услуг гражданам МО «Няндомское» по регистрационному учету в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе, производить первичный учет граждан, включающий в себя: прием и оформление документов (заявлений) для последующей передачи в отделение УФМС России по Архангельской области в Няндомском районе на регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан, выдачу документов населению, поступивших от отделения УФМС после регистрации и снятия с регистрационного учета граждан (л.д.138).
В соответствии с п.1.1. должностной инструкции специалиста (паспортиста) паспортного отдела МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район», утвержденной директором МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами указанного работника являются своевременное оформление документов на регистрацию по месту жительства и по месту пребывания, своевременное оформление документов на снятие с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Согласно пунктов 2.2-2.4 указанной должностной инструкции специалист (паспортист) паспортного отдела МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» ведет прием граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг, проверяет паспорта и документы, предъявляемые гражданами для регистрации и снятия с регистрационного учета, получения и замены паспорта гражданина Российской Федерации, отвечает за их сохранность. Своевременно оформляет документы на регистрацию по месту жительства, по месту пребывания и снятия с регистрационного учета граждан РФ, иностранных граждан. Отвечает за правильность и полноту заполнения регистрационного материала и в установленный срок направляет в ОУФМС России по Архангельской области в Няндомском районе. Передает все необходимые документы по регистрационному учету, предъявленные гражданами в ОУФМС России по Архангельской области в Няндомском районе (л.д.52-56).
Согласно п.31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства.
Как следует из п.33 Правил органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-х дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по Архангельской области в Няндомском районе истец была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, на основании заявления /ФИО2/ от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующей отметкой в паспорте гражданки РФ /ФИО1/ и заявлением /ФИО2/ (л.д.7).
Как установлено /ФИО1/ с заявлением о снятии ее с регистрационного учета по месту жительства в органы регистрационного учета не обращалась. Заявление в двух экземплярах, представленное в органы регистрационного учета, было написано не /ФИО1/, а иным лицом, что подтверждается как пояснениями истца, так и заключением эксперта ГУ «Архангельская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому тексты заявлений о снятии с регистрационного учета по месту жительства, месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ исполнены не /ФИО1/, а другим лицом. Решить кем – /ФИО1/ или другим лицом – выполнены две подписи от имени /ФИО1/, расположенные в нижней части заявлений о снятии с регистрационного учета по месту жительства, месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, не представилось возможным (л.д.97-105).
Таким образом, в заявлении были указаны паспортные данные иного лица, а не /ФИО1/, а именно: указаны иная фамилия и отчество (/ФИО2/), при этом как установлено проведенной судебной почерковедческой экспертизой заявление /ФИО1/ не писала.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что снятие с регистрационного учета истца /ФИО1/ по месту ее жительства было произведено с нарушением законодательства, регулирующего регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Должностные лица отделения УФМС России по Архангельской области в Няндомском районе не сверили паспортные данные истца с представленным заявлением, тем самым были не вправе принимать решение о снятии истца с регистрационного учета по месту жительства, а должны были возвратить представленное заявление в МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» для надлежащего оформления.
Исследовав и оценив, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является УФМС России по Архангельской области, а не МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район», поскольку в соответствии с действующим законодательством регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания на территории Няндомского района Архангельской области занимается УФМС России по Архангельской области структурным подразделением которого является Няндомское отделение, в связи с чем, суд полагает необходимым обязать указанного ответчика произвести регистрацию истца по месту жительства по адресу: <адрес>.
Учитывая, что МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком по делу, суд полагает в удовлетворении иска, заявленного к указанному ответчику, отказать.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.85 ГПК РФ в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 ГПК РФ.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика - УФМС России по Архангельской области в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
С учетом требований ст.85 ГПК РФ с ответчика - УФМС России по Архангельской области в пользу Государственного учреждения Архангельская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации подлежат взысканию судебные расходы по оплате почерковедческой судебной экспертизы в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск /ФИО1/ к муниципальному казенному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», Управлению Федеральной миграционной службы по <адрес> о возложении обязанности произвести регистрацию по месту жительства удовлетворить частично.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по <адрес> произвести регистрацию /ФИО1/, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, по месту жительства по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований /ФИО1/ к Муниципальному казенному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности произвести регистрацию по месту жительства отказать.
Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области в пользу Государственного учреждения Архангельская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации судебные расходы по оплате почерковедческой судебной экспертизы в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области в пользу /ФИО1/ государственную пошлину в размере 200 (Двухсот) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Няндомский районный суд.
Мотивированное решение составлено 18 октября 2010 года.
Судья В.А. Епишин