Дело №2-329/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Няндома 14 октября 2010 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Макарова М.В.,
при секретаре Холматовой С.С.,
с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Коньковой Н.А.,
представителей ответчиков /ФИО1/, /ФИО2/, /ФИО3/,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к /Организация1/», к администрации муниципального образования «<...>», к /Организация2/ о возложении обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины №, расположенной по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением к обществу с /Организация1/ о возложении обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины №, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Няндомского района проведена проверка соблюдения /Организация1/ законодательства в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой. В ходе проверки выявлено, что /Организация1/ имеет лицензию на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет деятельность, связанную, в том числе, с обеспечением питьевой водой населения. Срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ. Участок недр находится в <адрес>. Водозабор ведется одиночными водозаборными скважинами. Участок недр имеет статус горного отвода – ЗСО 1 пояса. Согласно лицензии участок недр, на котором расположены скважины, имеет статус горного отвода – ЗСО 1 пояса. Требования, предъявляемые к данным зонам, /Организация1/ не соблюдены. В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02) организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Однако, в ходе проверки установлено, что /Организация1/ проект ЗСО артезианской скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, не разработан, санитарные мероприятия в пределах ЗСО не проводятся. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные нарушения недопустимы, поскольку в свою очередь создают угрозу здоровью населения. Просит обязать ответчика – /Организация1/ разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 01.12.2010 года.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация муниципального образования «<...>» (далее – администрация), /Организация2/
В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Конькова Н.А. заявленные исковые требования уточнила, просит обязать надлежащего ответчика - /Организация1/», администрацию муниципального образования «<...>» или /Организация2/ - разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 01.12.2010 года, поскольку постановлением главы администрации Архангельской области № 465 от 05 ноября 2001 года обязанность разрабатывать проекты зоны санитарной охраны артезианской скважины также возложена и на органы местного самоуправления, а собственником указанной артезианской скважины является /Организация2/. В обоснование заявленных требований привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика /Организация1/ /ФИО1/ иском не согласился, доводы отзыва и дополнения к нему поддержал. Дополнительно пояснил, что /Организация1/ осуществляет эксплуатацию артезианской скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды с администрацией МО «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ №. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды продлен. /Организация1/ имеет лицензию на право пользования недрами. Проект ЗСО не разработан предприятием, так все правоустанавливающие документы, на данную скважину находятся у собственника /Организация2/.
В настоящее время от представителей ответчиков ему известно, что в течение месяца-двух право собственности на указанную скважины должно перейти к администрации МО «<...>». Он согласен с тем, что разработка проекта ЗСО возлагается на эксплуатирующую организацию.
Представитель ответчика администрации МО «<...>» /ФИО2/ иск не признала, доводы отзыва поддержала, дополнительно суду пояснила следующее.
Обязанность разработки проекта ЗСО возлагается на органы коммунального хозяйства или на собственника. Органом коммунального хозяйства является /Организация1/ Собственником артезианской скважины является /Организация2/
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ от /Отделение/ /Организация2/ разрешено использовать артезианскую скважины безвозмездно для нужд города на период оформления договора дарения, который до настоящего времени не заключен, однако он оформляется, проходит стадия его согласования, в течение месяца-полутора он будет заключен.
С /Организация1/ заключен договор аренды артезианской скважины, который является действующим. По ее мнению, обязанность разработки проекта ЗСО должна возлагаться на эксплуатирующую организацию.
Представитель ответчика /Организация2/ /ФИО3/ иск не признал, суду пояснил, что, согласно устава, /Организация2/ является транспортной организацией, осуществлением деятельности по оказанию коммунальных услуг населению не занимается.
/Организация2/ является собственником артезианской скважины №. Договор дарения МО «<...>» находится в стадии согласования и подписания. /Организация2/ с 2008 года дало свое согласие на безвозмездную эксплуатацию скважины для нужд населения.
/Организация1/ является эксплуатирующей организацией. По его мнению, в соответствии с законодательством /Организация1/ должно заниматься разработкой проекта ЗСО.
Представитель третьего лица – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах /ФИО4/ в судебное заседание не явилась, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования к /Организация1/ поддерживает.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Конькову Н.А., пояснения представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Как следует из положений ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон №52 – ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их СЗЗ, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила
Из положений ст. 19 Закона № 52–ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствие п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Согласно ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон №7-ФЗ), размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст.52 Закона № 7-ФЗ в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.
Законом № 52-ФЗ определены государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В целях предупреждения вредного воздействия промышленных предприятий на здоровье населения и исполнения требований Постановления Главного Санитарного врача Российской федерации введены правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110-02.
В судебном заседании установлено, что /Организация1/ имеет лицензию на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет деятельность, связанную, в том числе, с обеспечением питьевой водой населения. Срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ. Участок недр находится на <адрес>. Водозабор ведется одиночными водозаборными скважинами. Участок недр, на котором расположены скважины, согласно лицензии, имеет статус горного отвода – ЗСО 1 пояса. Проект ЗСО, данной артезианской скважины, /Организация1/ не разработан.
Из справки о результатах проверки соблюдения /Организация1/ законодательства в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой Няндомского района выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допускаемые ответчиком. Проект зоны санитарной охраны артезианской скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, /Организация1/ не разработан (л.д.6). Данные нарушения ранее были выявлены территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах в ходе проведения мероприятий по надзору, по результатам которых был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ
Доводы ответчиков администрации МО «<адрес>» и /Организация2/», о том, что разработку проекта ЗСО на артезианскую скважину должна производить /Организация1/ суд признает обоснованными по следующим основаниям.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ собственником артезианской скважины, по адресу: <адрес>, является /Организация2/, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между /Организация2/ и администрацией муниципального образования «<...>» был подписан договор дарения имущества №, находящегося в собственности /Организация2/», в государственной регистрации которого Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО было отказано.
В имеющихся в материалах дела письмах начальника /Отделение/ /ФИО5/: от ДД.ММ.ГГГГ адресованного главе администраций МО «<...>» содержится информация о разрешении эксплуатации имущества /Организация2/, согласно перечня к договору дарения №, на правах хозяйственного ведения, согласно п.2 (В) Постановления данного совещания; в письме от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном главе администрации МО «<...>» содержится разрешение на использование артезианской скважины, расположенной по <адрес> на безвозмездной основе для нужд города на период оформления договора «дарения» с ДД.ММ.ГГГГ.
Договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашением о продлении срока действия договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО «<...>» и /Организация1/ от ДД.ММ.ГГГГ, /Организация1/ предоставлено право пользования артезианской скважиной №.
Как следует из 1.15. СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Согласно представленным документам Федеральным агентством по недропользованию Управления недропользования по Архангельской области, Министерства природных ресурсов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ /Организация1/ выдана лицензия № на право пользования недрами, согласно которой, /Организация1/ разрешается в период до ДД.ММ.ГГГГ осуществлять добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения в г. Няндома в границах МО «<...>» (л.д.43-45).
Пунктом 2.2 статьи 2 Устава /Организация1/ к видам деятельности предприятия наряду с прочими также отнесены: сбор, очистка и распределение воды.
Учитывая изложенное, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что действующее законодательство обязанности по осуществлению организации разработки проекта ЗСО и выполнение санитарных мероприятий в пределах ее поясов возлагает на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем.
Факт эксплуатации артезианской скважины № /Организация1/ не оспаривает, однако доказательств, подтверждающих наличие у нее проекта ЗСО, указанной скважины, суду не представлено.
По мнению суда, надлежащим ответчиком по делу является /Организация1/», как организация, осуществляющая эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Наличие у ответчика лицензии на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и артезианской скважиной №, расположенной по адресу: <адрес>, из которой производится добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> в границах МО «<...>», предусматривает необходимость разработки проекта ЗСО артезианской скважины, в связи с чем, исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «<...>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к /Организация1/ о возложении обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины №, расположенной по адресу: <адрес> удовлетворить.
Обязать /Организация1/ разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины №, расположенной по адресу: <адрес> срок до 01 декабря 2010 года.
Взыскать с /Организация1/ государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «<...>» в сумме 200 (Двести) рублей 00 копеек.
В удовлетворении иска прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<...>», к /Организация2/ отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 октября 2010 года.
Судья М.В. Макаров