Решение по делу №2-402 (о возложении обязанности по устранению нарушения требований пожарной безопасности)



Дело № 2-402/2010

РешениеИменем Российской Федерации

г. Няндома 25 октября 2010 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Вантрусовой О.М.,

при секретаре Холматовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Няндомского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности по устранению нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01 ноября 2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Няндомского района обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности по устранению нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01 ноября 2010 года.

В обоснование иска указал, что администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» (далее – администрация МО «<данные изъяты>») не исполняются требования Федерального закона «О пожарной безопасности» по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. В ходе проверки, проведенной отделом государственного пожарного надзора в Няндомском районе 24 ноября 2009 года установлено, что в реестре муниципального имущества МО «<данные изъяты>» числится 17 пожарных водоемов, 5 из которых не соответствуют требованиям правил пожарной безопасности. Предписание, вынесенное в адрес главы администрации о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 01 августа 2010 года, не исполнено, нарушения не устранены. За невыполнение предписания составлен протокол об административном правонарушении. По состоянию на 23 августа 2010 года не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности: закрытый пожарный водоем №, расположенный возле <адрес> в <адрес> находится без воды и захламлен мусором; подъезд к закрытому пожарному водоему №, расположенному возле <адрес> в <адрес> перекрыт канавой, препятствующей подъезду; на реке Моша в <адрес> отсутствуют 5 подъездов по <адрес> и 3 подъезда по <адрес> с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время; подъезд к закрытому пожарному водоему №, расположенному возле <адрес> в <адрес>, невозможен из-за проложенной теплотрассы. Из-за бездействия администрации МО «<данные изъяты>» не обеспечивается требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения, затруднена эксплуатация пожарных водоемов в виду их технического состояния. Просит обязать администрацию МО «<данные изъяты>» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: произвести пополнение закрытого пожарного водоема №, расположенного возле <адрес> в <адрес>, очистить от мусора; восстановить подъезд к закрытому пожарному водоему №, расположенному возле <адрес> в <адрес>; на реке Моша в <адрес> оборудовать 5 подъездов по <адрес> и 3 подъезда по <адрес> с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время; оборудовать подъезд к закрытому пожарному водоему №, расположенному возле <адрес> в <адрес>, которому препятствует проложенная теплотрасса, в срок до 01 ноября 2010 года.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Вантрусова О.М. исковые требования поддержала в полном объеме. Просила обязать администрацию МО «<данные изъяты>» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: произвести пополнение закрытого пожарного водоема №, расположенного возле <адрес> в <адрес>, очистить от мусора; восстановить подъезд к закрытому пожарному водоему №, расположенному возле <адрес> в <адрес>; на реке Моша в <адрес> оборудовать 5 подъездов по <адрес> и 3 подъезда по <адрес> с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время; оборудовать подъезд к закрытому пожарному водоему №, расположенному возле <адрес> в <адрес>, которому препятствует проложенная теплотрасса в срок до 01 ноября 2010 года.

Представитель ответчика – администрации МО «<данные изъяты>», по доверенности /ФИО1/, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила заявление, указав, что работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности ведутся, находятся в стадии завершения, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица – отдела государственного пожарного надзора Няндомского района Архангельской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление, которым просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения помощника прокурора Няндомского района Вантрусовой О.М., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Няндомского района подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Согласно ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 9 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст.19, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, п.п.2, 3 ч.2 ст.8 Закона Архангельской области «О пожарной безопасности в Архангельской области» от 20 сентября 2005 года № 86-5-ОЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Устава муниципального образования «<данные изъяты>» Няндомского района, к вопросам местного значения муниципального образования относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО «<данные изъяты>» (л.д.28-68).

Как следует из выписки администрации МО «<данные изъяты>» № от 26 августа 2010 года в реестре муниципального имущества МО «<данные изъяты>» числятся объекты капитального строительства «пожарный водоем» в количестве 17 единиц (л.д. 9).

Судом установлено, что по результатам проверки отделом государственного пожарного надзора Няндомского района от 24 ноября 2009 года, проведенной в <адрес>, выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: закрытый пожарный водоем №, <адрес> находится без воды и захламлен мусором; подъезд к закрытому пожарному водоему № по <адрес> перекрыт канавой, препятствующей подъезду; затруднен подъезд на пожарный пирс у открытого пожарного водоема № по <адрес>; на реке Моша отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время; подъезд к закрытому пожарному водоему № по <адрес> невозможен из-за проложенной теплотрассы. У водоемов (водоисточников), а так же по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (л.д. 5).

В адрес администрации МО «<данные изъяты>» 24 ноября 2009 года было вынесено предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 6). В

В результате проверки, проведенной 23 августа 2010 года отделом государственного пожарного надзора Няндомского района, был составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому глава администрации МО «<данные изъяты>» /ФИО2/, являясь лицом, ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности, не выполнил в установленный срок до 01 августа 2010 года законного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности Государственного пожарного надзора № от 24 ноября 2009 года пункт 1,2, 3,4,5,6,7, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В указанном протоколе, в качестве объяснения, главой администрации указано, что причиной допущенных нарушений явилось отсутствие денежных средств (л.д. 7, 8).

Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС от 18 июня 2003 года № 313 (далее – правила пожарной безопасности), правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 23, 89 правил пожарной безопасности предусмотрено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

В соответствии с п.94 правил пожарной безопасности при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12?12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, установленных правилами пожарной безопасности, создают угрозу причинения вреда здоровью людей, и орган местного самоуправления не вправе ссылаться на финансовые затруднения как на оправдание нарушения конституционного права граждан на охрану здоровья, установленного ст.41 Конституции Российской Федерации.

При этом требования прокурора Няндомского района не ущемляют самостоятельности органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «<данные изъяты>», в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение исполнить, возложенные на него законом обязанности.

Таким образом, поскольку обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения поселения, то суд полагает необходимым обязать администрацию МО «<данные изъяты>» устранить нарушения требований пожарной безопасности.

На основании п.п. 9, 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Няндомского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности по устранению нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01 ноября 2010 года, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: произвести пополнение закрытого пожарного водоема №, расположенного возле <адрес> в <адрес>, очистить от мусора; восстановить подъезд к закрытому пожарному водоему №, расположенному возле <адрес> в <адрес>; на реке Моша в <адрес> оборудовать 5 подъездов по <адрес> и 3 подъезда по <адрес> с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время; оборудовать подъезд к закрытому пожарному водоему №, расположенному возле <адрес> в <адрес>, которому препятствует проложенная теплотрасса, в срок до 01 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 октября 2010 года.

Судья

Няндомского районного суда Е.Н. Воропаев