Решение по делу №2-441 (о признании незаконным бездействия администрации в сфере градостроительной деятельности)



Де­ло № 2-441/2010

РЕШЕНИЕиме­нем Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

г. Няндома 22 октября 2010 г.

Нян­дом­ский рай­он­ный суд Ар­хан­гель­ской об­лас­ти в со­ста­ве:

пред­се­да­тель­ст­вую­ще­го су­дьи Воропаева Е.Н.,

с уча­сти­ем помощника прокурора Няндомского района Хильченко А.Ю.,

при сек­ре­та­ре Холматовой С.С.,

рас­смот­рев в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии в помещении Нян­до­мского районного суда Ар­хан­гель­ской об­лас­ти гра­ж­дан­ское де­ло по заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Мошинское» в сфере градостроительной деятельности и возложении обязанности по разработке и утверждению проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «Мошинское», местных нормативов градостроительного проектирования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в Няндомский районный суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Мошинское» в сфере градостроительной деятельности и возложении обязанности по разработке и утверждению проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «Мошинское», местных нормативов градостроительного проектирования, указав следующее.

В обоснование заявленных требований указал, что согласно представленной в прокуратуру Няндомского района информации из администрации муниципального образования «Мошинское», документы в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании «Мошинское» отсутствуют, а именно, проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования, несмотря на то, что с момента принятия Градостроительного кодекса РФ прошло 5 лет. Отсутствие данных документов препятствует устойчивому развитию территории муниципального образования, реализации прав граждан и организаций в области жилищного строительства, препятствует участию муниципального образования «Мошинское» в целевых программах приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мошинское» в сфере градостроительной деятельности, в части подготовки проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Мошинское» и обязать в срок до 01 января 2012 года разработать проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки и направить их на утверждение в Муниципальный Совет муниципального образования «Мошинское», разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Хильченко А.Ю. доводы, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мошинское» в сфере градостроительной деятельности, в части подготовки проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Мошинское» и обязать в срок до 01 января 2012 года разработать проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки и направить их на утверждение в Муниципальный Совет муниципального образования «Мошинское», разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования.

Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования «Мошинское» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление, которым просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения помощника прокурора Няндомского района, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Няндомского района подлежащим удовлетворению.

Как следует из п.1 ч.1 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействиями) органа местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, п.20 ст.7 Устава муниципального образования «Мошинское», к вопросам местного значения поселения относится, в частности, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

Согласно п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Согласно ч.5 ст.31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации.

Частями 1, 2 ст.24, ч.1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ установлено, что генеральный план поселения, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Согласно ч.ч.4, 6 ст.24 Градостроительного кодекса РФ местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории). Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

Как следует из материалов дела и как установлено судом, в муниципальном образовании «Мошинское» до настоящего времени генеральный план, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования не разработаны из-за отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования. При подготовке бюджета на 2011 год планируется выделение денежных средств на выполнение работ по разработке градостроительного плана поселения и правил землепользования и застройки (л.д. 22).

Согласно Федеральной целевой программе «Жилище на 2002 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, одним из направлений данной программы является развитие жилищного строительства, для осуществления которого необходимо, в том числе, формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства.

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ с 01 января 2012 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие со стороны администрации муниципального образования «Мошинское» нашло свое подтверждение в судебном заседании. Доказательств того, что заинтересованным лицом были приняты меры для исполнения вышеуказанных полномочий в сфере градостроительной деятельности до обращения прокурора в суд не представлено.

Также довод администрации муниципального образования «Мошинское» об отсутствии денежных средств на разработку документов в сфере градостроительной деятельности не является основанием, предусмотренным законом, для освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом полномочий.

При этом требования прокурора Няндомского района не ущемляют самостоятельности органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Мошинское», в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение исполнить, возложенные на него законом обязанности.

На основании п.п. 9, 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Мошинское» в сфере градостроительной деятельности и возложении обязанности по разработке и утверждению проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «Мошинское», местных нормативов градостроительного проектирования, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мошинское» в части подготовки проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Мошинское».

Обязать администрацию муниципального образования «Мошинское» разработать проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки и направить их на утверждение в Муниципальный Совет муниципального образования «Мошинское», разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Мошинское» в срок до 01 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 октября 2010 года.

Председательствующий Е.Н. Воропаев