Решение по делу №2-457 (о признании незаконным бездействия администрации МО `Няндомское` в сфере градостроительной деятельности )



Дело №2–457/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Няндома 01 ноября 2010 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Епишина В.А.,

при секретаре Росковой О.В.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Хильченко А.Ю.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Няндомское» Едемской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Няндомское» в сфере градостроительной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Няндомское» (далее МО «Няндомское») в сфере градостроительной деятельности.

В обосновании заявленных требований указал, что частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) определены полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, среди которых: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений. Аналогичные положения содержит п.20 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ. Согласно представленной 19 октября 2010 года в прокуратуру Няндомского района из администрации МО «Няндомское» информации предусмотренные п.п.1-3 ч.1 ст.8 ГрК РФ документы в МО «Няндомское» отсутствуют. К документам территориального планирования поселений относятся генеральные планы поселений. В настоящее время генеральный план, местные нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки МО «Няндомское» отсутствуют, несмотря на то, что с момента принятия ГрК РФ прошло 5 лет. Бездействие администрации МО «Няндомское» по подготовке проекта генерального плана, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования является незаконным. В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года №191 –ФЗ, ч.3 ст.51 ГрК РФ с 01 января 2012 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением случаев, установленных данной частью. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, являющаяся основным программным документом приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Одним из направлений данной программы является развитие жилищного строительства, для реализации которого необходимо формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации. Отсутствие утвержденных генерального плана, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования препятствует устойчивому развитию территории муниципального образования, реализации прав неопределенного круга лиц – граждан и организаций в области жилищного строительства, препятствует участию МО «Няндомское» в целевых программах приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Няндомское» в сфере градостроительной деятельности в части подготовки проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования МО «Няндомское». Обязать администрацию МО «Няндомское» в срок до 01 января 2012 года разработать проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки МО «Няндомское» и направить их на утверждение в муниципальный совет МО «Няндомское», разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Хильченко А.Ю. отказался от заявленных требований в части признания незаконным бездействия администрации МО «Няндомское» по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования МО «Няндомское» и возложении обязанности разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, о чем 1 ноября 2010 года судом вынесено определение. Уточнил требования заявления, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Няндомское» в сфере градостроительной деятельности, в части подготовки проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки. Обязать администрацию МО «Няндомское» в срок до 01 января 2012 года разработать проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки МО «Няндомское» и направить их на утверждение в муниципальный совет МО «Няндомское».

В обоснование заявленных требований привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в заявлении, дополнительно суду пояснил, что отсутствие в администрации МО «Няндомское» разработанного проекта генерального плана, а также проекта правил землепользования и застройки с 01 января 2012 года будет нарушать права неопределенного круга лиц - жителей города Няндома на жилищное строительство, поскольку с 01 января 2012 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки. На данный момент отсутствие разработанных и утвержденных проектов генерального плана, правил землепользования и застройки не нарушает права и свободы неопределенного круга лиц на жилищное строительство на территории МО «Няндомское». Проект генерального плана города Няндома считается разработанным с момента его утверждения муниципальным советом МО «Няндомское». На данный момент проект генерального плана муниципальным советом МО «Няндомское» не утвержден, проект правил землепользования и застройки не разработан и также не утвержден муниципальным советом МО «Няндомское», в связи с чем, бездействие администрации МО «Няндомское» по разработке и утверждению указанных документов является незаконным. Просит требования заявления удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Няндомское» Едемская Е.В., действующая на основании доверенности от 15 сентября 2010 года, с доводами и требованиями заявления не согласилась, суду пояснила, что 11 января 2009 года администрацией МО «Няндомское» был заключен контракт на разработку генерального плана города Няндома. В настоящее время проект генерального плана города Няндома готов, что подтверждается накладной №33 от 16 июля 2010 года. Проект генерального плана 19 августа 2010 года был направлен в управление архитектуры и градостроительства Архангельской области с целью передачи на рассмотрение градостроительного совета администрации Архангельской области. Управлением архитектуры и градостроительства Архангельской области проект генерального плана города Няндома был рассмотрен и рекомендовано отправить его исполнителю для устранения недостатков. Процедура согласования проекта генерального плана предусмотрена законодательством и является обязательной до утверждения его на уровне поселения. 12 октября 2010 года администрацией МО «Няндомское» было направлено в адрес исполнителя письмо об устранении недостатков в проекте генерального плана. Администрацией МО «Няндомское» разработан проект генерального плана города Няндома, который в настоящее время проходит все необходимые согласования. Проект правил землепользования и застройки разрабатывается с учетом положений генерального плана города Няндома, в связи с чем, в настоящее время разработать проект правил землепользования и застройки невозможно. Считает, что бездействие администрации МО «Няндомское» в части подготовки проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки по вышеуказанным основаниям отсутствует. В настоящее время администрацией МО «Няндомское» не нарушаются права граждан на жилищное строительство, поскольку при обращении заинтересованных лиц рассматривается вопрос о выделении земельных участков для жилищного строительства.

Выслушав пояснения помощника прокурора Няндомского района Архангельской области, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 - ФЗ (в ред. от 28 сентября 2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.21 ч.1 ст.7 Устава МО «Няндомское» принятому решением муниципального Совета МО «Няндомское» от 22 ноября 2005 года №5 к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

В соответствии со ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Согласно ст.18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план поселения.

Как следует из положений ст.23 ГрК РФ подготовка генеральных планов поселений, осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

В соответствии с требованиями ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.

В судебном заседании установлено, что проект генерального плана города Няндома в настоящее время по заказу администрации МО «Няндомское» разрабатывается и находится на стадии доработки в ОАО «Институт Гипроагротехпром». Данные обстоятельства подтверждаются муниципальным контрактом на разработку генерального плана города Няндома от 11 января 2009 года, заключенным между администрацией МО «Няндомское» (Заказчик) и ОАО «Институт Гипроагротехпром» (Исполнитель), согласно которому Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика разработку генерального плана города Няндома и передать Заказчику результаты работ (л.д.40-44), накладной №33 от 16 июля 2010 года, согласно которой ОАО «Институт Гипроагротехпром» направил в адрес администрации МО «Няндомское» проект генерального плана города Няндома (л.д.51), сопроводительной на имя начальника управления архитектуры и градостроительства Архангельской области, из которой следует, что администрация МО «Няндомское» просит оказать помощь в приемке материалов выполненного генерального плана (л.д.52), письмами главы администрации МО «Няндомское» от 30 сентября 2010 года, 12 октября 2010 года на имя генерального директора ОАО «Институт Гипроагротехпром», согласно которым администрация МО «Няндомское» просит в кратчайшие сроки устранить недостатки выполненных работ по разработке генерального плана города Няндома (л.д.53, 54), письмом главы администрации МО «Няндомское» от 25 октября 2010 года на имя генерального директора ОАО «Институт Гипроагротехпром», в котором он просит сообщить сроки предоставления исправленного проекта генерального плана города Няндома (л.д.55).

Согласно ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с требованиями ст.31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что проект правил землепользования и застройки в администрации МО «Няндомское» отсутствует, в связи с тем, что до настоящего времени не утвержден проект генерального плана города Няндома.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что прокурором Няндомского района Архангельской области не представлены суду доказательства, свидетельствующие о незаконном бездействии администрации МО «Няндомское» в сфере градостроительной деятельности, в части разработки проекта генерального плана города Няндома, проекта правил землепользования и застройки МО «Няндомское», не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, отсутствием проекта генерального плана города Няндома и проекта правил землепользования и застройки.

Как установлено судом, генеральный план города Няндома разрабатывается и находится на стадии доработки, а проект правил землепользования и застройки разрабатывается в соответствии с п.9 ст.31 ГрК РФ на основании генерального плана поселения. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что со стороны администрации МО «Няндомское» отсутствует бездействие.

Доводы помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Хильченко А.Ю. о том, что отсутствие утвержденных генерального плана, правил землепользования и застройки, препятствует устойчивому развитию территории муниципального образования, реализации прав неопределенного круга лиц – граждан и организаций в области жилищного строительства, участию МО «Няндомское» в целевых программах приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц в будущем, являются необоснованными, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Кроме того, ссылку прокурора на то, что отсутствие указанных документов, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц в будущем, суд считает несостоятельной, не основанной на законе, поскольку нарушение прав и свобод граждан должно носить реальный характер.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, дав оценку и анализ исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявления прокурора.

Руководствуясь ст.ст.194 -199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Няндомское» в сфере градостроительной деятельности отказать.

Ре­ше­ние может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Няндомский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Ар­хан­гель­ского об­ла­ст­ного суда.

Мотивированное решение составлено 8 ноября 2010 ода

Судья В.А. Епишин