Дело № 2-362/2010
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерациигород Няндома 17 ноября 2010 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Ермилова В.А.,
при секретаре Росковой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Филимоновой О.А.,
представителя ответчика муниципального предприятия «Ремонтно-эксплуатационная служба» муниципального образования «Няндомское» /ФИО1/,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Няндомское» /ФИО2/,
рассмотрев в помещении Няндомского районного суда Архангельской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Ремонтно-эксплуатационная служба» муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности своевременного вывоза отходов из дворового сборника, администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности организовать надлежащим образом вывоз отходов из дворового сборника,
У С Т А Н О В И Л :
Исполняющий обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Ремонтно-эксплуатационная служба» муниципального образования «Няндомское» (далее МП «РЭС» МО «Няндомское») о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в жилом доме.
В обоснование заявленных требований исполняющий обязанности прокурора указал, что прокуратурой Няндомского района с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора Няндомского района УГПН ГУ МЧС России по Архангельской области и территориального отдела Управления Роспотребнадзор по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности при управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в связи с чем 15 июля 2010 года было проведено обследование указанного жилого дома.
В результате обследования было установлено, что МП «РЭС» МО «Няндомское» грубо нарушаются требования Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС от 18 июня 2003 года № 313, а также требования Правил устройства электроустановок (далее ПУЭ), в том числе: в нарушение пункта 44 ППБ 01-03 в жилом доме не остеклены окна чердачного помещения; в нарушение пункта 44 ППБ 01-03 в дощатой пристройке эксплуатируются провода с оголенной токоведущей частью; в нарушение пунктов 57, 60 ППБ 01-03, пунктов 2.1.36, 2.1.21, 2.1.27 ПУЭ монтаж электропроводки в коридорах и жилых помещениях выполнен с нарушением требований ПУЭ, соединения токоведущих жил произведено «скрутками», не произведено крепление вводного кабеля, отсутствуют крышки на распределительных коробках; в нарушение пункта 44 ППБ 01-03 пути эвакуации, то есть дощатый настил лестничной клетки площадки второго этажа и лестничный марш, содержатся в неудовлетворительном состоянии (проломлены доски ступней и дощатого настила).
Кроме того, во время обследования установлено, что МП «РЭС» нарушены требования пункта 9.2 СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской федерации 15 декабря 2000 года (в ред. от 21 августа 2007 года), согласно которому необходимо своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия, обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов.
Также МП «РЭС» МО «Няндомское» нарушены пункты 2.2.1, 2.2.4 Сан ПИН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88, согласно которым при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при температуре свыше +5 градусов) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Деревянные сборники отходов в летний период необходимо дезинфицировать.
В момент осмотра установлено, что жилой <адрес> является двухэтажным, многоквартирным, деревянным. При этом здание не имеет систем канализации и водоснабжения. Организация санитарной очистки территории около дома неудовлетворительная: не производится своевременный вывоз твердых и жидких отходов из дворового сборника и уборной, расположенной на первом этаже дома. Близлежащая территория домовладения захламлена.
В подъезде <адрес> чувствуется неприятный запах, стены не ровные, темного цвета. Лестница, ведущая на второй этаж, искривлена и находится в неисправном состоянии. Санитарное состояние жилого здания неудовлетворительное. Не проводятся мероприятия, направленные на предупреждение и распространение инфекционных заболеваний. В подъезде имеются следы грызунов, что указывает на необходимость проведения дератизации. При обследовании <адрес> указанного жилого дома установлено, что в комнатах чувствуется запах сырости, присутствуют следы грызунов. Санитарно-жилищные условия в данном жилом доме не приемлемые, не исключено возникновение массовых инфекционных заболеваний, существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Просил обязать МП «РЭС» МО «Няндомское» в срок до 01 сентября 2010 года устранить нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: остеклить в жилом доме окна чердачного помещения; восстановить электропроводку в дощатой пристройке жилого дома; монтаж электропроводки в подъездах выполнить в соответствии с требованиями ПУЭ: соединения токоведущих жил произвести при помощи опрессовки, сварки, пайки; установить крышки на распределительных коробках; восстановить пути эвакуации, то есть дощатый настил лестничной клетки площадки второго этажа и лестничный марш в соответствии с проектной документацией; произвести текущий ремонт подъезда жилого дома; провести мероприятия по уничтожению грызунов (дератизацию); провести мероприятия по дезинфекции деревянного сборника отходов.
Обязать МП «РЭС» МО «Няндомское» обеспечить своевременный вывоз отходов из дворового сборника, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>, в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) 1 раз в течение трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 градусов) 1 раз в сутки (ежедневно).
На основании определения Няндомского районного суда Архангельской области от 21 сентября 2010 года, в связи с частичным отказом прокурора от иска, производство по делу по иску прокурора Няндомского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Ремонтно-эксплуатационная служба» муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства в жилом доме по адресу: <адрес>, а именно: остеклить в жилом доме окна чердачного помещения; восстановить электропроводку в дощатой пристройке жилого дома; монтаж электропроводки в подъездах выполнить в соответствии с требованиями ПУЭ: соединения токоведущих жил произвести при помощи опрессовки, сварки, пайки; установить крышки на распределительных коробках; восстановить пути эвакуации, то есть дощатый настил лестничной клетки площадки второго этажа и лестничный марш в соответствии с проектной документацией; произвести текущий ремонт подъезда жилого дома; провести мероприятия по уничтожению грызунов (дератизацию); провести мероприятия по дезинфекции деревянного сборника отходов, прекращено.
В дополнении к исковому заявлению от 21 сентября 2010 года прокурор ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве соответчика администрации МО «Няндомское» и просил также обязать данный орган местного самоуправления организовать надлежащим образом вывоз отходов из дворового сборника, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>, в срок до 15 ноября 2010 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Филимонова О.А. требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме, с учетом уточнения от 21 сентября 2010 года, также уточнила срок по исполнению требований, заявленных к администрации МО «Няндомское», просила обязать данный орган местного самоуправления организовать надлежащим образом, на постоянной основе, своевременный вывоз отходов из дворового сборника, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>. Дополнительно суду пояснила, что статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью, имуществу экологическими правонарушениями. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц. В данном случае, администрацией МО «Няндомское» допущены нарушения, касающиеся прав неопределенного круга лиц, в связи с тем, что данный дворовый сборник расположен на улице, следовательно, люди, которые проживают в данном доме и граждане, которые, возможно, приходят в дом к кому-либо в гости, или просто проходят мимо этого дворового сборника, круг лиц которых нельзя определить, вынуждены находиться в условиях, не гарантирующих охрану их здоровья. Дальнейшее нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к чрезвычайной ситуации. Как показала проверка, проведенная Роспотребнадзором по требованию прокурора, в данном жилом доме и возле него бегали грызуны, в том числе, по данному дворовому сборнику. Поскольку отходы не вывозятся, там находится также большое количество собак. Все это может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний, гибели людей, в результате чего может пострадать неопределенное количество граждан, круг которых определить нельзя, так как посетить указанный жилой дом могут любые граждане в любое время, и не только те, которые проживают в указанном доме.
Как показала проверка, проведенная Роспотребнадзором по требованию прокурора, дворовый сборник, расположенный около жилого <адрес>, своевременно не чистится, бытовые отходы из указанного сборника не вывозятся. Следовательно, можно сделать вывод о том, что администрация МО «Няндомское» не надлежащим образом организовала вывоз бытовых отходов из данного дворового сборника. Указанные нарушения приводят к нарушению санитарных правил содержания населенных мест. Близлежащая территория захламлена, что указано в справках Роспотребнадзора, представленных суду и находящихся в материалах настоящего гражданского дела.
На требованиях к МП «РЭС» МО «Няндомское» она также настаивает с учетом уточнения. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживает. Согласно постановления Правительства от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», содержание общего имущества включает в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов в многоквартирном доме. МП «РЭС» является управляющей компанией по отношению к данному жилому дому и обязано предоставить услугу надлежащего качества, то есть обеспечить вывоз бытовых отходов, а администрация МО «Няндомское» должна надлежащим образом организовать вывоз бытовых отходов. Каким образом администрация МО «Няндомское» будет это организовывать, должна определить сама администрация.
Представитель ответчика муниципального предприятия «Ремонтно-эксплуатационная служба» муниципального образования «Няндомское» /ФИО1/ иск не признал, пояснив, что МП «РЭС» МО «Няндомское» осуществляет функции управления жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>. Считает, что на МП «РЭС» МО «Няндомское» не возложена обязанность по вывозу твердых бытовых отходов. Согласно пункту 6.3 СанПина 42-128-4690-88 обязанность учреждения по эксплуатации зданий заключается в своевременном заключении договоров на удаление твердых бытовых отходов со специализированными предприятиями, которые указаны в пункте 6.4 данных СанПин. МП «РЭС» МО «Няндомское» 1 января 2010 года был заключен договор с МП «Благоустройство» МО «Няндомское» по вывозу твердых бытовых отходов от жилого дома. Следовательно, вывозом твердых бытовых отходов должна заниматься эта организация. В жилом доме <адрес> 6 квартир, в которых зарегистрировано 15 человек, то есть круг лиц, в отношении которых в данном случае затронуты права, известен. Граждане производят оплату за данную услугу по вывозу бытовых отходов через МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» муниципальному предприятию «Ремонтно-эксплуатационная служба» МО «Няндомское». Все требования организацией выполнены. МП «РЭС» МО «Няндомское» заключен договор с МП «Благоустройство» МО «Няндомское». Права граждан МП «РЭС» ничем не нарушает. Права граждан нарушает МП «Благоустройство» МО «Няндомское», у которого находится вся специализированная техника. Деньги за предоставление услуги по вывозу мусора поступают на счет МП «РЭС» МО «Няндомское» в соответствие с установленным порядком, но вообще деньги должны перечисляться на счет МП «Благоустройство» МО «Няндомское», которое и предоставляет данную услугу. Согласен, что несвоевременный вывоз отходов из дворового сборника, расположенного возле <адрес> в <адрес> имел место. На привлечении к участию в деле МП «Благоустройство» МО «Няндомское» он не настаивает.
С требованием прокурора к администрации МО «Няндомское» он согласен, поскольку администрация МО «Няндомское» несет ответственность по организации вывоза отходов.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Няндомское» /ФИО2/, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что считает иск прокурора предъявленным в защиту определенного круга лиц. Круг лиц, проживающих и находящихся в доме, определен – 15 человек. Довод прокурора о том, что круг лиц не определен, является несостоятельным. Также прокурор ссылается на определение Верховного суда РФ от 15 октября 2008 года, но в данном определении речь идет о том, чтобы возложить обязанности на администрацию организовать вывоз мусора во всем районе, а не по конкретному адресу. Согласна, что на основании пункта 18 статьи 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года обязанности по организации вывоза отходов возложены на администрацию МО «Няндомское», но на территории всего поселения, а не конкретного адреса.
В своем исковом заявлении прокурор указывает, что дальнейшее нарушение санитарно-эпидемиологических правил могут привести к чрезвычайной ситуации и повлечь причинение вреда в будущем здоровью жителей поселения, может пострадать неопределенное количество граждан. Прокурор имеет право обратиться в защиту нарушенных прав и свобод граждан, а не в защиту предполагаемого права. В настоящее время права иных граждан, не проживающих в данном доме, ничем не нарушены. Нарушены права только тех жильцов, которые проживают в <адрес>. Имеется график МП «Благоустройство», согласованный с Роспотребнадзором по периодичности очистки выгребных ям, септиков, туалетов в осеннее-весенний период на 2010 год. Согласно данного графика вывоз мусора по <адрес>, место которого обозначено как помойка, должен производится два раза в год. Первый раз – 23 июня 2010 года. Фактически мусор был вывезен 19 июля 2010 года. Следующий вывоз мусора - 29 октября 2010 года.
Считает, что администрация не может являться по делу надлежащим ответчиком, поскольку организация вывоза отходов со стороны администрации выполнена, имеется распоряжение Главы администрации от 28 августа 2009 года №, согласно которому функции управляющей организации по управлению многоквартирными домами, в том числе <адрес>, возложены на МП «РЭС» МО «Няндомское».
Администрация МО «Няндомское» организовала вывоз мусора тем, что создано муниципальное предприятие «Ремонтно-эксплуатационная служба» МО «Няндомское», и в 2009 году на данное предприятие возложены функции управляющей организации.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области, представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
На основании ст. ст. 4, 8, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, к вопросам местного значения городских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
В пункте 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» указано, что ответственность за содержание мусоропровода, мусоросборников и территорий, прилегающих к месту вывоза отходов, несет организация, в ведение которой находится дом.
В соответствии с п. 2.24 Правил благоустройства территории Няндомского городского поселения, утвержденных решением седьмой сессии муниципального Совета МО «Няндомское» 27 марта 2009 г. № 17, вывоз бытовых отходов осуществляется систематически, по мере накопления, но не реже одного раза в три дня, а в периоды года с температурой выше 14 градусов – ежедневно.
Из материалов дела следует, что 15 июля 2010 года прокуратурой Няндомского района, с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора Няндомского района УГПН ГУ МЧС России по Архангельской области и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах, была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности при управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. В результате обследования было установлено, в том числе, нарушение санитарно-эпидемиологический требований. Здание не имеет систем канализации и водоснабжения. Организация санитарной очистки территории около дома неудовлетворительная, не производится своевременный вывоз отходов из дворового сборника и уборной, расположенной на первом этаже дома.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения главы администрации МО «Няндомское» № от 28 августа 2009 года, функции управляющей организации по управлению многоквартирными домами, в том числе домом <адрес>, возложены на МП «РЭС» МО «Няндомское» (л.д. 23, 24).
На основании пп. «д» п. 11 постановления Правительства от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», содержание общего имущества включает в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов в многоквартирном доме.
Согласно Уставу МП «РЭС» МО «Няндомское» целями деятельности предприятия являются содержание и ремонт жилищного фонда, получение прибыли. Для выполнения уставных целей предприятие, в том числе имеет право заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, Уставу, а также целям и предмету предприятия (л.д. 16-20).
Из договора на оказание услуг № от 01 января 2010 года следует, что МП «РЭС» МО «Няндомское» заключило договор с МП «Благоустройство» МО «Няндомское» по которому МП «Благоустройство» МО «Няндомское» обязалось выполнить работы по вывозу из контейнеров жилого фонда и размещению на муниципальной свалке твердых бытовых отходов от многоквартирный жилых домов (л.д. 48-49).
В соответствии со справкой специалиста – эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах /ФИО3/ установлено, что 15 июля 2010 года, в целях выявления нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, был осмотрен дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также территория возле дома. В ходе осмотра было установлено, что здание не имеет систем канализации и водоснабжения, организация санитарной очистки территории возле дома неудовлетворительная, выявлены нарушения санитарного законодательства, не проводится своевременный вывоз твердых и жидких отходов из дворового сборника и уборной, расположенной на первом этаже дома (л.д. 30).
В судебном заседании свидетель /ФИО3/ показала, что работает специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах. 15 июля 2010 года она выезжала на <адрес> в качестве специалиста-эксперта по требованию прокурора для обследования данного жилого дома и близлежащей территории на предмет нарушения санитарных правил. На момент осмотра дворовый сборник был полностью переполнен твердыми бытовыми отходами, мусор был разбросан по территории вокруг дворового сборника. Даже не было видно самой конструкции дворового сборника. Также там находились отходы от стройматериалов, старая мебель. Данный дом является частично благоустроенным, в связи с чем для него предусмотрен именно дворовый сборник. Дворовый сборник находится на территории не только этого дома, рядом имеются и другие строения, то есть рядом проходят граждане, не только проживающие в данном конкретном доме. Возле сборника бегают собаки, крысы. Граждане подвержены причинению вреда. Дворовый сборник по санитарным нормам вывозится при определенной температуре, летом – каждый день по мере накопления, а зимой, при температуре ниже 5 градусов, один раз в 2-3 дня. График вывоза бытовых отходов был предоставлен МП «Благоустройство». Этот график составлен для удобства предприятия. В нем имеется ссылка о том, что этот график не должен противоречить санитарным правилам, и в примечании указаны конкретные санитарные правила. Периодичность вывоза мусора два раза в год предприятие указало для себя. В данном случае, не вывозом бытовых отходов нарушены права неопределенного круга лиц, поскольку рядом имеются другие дома. Для жидких бытовых отходов в указанном доме предусмотрен туалет.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что МП «РЭС» МО «Няндомское» не осуществляет надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из дворового сборника, расположенного возле <адрес>.
Довод представителя ответчика МП «РЭС» МО «Няндомское» о том, что согласно договору на оказание услуг № № от 01 января 2010 года обязанность вывоза отходов возложена на МП «Благоустройство» МО «Няндомское», парк специализированных машин имеет только данное предприятие, суд считает несостоятельным.
В силу распоряжения главы администрации МО «Няндомское» № от 28 августа 2009 года, МП «РЭС» МО «Няндомское» приняло на себя функции управляющей организации по управлению домом <адрес>, тем самым обязалось надлежащим образом осуществлять управление указанным домом.
Администрация МО «Няндомское» путем заключения договора и передачи в управление многоквартирного дома делегировала МП «РЭС» МО «Няндомское» обязанность осуществления управления указанным домом. В свою очередь управляющая организация, заключив договоры управления многоквартирным домом с собственниками жилых помещений, приняла на себя обязательства по осуществлению управления домом, в том числе предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом способ оказания коммунальных услуг управляющая организация вправе избирать самостоятельно, в том числе с привлечением третьих лиц.
Судом установлено, что предоставление коммунальной услуги - вывоз ТБЖО, МП «РЭС» МО «Няндомское» осуществляет посредством привлечения организации - исполнителя МП «Благоустройство» МО «Няндомское на основании договора на оказание услуг. Вместе с тем, в силу вышеуказанных обстоятельств, неисполнение либо ненадлежащее исполнение третьим лицом своих обязанностей по договору, заключенному с управляющей организацией, не является освобождением ее от выполнения возложенных на нее обязанностей по предоставлению качественной коммунальной услуги. Управляющая организация, в силу возложенных на нее обязанностей, должна принять меры к устранению нарушений по оказываемой услуге. При этом способ достижения указанной цели управляющая компания избирает самостоятельно в рамках действующего законодательства, в частности путем привлечения иных лиц для устранения недостатков оказываемой услуги, понуждения МП «Благоустройство» МО «Няндомское» к исполнению последним обязательств по договору, либо иным способом.
Непосредственно МП «Благоустройство» МО «Няндомское» каких-либо обязательств перед гражданами, проживающими в жилых помещениях в многоквартирных домах не принимало, в договорных отношениях с указанными гражданами не состоит.
В свою очередь администрация МО «Няндомское», являясь учредителем МП «РЭС», в силу возложенных на нее Законом обязанностей не осуществляет надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах Няндомского городского поселения по указанному адресу, что выражается в отсутствии контроля со стороны администрации МО «Няндомское» за исполнением обязательств возложенных на МП «РЭС» МО «Няндомское».
Надлежащая организация органом местного самоуправления деятельности по вывозу бытовых отходов и мусора, предполагает обеспечение указанных мероприятий в соответствии с периодичностью, установленной Санитарными правилами и нормами. Из представленных материалов дела усматривается, что вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с установленной действующим законодательством периодичностью не осуществлялся.
Суд также считает несостоятельными доводы представителей ответчиков о том, что исковое заявление подано за пределами полномочий прокурора, так как круг лиц, чьи права нарушаются, является определенным.
Статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ установлено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В связи с тем, что из дворового сборника, расположенного возле <адрес>, своевременно не произведен вывоз отходов, сложилась неудовлетворительная санитарно-эпидемиологическая обстановка, что нарушает право на благоприятную окружающую среду не только жильцов указанного дома, но и других лиц, круг которых определить не представляется возможным. Посетить дом могут и не проживающие в нем лица, также неопределенный круг лиц может находиться возле дома, проходить мимо указанного дома.
Суд также не принимает довод представителя администрации МО «Няндомское» о несостоятельности ссылки прокурора на определение Верховного суда РФ от 15.10.2008 № 32-ВПР08-13.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в указанном определении, обязание исполнительного органа муниципального образования исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением и требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Доводы представителя администрации МО «Няндомское» о том, что администрацией городского поселения надлежащим образом организован сбор и вывоз бытовых отходов, так как в соответствии с распоряжением Главы администрации от 28 августа 2009 года № функции управляющей организации по управлению многоквартирными домами, в том числе домом <адрес>, возложены на МП «РЭС» МО «Няндомское», не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку эти меры не привели к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора из дворового сборника, находящегося около жилого дома по адресу: <адрес>.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика МП «РЭС» МО «Няндомское» о том, что требования прокурора не основаны на СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», так как во дворе <адрес> якобы расположена дворовая помойница, которую рекомендуется очищать по мере заполнения, но не реже одного раза в полгода.
В судебном заседании установлено, что <адрес> не имеет канализации. Для сбора твердых бытовых отходов во дворе дома установлен именно деревянный сборник, а не дворовая помойница. Режим вывоза отходов из деревянного дворового сборника определен п. 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Также суд считает необоснованными доводы представителя МП «РЭС» МО «Няндомское» о том, что исковое заявление подано за пределами полномочий, предоставленных прокуратуре, так как прокуратура в статье 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» не названа, к федеральным органам исполнительной власти не относится, требований о признании действий противоправными и о прекращении этих действий не заявляла.
Из материалов дела следует, что требования прокурора вытекают не из Закона о защите прав потребителей, а обращены на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в защиту права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При изложенных обстоятельствах суд полагает необходимым обязать муниципальное предприятие «Ремонтно-эксплуатационная служба» муниципального образования «Няндомское» обеспечить своевременный вывоз отходов из дворового сборника, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>, в холодное время года, при температуре -5 градусов и ниже – 1 раз в течение трех суток, в теплое время, при плюсовой температуре свыше +5 градусов – 1 раз в сутки (ежедневно), а также обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» организовать надлежащим образом, на постоянной основе, своевременный вывоз отходов из дворового сборника, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>.
В соответствии с пунктом 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С учетом изложенного, государственная пошлина с администрации муниципального образования «Няндомское» взысканию не подлежит.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании вышеуказанной нормы закона с ответчика МП «РЭС» МО «Няндомское» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, с учетом требований п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 100 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш и л:
Иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Ремонтно-эксплуатационная служба» муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности своевременного вывоза отходов из дворового сборника, администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности организовать надлежащим образом вывоз отходов из дворового сборника, удовлетворить.
Обязать муниципальное предприятие «Ремонтно-эксплуатационная служба» муниципального образования «Няндомское» обеспечить своевременный вывоз отходов из дворового сборника, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>, в холодное время года, при температуре -5 градусов и ниже – 1 раз в течение трех суток, в теплое время, при плюсовой температуре свыше +5 градусов – 1 раз в сутки (ежедневно).
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» организовать надлежащим образом, на постоянной основе, своевременный вывоз отходов из дворового сборника, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>.
Взыскать с муниципального предприятия «Ремонтно-эксплуатационная служба» муниципального образования «Няндомское» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в сумме 100 (сто) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22 ноября 2010 года.
Судья В.А. Ермилов